• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

46.04.01 История

Утверждение программы
Приказ №6.18.1-01/1508-10 от 15.08.2014 (переименование программы c "Историческое знание" на "Историю современного мира" с набора 2019 года, утверждено протоколом №10 от 28.09.2018 заседания ученого совета Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики")
Дата обновления паспорта
Протокол №1 заседания академического совета от 30.06.2023
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

2 года

Очная форма обучения, 120 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Магистр

Программа двух дипломов

Да

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Траектории

2024/2025 учебный год

История современного мира

Вид: Исследовательская
Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр

2023/2024 учебный год

История современного мира

Вид: Исследовательская
Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр
Ключевые образовательные результаты:
  • КОР-1 На основании исторических подходов, теорий и концепций формулирует исследовательские цели и задачи, и гипотезы для выполнения последних в рамках фундаментальных и прикладных исследований; разрабатывает стратегию реализации исследовательского проекта и управления исследованием; представляет для обсуждения в профессиональной среде результаты этапов реализации исследования
  • КОР-2 Осуществляет обоснованный выбор методов и в необходимых случаях – программных средств для сбора и обработки профессиональной информации, проверки гипотез исследования и надежности полученных данных.
  • КОР-3 Реализует проект на основании выбранных методов исследования. Управляет проектом на всех этапах его жизненного цикла.
  • КОР-4 Применяет современные коммуникативные технологии для академического профессионального взаимодействия, учитывает разнообразие культур в процессе профессионального межкультурного взаимодействия
  • КОР-5 Объясняет исторические явления и процессы на основе подходов, концепций и объяснительных моделей исторической и смежных гуманитарных и социальных наук, выявляет значимые проблемы современного исторического развития и исторической памяти, и вырабатывает пути их решения.
Характеристика профессиональной деятельности:

Магистерская программа «История современного мира» основана на применении компетентностной модели высшего профессионального образования, заключающейся в формировании не отдельных знаний по конкретным дисциплинам, а комплексных компетенций, действительно востребованных в области профессиональной деятельности. В процессе освоения программы у магистранта должны сложиться следующие компетенции.

В экспертно-консультационной деятельности:

  • консультирование издательств, редакций журналов, юридических и физических лиц по вопросам, связанным с книгоизданием, популяризацией и сохранением памятников прошлого;
  • подготовка экспертных заключений по литературным, философским, искусствоведческим, историко-правовым проектам;
  • консультирование органов власти по вопросам современной межкультурной и межконфессиональной коммуникации, при организации международного сотрудничества на всех уровнях;
  • подготовка квалифицированных рецензий и экспертных заключений на научные, научно-популярные, дидактические тексты гуманитарного профиля.

В организационно-управленческой деятельности:

  • постановка и решение задач, связанных с реализацией организационно-управленческих функций;
  • консультирование органов власти при принятии решений об охране памятников прошлого, их актуализации и популяризации.

В научно-исследовательской, просветительской и преподавательской деятельности:

  • подготовка и реализация научно-исследовательских проектов по изучению модерна в российской и европейской истории;
  • участие в проведении научных исследований в тех же (и смежных) областях;
  • подготовка и редактирование научных публикаций;
  • преподавание в средней и высшей школе;
  • описание, анализ, каталогизация памятников прошлого (текстов, артефактов, произведений искусства);
  • владение всеми современными методами исторической науки и основательное знакомство с современными методами смежных гуманитарных дисциплин.
Перечень профессиональных компетенций: 
  • ПК-1 Способен проводить самостоятельные фундаментальные и прикладные исследования с использованием классической и современной методологии, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования

  • ПК-2 Способен анализировать и предлагать научно обоснованную интерпретацию исторических событий и процессов в их взаимосвязи в соответствии с требованиями современных исторических наук
  • ПК-3 Способен извлекать, отбирать и структурировать информацию из исторических источников различных типов и видов в соответствии с поставленными профессиональными задачами, и в необходимых случаях – с использованием программных средств для сбора и обработки профессиональной информации
  • ПК-4 Способен создавать тексты различных научных жанров, в том числе научные обзоры, аннотации, рефераты по тематике проводимых научных исследований на русском и иностранных языках
  • ПК-5 Способен осуществлять научную полемику в устном и письменном виде
  • ПК-6 Способен представлять результаты своего исследования, используя специальную терминологию
  • ПК-7 Способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках индивидуальной образовательной траектории
Характеристика образовательных модулей:

Программа состоит из следующих образовательных модулей: Major, «Ключевые семинары», «Практика», «Маголего», ГИА.

