• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Учебные курсы


История исторической науки

Бойцов Михаил Анатольевич

Профессор Школы исторических наук

Вводная часть курса знакомит магистрантов с различными значениями понятия «историография», со становлением науковедческого значения этого понятия как истории исторической науки – научной дисциплины, являющейся частью интеллектуальной истории человечества. Рассматриваются современное понимание предмета истории исторической науки в широком, междисциплинарном поле; осмысливается место историографии на стыке науковедения, истории культуры и социальной истории; анализируются методы и источники истории исторической науки. В основной части курса прослеживаются процесс становления научного исторического знания – от существовавших с древности различных форм знания о прошлом до постепенного выделения истории в XVIII – XIX вв. в самостоятельную науку со специфическими методами и научными направлениями, а также этапы развития исторической науки в XIX – начале XXI вв. Основная цель курса – усвоение магистрантами закономерностей развития исторической науки; приобретение навыков историографического анализа и умения ориентироваться в различных направлениях исторической мысли; формирование бережного отношения к научным традициям, личности ученого-историка, принципам научной этики. Значительная часть курса отводится на практические занятия, в ходе которых магистранты изучают основные исторические сочинения разных эпох.



Теория и история культуры

Иванова Юлия Владимировна

Школа исторических наук: Доцент

 
Воскобойников Олег Сергеевич

Школа исторических наук: Доцент

Задача курса заключается в том, чтобы представить слушателям важнейшие события и явления российской и европейской культур в их сопоставлении друг с другом и в широком контексте политической, социальной, интеллектуальной истории и повседневной жизни обществ России и Европы. Оригинальность курса обосновывается совмещением теоретических подходов к интерпретации явлений культуры с вниманием к аутентичным условиям их возникновения и функционирования – этот принцип является предпосылкой корректной реконструкции контекстной истории культуры. В рамках курса предполагается интенсивно использовать визуальный материал, что позволит слушателям составить детализованное представление о важнейших событиях истории европейской и российской культуры.



Историческая текстология

Данилевский Игорь Николаевич

Школа исторических наук: Профессор

 
Добровольский Дмитрий Анатольевич

Школа исторических наук: Доцент

Целью курса является ознакомление магистрантов с теоретическими и практическими основами текстологии как дисциплины, вспомогательной для истории. В отличие от классической (филологической) текстологии, ориентированной на выбор текста произведения, который будет положен в основу публикации, историческая текстология ставит перед собой задачу выявления всех этапов формирования текста — от замысла до его окончательного оформления — с целью дать общую характеристику исторического источника и, тем самым создать основу для адекватного восприятия текста. Структура курса включает теоретический и практический разделы. Теоретический раздел предусматривает изучение теоретико-методологических основ текстологического анализа: общие понятия исторической текстологии (текст, список, произведение, редакция и извод, оригинал и копия, подделка, протограф, архетип, атрибуция текста, автор, переписчик, текстологический анализ, разночтения, генетическая критика, авантекст, генетическое досье и т.п.), влияние результатов текстологического анализа на понимание текста источника через выявление его социальных функций, использование данных и методов текстологии в источниковедческом и историческом исследовании. Содержание практического раздела сводится к усвоению учащимися умений и навыков классического текстологического анализа, а также формирования генетического досье, выявления авантекста, круга чтения автора, структуры ретроспективной информации, общей характеристики исторического источника.




Религия как форма знания

Кнорре Борис Кириллович

Школа философии: Доцент

 
Целью курса является формирование целостного представления о феномене религии, усвоение важных в научном и познавательном отношении разделов истории религий, формирование представлений о религиозных системах в отдельности и их конституирующих принципах. В курсе предусмотрено усвоение основных религиоведческих понятий, уяснение общеупотребимых терминов, характеризующих явления религиозного характера. В ходе курса религия рассматривается как сущностная антропологическая характеристика, изучаются интерпретации понятия религии в современном гуманитарном знании. В курсе излагаются доктринально-философские основы, практические формы и основные исторические этапы формирования религиозных систем человечества; рассматриваются наиболее известные и социально значимые религиозные традиции, их различные проявления и модификации, наиболее показательные для понимания эволюции религиозного сознания общества. Затронуты также некоторые новые религии и религиозно-мировоззренческие движения, показательные для целостного представления о религии как таковой. При описании отдельной религиозной системы выделяются ее идейно-образующие концепты. После их описания и характеристики показывается их эволюция, роль в истории культуры. В дальнейшем показывается проявление этих концептов в жизни общества, для которого конкретная религиозная система играет реальную роль. Изложение принятых в обществе терминов, характеризующих религиозные явления сопровождается, с одной стороны, их объективным определением, с другой, - объяснением псевдо-смыслов этих понятий и терминов, «обывательских» значений, которые они подчас приобретают в медиа-пространстве.




