• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Учебные курсы

Антропологический поворот в истории ХХ века

Орлова Галина Анатольевна

Школа исторических наук: Доцент

 

Курс разработан для слушателей магистерской программы «История современного мира». В процессе его освоения магистранты познакомятся с тремя основными модальностями, которые историки задействуют для производства знания о человеке и специфичности его существования во времени. Речь пойдет: а) о психологизме, разделяемом историками с литераторами и по большей части неотрефлексированном; б) об исторической психологии, разрабатывающей подходы к изучению исторической пластичности ментальной оснастки; области ограниченной в своем развитии контекстуальной нечувствительностью и ригидностью модернистской психологической науки; в) об исторической антропологии, использующей психологическую феноменологию и расширяющей ее, переносящей опыт изучения разнообразия психического устройства человека и практик его поведения из пространства культуры во время истории. Как известно, канон исторической антропологии сформировали авторы, изучающие Средневековье и раннее Новое время. В рамках данного курса – и в этом его специфичность – возможности историко-психологического и историко-антропологического исследования зрения и воображения, внимания и молчания, боли и памяти, воли и вдохновения, ностальгии и травмы, опыта и субъектности, движения и воплощения, творчества и кризиса, дружбы и одиночества, возраста и смысла жизни будут рассмотрены на материале ХХ века. Курс рассчитан не только на знакомство студентов-историков со смежными областями социогуманитарных исследований, но и на развитие их междисциплинарной чувствительности, формирование аналитической ментальности и готовности к решению комплексных задач, связанных с изучением специфики существования человека в мирах современности.

 


  

Философская и социальная теория современности

 

Дмитриев Александр Николаевич
Школа исторических наук: Доцент 

 

Резвых Петр Владиславович

Школа философии: Доцент

Задачей курса является ознакомление студентов магистратуры ШИН с базовыми философскими и интеллектуальными новациями модерной эпохи, начиная со времени Просвещения и вплоть до современных дебатов о глобализации. Особое внимание будет уделено социальному измерению философских, научных и культурных идей 18-21 веков, включая переосмысление наследия немецкой классической философии, марксизма, консерватизма и других значимых интеллектуальных течений. Учитывая исторический профиль подготовки студентов, ведущими темами курса станут изменения базовых условий производства теоретического знания, эволюция  ключевых политических и мировоззренческих понятий, закономерности и альтернативы развития истории идей прошедших трех столетий.   Предполагается освоение базовых текстов, проясняющих смысловые горизонты историко-идейной эволюции современного мира (Кант, Гегель, Маркс, Кассирер, Бахтин, Фуко, Хабермас и других).

 


 

Век Просвещения

 

Бикташева Алсу Назимовна

Школа исторических наук: Профессор

 
Карп Сергей Яковлевич

Школа исторических наук: Профессор

Парсамов Вадим Суренович

Школа исторических наук: Профессор

 


Хронологические рамки курса охватывают XVIII век и первую половину XIX века. Изучаются основные этапы становления просветительской мысли в Европе и России. Рассматривается влияние идей Просвещения на политику, общественную мысль, литературу и искусство. Курс имеет междисциплинарный характер. Главная его задача - дать магистрантам современные представления об эпохе Просвещения, познакомить их с появлением новых историографических подходов, рассматривающих Просвещение не как доктринальный канон, идеологическую предпосылку Французской революции XVIII века или матрицу «модерна», а как особую историко-культурную эпоху, особый «исторический мир», определяемый по своему языку, ценностям, управленческими практиками.

 




Блок дисциплин «Короткий XX век»

Советская модель мобилизационного развития в 1920-1950-е годы

Хлевнюк Олег Витальевич

Школа исторических наук: Профессор

 
 

Учебный курс посвящен проблемам, которые имеют не только научную значимость, но вызывают повышенный интерес в современном российском обществе. Утверждение в довоенном СССР особой мобилизационной системы, которую связывают с именем Сталина, ее эволюция в годы войны и послевоенный период, частичный демонтаж в 1950-е годы определяли суть значительного периода советской истории и оказали большое воздействие на мировой исторический процесс.