Модуль Major включает в себя набор курсов, необходимых для изучения новистики, и состоит из трех циклов дисциплин. Цикл дисциплин направления включает курсы, в рамках которых репрезентируется базовое профессиональное ядро программы: «история исторической науки», «историческая текстология». Цикл дисциплин специализации дает общетеоретические основы, комплексные знания междисциплинарного характера: «Философская и социальная теория современности», «Общественно-политический дискурс Нового времени», «Антропологический поворот в истории XX века». Тематический цикл дисциплин состоит из курсов, формирующих понимание исторических процессов в модерный период истории: «Проблема “Россия-Запад” в русской общественной мысли XVIII-XIX вв.», «Пространство политического в России конца XIX – начала XX вв.», «Pax Americana и XX век», «Постколониальные исследования и история империй XX века» и т. д.

Модуль «Ключевые семинары» состоит из научно-исследовательского семинара «Лаборатория историка: профессиональные конвенции и практики» и семинара наставника. Тематический блок НИСов готовит студентов-историков к написанию курсовой работы и магистерской диссертации, актуализирует и адаптирует к исследовательской практике весь комплекс теоретических знаний, полученных в бакалавриате и магистратуре. На первом году обучения студенты узнают, как устроена историческая профессия, как в ней создаются и работают репутации, как происходит оценивание коллег, как можно пройти процедуру издания результатов исследования, осваивают специфику работы с различными типами источников, исследуют историографические традиции. На втором году обучения студенты осваивают различные методы работы с историческими источниками. В традицию НИСа заложено обсуждение фрагментов введения магистерской диссертации. Завершается он процедурой предзащиты.

Семинар наставника направлен на освоение магистрантами широкого спектра практических и коммуникативных навыков, необходимых для корректировки персональной образовательной траектории каждого студента, выбора тематики диссертационного исследования, координации при прохождении практики.

Модуль «Маголего» предполагает освоение студентами дисциплин по выбору из общеуниверситетского пула.

Модуль «Практика» на первом году обучения включает в себя написание курсовой работы по тематике направления. На втором — прохождение производственной (педагогической) практики в образовательных учебных заведениях (лицей ВШЭ).

Модуль ГИА, подводящий итог обучению, представляет собой написание и публичную защиту выпускной квалификационной работы.

2022/2023 учебный год

История современного мира

Вид: Исследовательская
Язык реализации: Русский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр
Ключевые образовательные результаты:
  • КОР-1 На основании исторических подходов, теорий и концепций формулирует исследовательские цели и задачи, и гипотезы для выполнения последних в рамках фундаментальных и прикладных исследований; разрабатывает стратегию реализации исследовательского проекта и управления исследованием; представляет для обсуждения в профессиональной среде результаты этапов реализации исследования
  • КОР-2 Осуществляет обоснованный выбор методов и в необходимых случаях – программных средств для сбора и обработки профессиональной информации, проверки гипотез исследования и надежности полученных данных
  • КОР-3 Реализует проект на основании выбранных методов исследования. Управляет проектом на всех этапах его жизненного цикла
  • КОР-4 Применяет современные коммуникативные технологии для академического профессионального взаимодействия, учитывает разнообразие культур в процессе профессионального межкультурного взаимодействия
  • КОР-5 Объясняет исторические явления и процессы на основе подходов, концепций и объяснительных моделей исторической и смежных гуманитарных и социальных наук, выявляет значимые проблемы современного исторического развития и исторической памяти, и вырабатывает пути их решения; диагностирует развитие исторических явлений и процессов
Характеристика профессиональной деятельности:

Магистерская программа «История современного мира» основана на применении компетентностной модели высшего профессионального образования, заключающейся в формировании не отдельных знаний по конкретным дисциплинам, а комплексных компетенций, действительно востребованных в области профессиональной деятельности. В процессе освоения программы у магистранта должны сложиться следующие компетенции.