Социология знания

Баньковская Светлана Петровна

Кафедра анализа социальных институтов: Профессор

 
Курс знакомит слушателей с основными концепциями и научными школами, занимавшимися и занимающимися изучением науки как когнитивной системы и социального института. Соответственно предметом изучения в рамках курса станут два главных аспекта научного знания: имманентная структура науки и научное знание как объект социологической теории. Социологический анализ научного знания предполагает рассмотрение следующих вопросов: основные направления и научные школы, в разных формах проблематизировавшие генезис и функционирование научного знания; философская и историческая концептуализация понятия знания; историческая типология форм знания. Методологическая составляющая курса предполагает изучение таких вопросов, как критерии демаркации дисциплин, проблема «гуманитарной эпистемологии», оппозиция «интернализма» и «экстернализма».




Философия как форма знания

Резвых Петр Владиславович

Школа философии: Доцент

 
Целью изучения дисциплины «Философия как форма знания» является знакомство с методами исторического изучения философии в Новое время в зарубежных странах и в России. Иными словами, эта дисциплина представляет собой сокращенную версию курса по истории европейской философии (с акцентом на методологических моментах), адаптированную к целям и задачам специализации «История знания…» магистерской программы, рассчитанной преимущественно на студентов с историческим бакалаврским образованием. В ходе освоения этой дисциплины учащиеся знакомятся с профессиональной терминологией истории философии, с основными характеристиками важнейших периодов в истории интеллектуальной культуры Запада и России и с наиболее значимыми научными направлениями ее изучения; учатся грамотно анализировать специальную литературу по истории философии, искать заслуживающую доверия информацию в литературе и интернете на русском и иностранных языках; получают навыки применения историкофилософских подходов в исторических исследованиях и использования методов исторического исследования в изучении истории мысли.




Науки о языке и тексте в Средние века

Иванова Юлия Владимировна

Школа исторических наук: Доцент

 
Щербакова Елизавета Александровна

Школа исторических наук: Старший преподаватель

 
Курс представляет собой обзор формирования и развития в период Средневековья и раннего Нового времени тех дисциплин, которые в настоящее время принято именовать гуманитарными: теологии, герменевтики, филологии, педагогики, юриспруденции, политической теории. В рамках курса изучаются основные традиции и методы исследования и концептуализации истории средневековой науки; институциональные формы ее существования; эволюция представлений о социальной функции науки; структура дисциплинарного поля и важнейшие этапы его трансформации от Поздней Античности до эпохи Ренессанса. Учащиеся знакомятся с формами и механизмами рецепции античного научного знания в европейской интеллектуальной культуре Средневековья и Возрождения; с историей правовой и политической культуры Европы в Средние века и раннее Новое время; с историей учений о методе от философских школ Поздней Античности до Декарта; с историей герменевтических теорий и техник в донововременной период и в эпоху Реформации и Контрреформации. В ходе курса предполагается формирование у учащихся представлений о значении изучения истории гуманитарных наук в рамках самых разных направлений гуманитарного образования, и в первую очередь – в освоении современной гуманитарной теории.