Важнейшими этапами развития и феноменами сталинской мобилизационной системы были форсированная коллективизация и индустриализация, массовый террор и распространение сети лагерей и спецпоселений, формирование особой модели социальных отношений и советской субъективности, Великая отечественная война, послевоенное восстановление и кризис, определивший параметры перехода мобилизационной системы в новое качество. В курсе рассматриваются новейшие историографические трактовки этих явлений, источниковая база имеющихся интерпретаций. Важная часть курса – компаративный анализ развития советской мобилизационной системы в контексте международного развития в 1920–1950-е годы и распространения авторитарных режимов различных типов. 

Междисциплинарный характер курса позволит магистрантам ознакомиться с современными историографическими и политологическими подходами к проблемам авторитаризма и его транзитов, приобрести навыки работы с историческими источниками и сравнительного анализа исторических явлений. 


 

Колониализм и антиколониализм в XX веке.

Воеводский Александр Валентинович

Доцент Школы исторических наук

 

Большинство населения современного мира – это жители бывших колониальных и зависимых стран или выходцы из этих стран. Их менталитет, их политические устремления и поведенческие стереотипы во многом определяются исторической памятью об их недавнем колониальном прошлом и современным политическим нарративом о нем. Современные проблемы бывших метрополий и политическое мировосприятие  их населения также в большой мере связаны с колониализмом. Без понимания колониализма и борьбы против него невозможно понять современный мир. Этим и определяется важность курса.

В курсе освещаются особенности колониальных империй и колониальной политики в ХХ веке, специфика появившихся под воздействием колониализма социальных структур, формы борьбы против колониализма и последствия колониализма и борьбы против него для современного мира.




Pax Americana 
и  XX  век.

 

Исэров Андрей Александрович

Школа исторических наук: Доцент

 


 

Александров Глеб Владимирович

Приглашенный преподаватель Международного центра антропологии 

В курсе будут рассмотрены ключевые проблемы истории США XX веке: экономический рост и кризисы, модели государственного регулирования экономики и социальных отношений - от Нового курса к неокейнсианству и неолиберализму; внешняя политика - вхождение в политику великих держав, участие в мировых войнах, холодная война и выход из нее; политическая культура страны. Во вводной части рассказывается о государственно-правовых основах североамериканского государства.


 

 

Блок дисциплин «Общество и культура современности»



Культурные институты и культурные практики

Степанов Борис Евгеньевич

Школа культурологии: Доцент

 

Проблематика курса задана представлением о культуре как антропологическом проекте современности. В этом смысле в качестве культурных институтов могут рассматриваться не только те, что связаны с производством текстов, со сферой культуры в привычном понимании, но также и другие институты, обеспечивающие воспроизводство человека —мода, спорт, гигиена и т.д., а в определенном смысле также политика и экономика. Понятие культурные практики ещё в большей степени расширяет спектр возможных объектов изучения, направляя наше внимание на символические, ритуальные, традиционные аспекты социального действия. Таким образом, задача курса заключается в том, чтобы раскрыть эвристический потенциал понятия «культура» для социально-исторического исследования, обсудить различные способы исследования культурных аспектов социальной жизни и связь этих подходов с перспективой институционального анализа.


 

 

История популярной культуры в Европе XIX-XX веков

Колесник Александра Сергеевна

Школа исторических наук: Старший преподаватель

 

Историческое понятие «популярная культура» охватывает широкое разнообразие культурных форм: от лубка, кинематографа и популярной музыки до музейных выставок и граффити. Несмотря на то, что в условиях модерности и формирования массового общества популярная культура становится доминирующей, долгое время академическая среда продолжала считать ее «низовой» и недостойной изучения. Если произведения «высокой» культуры интерпретировались в философских терминах и расценивались в качестве «серьезных» и наполненных смыслами, то популярная, то есть «низовая культура», мыслилась как лишенная эстетического содержания и направленная исключительно на развлечения и потребление. Тем не менее, роль популярной культуры в европейской истории бесспорна. Значимость радио в жизни британских рабочих первой половины ХХ века, влияние музыкальных автоматов и распространения рок-н-ролла на социальные процессы во Франции в 1950-е гг., важность кинематографа в постфашисткой Италии — лишь несколько таких примеров.

Целью данного курса является знакомство студентов с современными методами изучения популярной культуры и с историей западноевропейской популярной культуры второй половины XIX – начала XXI вв. Слушатели познакомятся с исследовательской литературой, с методами анализа разных культурных форм (кино, музыка, фотография, радиопередачи и т.д.), с содержанием культурных высказываний. Особое внимание уделяется институтам популярной культуры: культурным индустриям, каналам дистрибуции, типам аудитории и т.д.


 

 

Политическая культура и политическое участие в России в период реформ и революций (XIX – начала XX вв.)

В рамках данного курса предполагается рассмотреть, каковы были тенденции эволюции политической культуры России конца XIX – начала XX вв. Из каких “субкультур” она состояла? Как трансформировались представления о политике в России этого времени? Можно ли говорить о политической элите применительно к Российской империи? Каков был характер массового политического участия? Особое внимание будет уделено языкам «политического» – в официальном делопроизводстве, в партийной программе, в ходе избирательной кампании. Также будет проанализировано пространство принятия политических решений до 1905 г. и феномен публичной политики после 1906 г.


 

 

 

НИС: Лаборатория историка: профессиональные конвенции и практики


Будницкий Олег Витальевич

Школа исторических наук: Профессор


 

Вишленкова Елена Анатольевна

Школа исторических наук: Профессор 


 

Орлова Галина Анатольевна

Школа исторических наук: Доцент


 

Уваров Павел Юрьевич

Школа исторических наук: Профессор

 

Данный семинар для студентов-историков актуализирует и адаптирует к исследовательской практике весь комплекс теоретических знаний, полученных в бакалавриате и магистратуре.

На первом году обучения участники узнают, как устроена историческая профессия: как в ней создаются и работают репутации, как происходит оценивание коллег, как можно пройти процедуру издания результатов исследования, как правильно найти журнал или издательство, фонд и коллег для сотрудничества. Студенты пишут и публикуют рецензии на книги, статьи, создают аннотации, делают заявки и готовят доклады / визуальные презентации на международные конференции. В семинар встроен англоязычный мини-курс по историографии, позволяющий продемонстрировать искусство науковедческого анализа.

На втором году обучения студенты осваивают сложные методы работы с историческими источниками, порожденные кризисом позитивистского доверия к свидетельствам прошлого (дискурс-анализ, неоинституционализм, рецептивная эстетика и другие) и в ходе обсуждений отрабатывают фрагменты магистерской диссертации.



История исторической науки

Дмитриев Александр Николаевич

Школа исторических наук: Доцент

 
Матвеев Сергей Рафисович

Школа исторических наук: Доцент

 

Вводная часть курса знакомит магистрантов с различными значениями понятия «историография», со становлением науковедческого значения этого понятия как истории исторической науки – научной дисциплины, являющейся частью интеллектуальной истории человечества. Рассматриваются современное понимание предмета истории исторической науки в широком, междисциплинарном поле; осмысливается место историографии на стыке науковедения, истории культуры и социальной истории; анализируются методы и источники истории исторической науки. В основной части курса прослеживаются процесс становления научного исторического знания – от существовавших с древности различных форм знания о прошлом до постепенного выделения истории в XVIII – XIX вв. в самостоятельную науку со специфическими методами и научными направлениями, а также этапы развития исторической науки в XIX – начале XXI вв. Основная цель курса – усвоение магистрантами закономерностей развития исторической науки; приобретение навыков историографического анализа и умения ориентироваться в различных направлениях исторической мысли; формирование бережного отношения к научным традициям, личности ученого-историка, принципам научной этики. Значительная часть курса отводится на практические занятия, в ходе которых магистранты изучают основные исторические сочинения разных эпох.