История массовых представлений Нового и Новейшего времени

Левинсон Кирилл Алексеевич

Школа исторических наук: Доцент

 
Целью курса является ознакомление учащихся с эпистемологическими проблемами, связанными с механизмами формирования и бытования массовых представлений, перимуественно протяжении XIX-XXI вв., и вовлечение студентов в методологическую рефлексию по поводу рассматриваемых проблем. На семинарах помимо ознакомления с литературой осуществляется работа с источниками (на английском или русском языках), совместный поиск путей их анализа. В силу большого хронологического и тематического охвата курса особой темой становится необычайная разнородность источникового материала, который может быть привлечён для изучения той или иной темы: если применительно к раннему Новому времени «массы» всё ещё в большой мере выглядят безмолвствующим большинством, мы зачастую вынуждены ограничиваться, например, такими документами, как завещания или судебные акты, то в ХХ в. массы уже заявляют о себе и своих представлениях большим количеством письменных текстов; информация может быть получена и из массовой печатной продукции, и из данных опросов общественного мнения, и т.д. Помимо изменения самих «массовых представлений» на протяжении рассматриваемого периода студенты познакомятся и с изменением состава и характера тех источников, по которым можно его проследить. В определённой мере и сама исследовательская литература становится источником для анализа эпистемологической проблематики. Важной составляющей курса является также заострение внимания студентов на проблематике истории понятий: сама концепция «массы», «массовости» рассматривается в качестве проблемы, равно как и понятие «представлений», и категории, используемые в периодизации. На примерах некоторых «массовых представлений» демонстрируется, как одни и те же слова в разные периоды и в разных культурных контекстах имеют разные значения. В целом сверхзадачей курса является привитие студентам интереса к такой истории, которая ещё не «готова», а постоянно «делается» историками. Поэтому отчётность (контрольная работа, реферат, зачет) предполагает не столько выяснение того, какой набор дат, имён, цифр, фактов и их каузальных объяснений студенты запомнили, сколько достигнутый ими уровень рефлексии относительно возможностей, проблем и границ познавательной деятельности историка применительно к обсуждаемой теме, а также приобретённые ими навыки работы с литературой и разными источниками.




История наук о человеке и обществе в XX в.

Дмитриев Александр Николаевич

Школа исторических наук: Доцент

 
Настоящий курс построен по хронологическому принципу и призван сформировать у студентов целостное представление о развитии всего комплекса наук о человеке на протяжении XX-XXI столетий. Эволюция разных отраслей гуманитарного и общественнонаучного знания рассматривается в трех основных аспектах: как история научных идей, история образовательных и исследовательских институтов и история научных и образовательных практик (историческая динамика, антропология науки, история научной прессы и т.д.). В силу разнообразия тематического и дисциплинарного охвата курса особой темой становятся те глобальные трансформации, которые претерпевает система знаний о человеке в Новейшее время. Выбор в ходе курса делается не в пользу определенных дисциплин (хотя в ряде случаев на семинарах и предполагается остановиться именно на синхронных срезах), а скорее на мощных общих трендах или течениях мысли, которые захватывали сразу несколько наук одновременно и влияли на формирование интеллектуального климата целых эпох (неокантианство, психологизм, марксизм, структурализм, постструктурализм, постмодернизм и проч.). Особенно важным и в лекциях, и в семинарской работе будет обращение к компаративному и разномасштабному историко-научному анализу, исходя из несхожих, даже полемических аналитических перспектив. Большое внимание уделяется социологической и институциональной истории обществознания, вопреки господствующим до сих пор схемам и канонам «интерналистской» сугубо историко-идейной историографии «своих дисциплин». В определённой мере и сама исследовательская историко-научная литература в рамках курса служит источником для анализа эпистемологической и собственно исторической проблематики.




История естественных и точных наук

Дроздова Дарья Николаевна

Школа философии: Старший преподаватель

 
Дисциплина изучает историю становления и эволюции науки и техники как социокультурного процесса и выявляет закономерности и законы развития науки и техники в целом в контексте социокультурной динамики человечества. Объектом изучения является комплекс феноменов культуры, произведений человека, формирующийся в сфере познавательной деятельности, нацеленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, а также в сфере производства средств (орудий, устройств, механизмов и т.п.), которые позволяют людям использовать естественные материалы и процессы для удовлетворения своих потребностей. Предмет дисциплины – совокупность информации о целенаправленной деятельности человека, направленной на познание окружающего мира и приспособление его для собственных нужд. В России зарождение научного изучения истории естественных и точных наук относится ко времени становления науки в XVIII в. Главным образом изучалась история развития наук. Самостоятельная кафедра истории науки появилась во Франции в 1892 г., что положило начало становлению истории науки и техники в качестве самостоятельной научной дисциплины. Формирование самостоятельной дисциплины истории естественных и точных наук в России связано с именами А.С. Лаппо-Данилевского (1863–1919) и В.И. Вернадского (1863–1945), читавшими в начале XX в. лекционные курсы по истории науки. В конце 20-х – начале 30-х гг. XX в. в ситуации острой нехватки кадров технических специалистов в СССР предприняты меры по внедрению преподавания истории техники в вузах. В эти и последующие десятилетия разрабатывались учебные курсы, публиковались учебные пособия по истории науки и техники в целом и по истории отдельных наук, биографии великих ученых. В настоящий момент инфраструктура истории естественных и точных наук включает в себя академические институты (Институт истории естествознания и техники РАН), специализированные кафедры в вузах, сеть библиотек, крупнейшей из которых является Государственная публичная научно-техническая библиотека России, и информационных и аналитических центров научно-технической информации, из них крупнейшим является Всероссийский институт научной и технической информации РАН. Дисциплина взаимодействует с историей и историческими науками, вспомогательными историческими дисциплинами, философией науки, науковедением и др.




История образовательных институций

Вишленкова Елена Анатольевна

Школа исторических наук: Профессор

 
Ильина Кира Андреевна

Школа исторических наук: Старший преподаватель

 
Данный курс погружает студентов в историю обучающих институций (рассматриваются учебные функции семьи, общины, православных приходов, княжеской и государственной службы, монастырские школы, семинарии, коллегиумы, духовные академии, медресе, иешиботы, церковно-приходские школы, институт гувернерства, частные пансионы, гимназии, университеты, высшие женские курсы и др.), а также внеучебных средств передачи знания (книги, периодика, познавательные развлечения). При этом приоритетной областью изучения является история высшего образования. Сегодня история университетов и других образовательных институций на глазах превращается во влиятельное научное направление. Данный учебный курс рассматривает основные тренды этого направления: институциональную историю высших учебных заведений; просопографические характеристики университетской корпорации; специфику университетской культуры. Перед студентами будет развернута «большая» университетская история, показаны ее национальные (англо-саксонская, французская, немецкая, итальянская, российская) и локальные версии (московская, петербургская, харьковская и казанская), а также проанализированы разрывы, порожденные системными кризисами (радикализация студенчества на рубеже XIX-XX веков, несоответствие потребностям рынка труда в 1990-е гг.) и политическими обстоятельствами (смена политических режимов и состава университетских корпораций). Курс строится на сопоставлении российских средних, профессиональных и высших школ с их западными собратьями. Значительное внимание уделяется константной части университетской традиции, обеспечивающей ее витальные свойства.




Политическая история России

Каменский Александр Борисович

Школа исторических наук: Профессор

 
Будницкий Олег Витальевич

Школа исторических наук: Профессор

 
В курсе характеризуются особенности российской политической традиции, прослеживается процесс зарождения и развития российской имперской государственности и показывается специфика взаимодействия государства и общества в российских условиях. Анализируются попытки реформирования России, предпринимавшиеся на различных этапах ее политической истории, а также революционные процессы XX века. В курсе дается характеристика особенностей советского варианта догоняющей модернизации, анализируются особенности функционирования российской политической системы, роли элит и лидеров на различных этапах исторического развитая страны, подводятся некоторые итоги посткоммунистической трансформации России.




Рождение и становление Европы

Бойцов Михаил Анатольевич

Школа исторических наук: Профессор

 
Уваров Павел Юрьевич

Школа исторических наук: Профессор

 
Европа – понятие не только и не просто географическое. Европа – это «европейская цивилизация» со всеми уникальными её чертами – от готических соборов и технических открытий до индивидуалистического мировосприятия и гражданских свобод. Курс посвящён эпохе становления этой цивилизации в Средневековье и Раннее Новое время. Античное наследство, традиции «варварских» обществ, христианство – это основа, на которой сложилась Европа как историко-культурное пространство. Но в разное время и в разных регионах эти «базовые элементы» находились в разном соотношении между собой и принимали разный вид, испытывая влияние самых разных факторов – от климатических изменений до воздействия ислама или мира кочевников. Границы этого пространства были условны и неустойчивы, постоянно менялись и не определились окончательно и сегодня. Курс нацелен на то, чтобы показать сложность исторического развития Европы, не только подчеркнув силу интеграционных процессов, но и выявив многообразие местных условий и неоднозначность их взаимодействия. Центральное место отводится при этом истории обретения своего места средневековой Русью и Россией Нового времени в «европейском хоре» народов и государств.




Исторический анализ структур повседневности

Смилянская Елена Борисовна

Школа исторических наук: Профессор

 
Цель курса – знакомство с историей повседневности, как одним из направлений современной исторической науки, тесно смыкающимся по своей проблематике с социальной историей, а по используемым методам – с социологией, исторической демографией, конфликтологией и др. социальными дисциплинами. Курс включает обзор существующих в современной историографии подходов к изучению структур повседневности, дискуссионных проблем, специфики изучения повседневности прошлого применительно к различным историческим эпохам и регионам. Особое внимание уделяется соотношению микро- и макроанализа, значению выделяемых и реконструируемых структур и повседневности и повседневных практик для реконструкции социального поведения людей в прошлом и его мотивации.