Историческая текстология

Данилевский Игорь Николаевич

Школа исторических наук: Профессор

 
Добровольский Дмитрий Анатольевич

Школа исторических наук: Доцент

Целью курса является ознакомление магистрантов с теоретическими и практическими основами текстологии как дисциплины, вспомогательной для истории. В отличие от классической (филологической) текстологии, ориентированной на выбор текста произведения, который будет положен в основу публикации, историческая текстология ставит перед собой задачу выявления всех этапов формирования текста — от замысла до его окончательного оформления — с целью дать общую характеристику исторического источника и, тем самым создать основу для адекватного восприятия текста. Структура курса включает теоретический и практический разделы. Теоретический раздел предусматривает изучение теоретико-методологических основ текстологического анализа: общие понятия исторической текстологии (текст, список, произведение, редакция и извод, оригинал и копия, подделка, протограф, архетип, атрибуция текста, автор, переписчик, текстологический анализ, разночтения, генетическая критика, авантекст, генетическое досье и т.п.), влияние результатов текстологического анализа на понимание текста источника через выявление его социальных функций, использование данных и методов текстологии в источниковедческом и историческом исследовании. Содержание практического раздела сводится к усвоению учащимися умений и навыков классического текстологического анализа, а также формирования генетического досье, выявления авантекста, круга чтения автора, структуры ретроспективной информации, общей характеристики исторического источника.





Философия как форма знания

Резвых Петр Владиславович

Школа философии: Доцент

Целью изучения дисциплины «Философия как форма знания» является знакомство с методами исторического изучения философии в Новое время в зарубежных странах и в России. Иными словами, эта дисциплина представляет собой сокращенную версию курса по истории европейской философии (с акцентом на методологических моментах), адаптированную к целям и задачам специализации «История знания…» магистерской программы, рассчитанной преимущественно на студентов с историческим бакалаврским образованием. В ходе освоения этой дисциплины учащиеся знакомятся с профессиональной терминологией истории философии, с основными характеристиками важнейших периодов в истории интеллектуальной культуры Запада и России и с наиболее значимыми научными направлениями ее изучения; учатся грамотно анализировать специальную литературу по истории философии, искать заслуживающую доверия информацию в литературе и интернете на русском и иностранных языках; получают навыки применения историкофилософских подходов в исторических исследованиях и использования методов исторического исследования в изучении истории мысли.



 

Технология исторических исследований

Казаков Роман Борисович

Школа исторических наук: Доцент

 
Дисциплина «Технология исторических исследований» формирует и представляет взаимосвязанный комплекс знаний и необходимых практических навыков по выявлению, отбору и использованию научной информации в сфере социальных и гуманитарных наук. Этот курс вызван к жизни современной стратегией профессионального образования, которая складывается в условиях, когда актуальными становятся строгие исследовательские методологии, способные привести к получению гуманитарного знания, систематизированного, проверенного и градуированного по степени точности. Целью освоения дисциплины «Технология исторических исследований» является формирование у студента системы приемов выявления, отбора и использования библиографической информации в области социальных и гуманитарных наук и презентации ее в составе квалификационных учебно-научных работ, при этом система приемов понимается как необходимая составляющая метода исследования, метода добывания нового научного знания.




 

Философия как форма знания
Резвых П.В.
Целью изучения дисциплины «Философия как форма знания» является знакомство с методами исторического изучения философии в Новое время в зарубежных странах и в России. Иными словами, эта дисциплина представляет собой сокращенную версию курса по истории европейской философии (с акцентом на методологических моментах), адаптированную к целям и задачам специализации «История знания…» магистерской программы, рассчитанной преимущественно на студентов с историческим бакалаврским образованием. В ходе освоения этой дисциплины учащиеся знакомятся с профессиональной терминологией истории философии, с основными характеристиками важнейших периодов в истории интеллектуальной культуры Запада и России и с наиболее значимыми научными направлениями ее изучения; учатся грамотно анализировать специальную литературу по истории философии, искать заслуживающую доверия информацию в литературе и интернете на русском и иностранных языках; получают навыки применения историкофилософских подходов в исторических исследованиях и использования методов исторического исследования в изучении истории мысли.