Политические институты в европейской истории

Бойцов Михаил Анатольевич

Школа исторических наук: Профессор

 
Политические институты понимаются в данном курсе не в строгом юридическом (конституционном) смысле, а предельно широко — скорее в русле т. н. нового институционализма. Это позволяет включить в обсуждение и исторические особенности средств коммуникации, и политический символизм, и социально-психологической аспекты изучаемых политических явлений. Курс не предполагает охвата всех регионов и всех периодов истории: он должен быть сосредоточен на относительно небольшом количестве исторических ситуаций или проблем, обсуждаемых сегодня в международном сообществе историков. Однако элементы компаративистики в нем окажутся неизбежны — притом не только по линии сравнения Руси (России) с Западной Европой, но и по другим направлениям. Выбор подробно разбираемых сюжетов может меняться от года к году и относиться как к различным эпохам (Древний мир, Средневековье, Новое время), так и только к одной из них.




Политические режимы в XX веке

Хлевнюк Олег Витальевич

Школа исторических наук: Профессор

 
Исэров Андрей Александрович

Школа исторических наук: Доцент

 
В «коротком» XX столетии (1914–1991) либеральная демократия, многими признанная, как казалось в начале столетия, едва ли не наилучшим способом устройства политической и общественной жизни, испытала серьезные трудности, оказавшись едва ли не под угрозой гибели. Рост социальных проблем индустриального (массового) общества вызвал к жизни попытки радикального, революционного переустройства сложившихся общественных систем. Почему в конечном итоге в «коротком» XX столетии не оправдался путь, предложенный политическим марксизмом, который в своем замысле был нацелен на достижение общественной справедливости и самореализацию человека? Почему столь ярко и разрушительно проявился в 1920-е – 1940-е гг. национализм? Как изменились к концу XX века понятия либерализма и демократии? Курс посвящен политическим системам XX столетия, их характеристике и описанию их соперничества, которая в публицистике упрощенно сводится к борьбе демократии, авторитаризма и тоталитаризма. Особое внимание уделяется проблеме соотношения либеральной демократии и капитализма.




Визуальная культура Европы: эпоха становления

Воскобойников Олег Сергеевич

Школа исторических наук: Доцент

 
Курс посвящен важнейшему аспекту европейской истории и культуры – становлению ее визуального языка, формировавшегося под влиянием множества факторов: этнических, религиозных, политических и др. Рассматриваемая эпоха – от поздней античности до начала Нового времени, тот период, в который сформировались основы европейской визуальной культуры. В центре внимания будут стоять проблемы континуитета и дисконтинуитета, формирования и смены парадигм визуальной культуры: от языческой к христианской, от греко-римской к варварской, от церковной к светской и др. Другим объектом рассмотрения станет проблема европейских «ренессансов» - многократных попыток вернуться к классическим основам европейского искусства. Попутно внимание будет уделено эволюции визуальной составляющей ключевых феноменов европейской культуры: аристократии, культа, науки. Развитие визуальной культуры будет изучаться как в различных видах искусства: монументальной живописи, иконе и картине, миниатюре, скульптуре, архитектуре, так и в других областях визуального: репрезентации власти, церемониале, жестах и т.п. Курс сопровождается обширным показом уникального иллюстративного материала. Предполагается активное вовлечение слушателей в рассмотрение и обсуждение материала, чтение источников и научной литературы и дискуссию по ним. Курс рассчитан как на изучающих культуру Европы, так и на всех интересующихся феноменом европейской цивилизации.




Российская империя и Советский Союз в международных отношениях XX века

Будницкий Олег Витальевич

Школа исторических наук: Профессор

 
Исэров Андрей Александрович

Школа исторических наук: Доцент

 
Курс посвящен истории международных отношений в «коротком» XX столетии (1914–1991), в котором одним из ключевых игроков стала Российская империя (Советский Союз). Особое внимание будет уделено историографическим спорам по таким ключевым проблемам, как происхождение Первой и Второй мировой войн, разрыв и преемственность внешней политики Российской империи и Советского Союза, CCCР и Великая депрессия, Версальско-Вашингтонская и Ялтинская системы международных отношений, истоки и оценки холодной войны, создание международных организаций (Лига Наций, ООН), борьба США и СССР за влияние в Азии и Африке в условиях биполярного мира, разрядка 1970-х гг. и распад биполярной системы на рубеже 1980-х – 1990-х гг.




Сравнительная история религий Европы

Виноградов Андрей Юрьевич

Школа исторических наук: Доцент

 
Курс посвящен проблеме репрезентации основных европейских религий: различных языческих верований (греческих, римских, кельтских, германских, балто-славянских), христианства, иудаизма и ислама на протяжении двух тысячелетий новой эры. В первую очередь будет рассматриваться визуальный язык религии, ее система образов, как обращенная вовнутрь, на собственных адептов, так и адресованная стороннему наблюдателю, зачастую оппоненту или врагу. Поэтому особой темой курса станет проблема взаимодействия, взаимообогащения и конфликта религий в области визуальной репрезентации. Предметом изучения естественным образом становятся произведения искусства, но изучаются и преподаются они под принципиальными иным углом зрения и с другими задачами, чем те, что ставят перед собой история искусства и художественная критика, хотя их методы используются и в этом курсе. То же касается других смежных дисциплин, от религиоведения до классической филологии и культурологии. Ключевые моменты курса – формирование и эволюция религиозных святилищ и мест собрания (храма, синагоги, церкви, мечети); системы религиозного образования и трансляция знаний о божестве и мире; история рефлексии об изобразимости и антропоморфизме божества. Визуальное выражение религий Европы включает в себя такие феномены, как эволюция культа и богослужения, для чего будут привлечены история музыки и литературы, литургика, данные археологии, нумизматики, сфрагистики, эпиграфики. Отдельно будет изучаться проблема секуляризации и аппроприации светской культурой Нового времени образности европейских религий. Курс сопровождается обширным показом уникального, подобранного авторами иллюстративного материала. Предполагается активное вовлечение слушателей в рассмотрение и обсуждение материала, чтение исторических источников и научной литературы и дискуссию по ним. Курс рассчитан как на изучающих историю религий, так и на всех интересующихся феноменом европейской цивилизации.




Технология исторических исследований

Казаков Роман Борисович

Школа исторических наук: Доцент

 
Дисциплина «Технология исторических исследований» формирует и представляет взаимосвязанный комплекс знаний и необходимых практических навыков по выявлению, отбору и использованию научной информации в сфере социальных и гуманитарных наук. Этот курс вызван к жизни современной стратегией профессионального образования, которая складывается в условиях, когда актуальными становятся строгие исследовательские методологии, способные привести к получению гуманитарного знания, систематизированного, проверенного и градуированного по степени точности. Целью освоения дисциплины «Технология исторических исследований» является формирование у студента системы приемов выявления, отбора и использования библиографической информации в области социальных и гуманитарных наук и презентации ее в составе квалификационных учебно-научных работ, при этом система приемов понимается как необходимая составляющая метода исследования, метода добывания нового научного знания.




История России и Запада: социальные структуры и социальные отношения

Акельев Евгений Владимирович

Школа исторических наук: Доцент

 
Левинсон Кирилл Алексеевич

Школа исторических наук: Доцент

 

 Цель курса – формирование у магистрантов целостного и системного знания об особенностях становления и эволюции совокупностей взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества в цивилизациях и культурах Запада и России на различных этапах истории человечества. В курсе формируются приемы и методы изучения социальных систем, отношений, социальных групп, складывавшихся и развивавшихся в ходе исторического процесса на Западе и в России. Особое внимание уделяется анализу приемов историко-социологического исследования, сосредоточившегося на движении разнообразных социальных структур, развертывающихся на протяжении большой исторической длительности, и историко-антропологического, изучающего умонастроения, психологию, морально-этические нормы различных социальных групп.




Философия как форма знания
Резвых П.В.
Целью изучения дисциплины «Философия как форма знания» является знакомство с методами исторического изучения философии в Новое время в зарубежных странах и в России. Иными словами, эта дисциплина представляет собой сокращенную версию курса по истории европейской философии (с акцентом на методологических моментах), адаптированную к целям и задачам специализации «История знания…» магистерской программы, рассчитанной преимущественно на студентов с историческим бакалаврским образованием. В ходе освоения этой дисциплины учащиеся знакомятся с профессиональной терминологией истории философии, с основными характеристиками важнейших периодов в истории интеллектуальной культуры Запада и России и с наиболее значимыми научными направлениями ее изучения; учатся грамотно анализировать специальную литературу по истории философии, искать заслуживающую доверия информацию в литературе и интернете на русском и иностранных языках; получают навыки применения историкофилософских подходов в исторических исследованиях и использования методов исторического исследования в изучении истории мысли.