В экспертно-консультационной деятельности:

  • консультирование издательств, редакций журналов, юридических и физических лиц по вопросам, связанным с книгоизданием, популяризацией и сохранением памятников прошлого;
  • подготовка экспертных заключений по литературным, философским, искусствоведческим, историко-правовым проектам;
  • консультирование органов власти по вопросам современной межкультурной и межконфессиональной коммуникации, при организации международного сотрудничества на всех уровнях;
  • подготовка квалифицированных рецензий и экспертных заключений на научные, научно-популярные, дидактические тексты гуманитарного профиля.

В организационно-управленческой деятельности:

  • постановка и решение задач, связанных с реализацией организационно-управленческих функций;
  • консультирование органов власти при принятии решений об охране памятников прошлого, их актуализации и популяризации.

В научно-исследовательской, просветительской и преподавательской деятельности:

  • подготовка и реализация научно-исследовательских проектов по изучению модерна в российской и европейской истории;
  • участие в проведении научных исследований в тех же (и смежных) областях;
  • подготовка и редактирование научных публикаций;
  • преподавание в средней и высшей школе;
  • описание, анализ, каталогизация памятников прошлого (текстов, артефактов, произведений искусства);
  • владение всеми современными методами исторической науки и основательное знакомство с современными методами смежных гуманитарных дисциплин.

Перечень профессиональных компетенций: 

  • ПК-1 Способен проводить самостоятельные фундаментальные и прикладные исследования с использованием классической и современной методологии, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования

  • ПК-2 Способен анализировать и предлагать научно обоснованную интерпретацию исторических событий и процессов в их взаимосвязи в соответствии с требованиями современных исторических наук
  • ПК-3 Способен извлекать, отбирать и структурировать информацию из исторических источников различных типов и видов в соответствии с поставленными профессиональными задачами, и в необходимых случаях – с использованием программных средств для сбора и обработки профессиональной информации
  • ПК-4 Способен создавать тексты различных научных жанров, в том числе научные обзоры, аннотации, рефераты по тематике проводимых научных исследований на русском и иностранных языках
  • ПК-5 Способен осуществлять научную полемику в устном и письменном виде
  • ПК-6 Способен представлять результаты своего исследования, используя специальную терминологию
  • ПК-7 Способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках индивидуальной образовательной траектории
Характеристика образовательных модулей:

Программа состоит из следующих образовательных модулей: Major, «Ключевые семинары», «Практика», «Маголего», ГИА.

Модуль Major включает в себя набор курсов, необходимых для изучения новистики, и состоит из трех циклов дисциплин. Цикл дисциплин направления включает курсы, в рамках которых репрезентируется базовое профессиональное ядро программы: «история исторической науки», «историческая текстология». Цикл дисциплин специализации дает общетеоретические основы, комплексные знания междисциплинарного характера: «Философская и социальная теория современности», «Общественно-политический дискурс Нового времени», «Антропологический поворот в истории XX века». Тематический цикл дисциплин состоит из курсов, формирующих понимание исторических процессов в модерный период истории: «Проблема “Россия-Запад” в русской общественной мысли XVIII-XIX вв.», «Пространство политического в России конца XIX – начала XX вв.», «Pax Americana и XX век», «Постколониальные исследования и история империй XX века» и т. д.

Модуль «Ключевые семинары» состоит из научно-исследовательского семинара «Лаборатория историка: профессиональные конвенции и практики» и семинара наставника. Тематический блок НИСов готовит студентов-историков к написанию курсовой работы и магистерской диссертации, актуализирует и адаптирует к исследовательской практике весь комплекс теоретических знаний, полученных в бакалавриате и магистратуре. На первом году обучения студенты узнают, как устроена историческая профессия, как в ней создаются и работают репутации, как происходит оценивание коллег, как можно пройти процедуру издания результатов исследования, осваивают специфику работы с различными типами источников, исследуют историографические традиции. На втором году обучения студенты осваивают различные методы работы с историческими источниками. В традицию НИСа заложено обсуждение фрагментов введения магистерской диссертации. Завершается он процедурой предзащиты.

Семинар наставника направлен на освоение магистрантами широкого спектра практических и коммуникативных навыков, необходимых для корректировки персональной образовательной траектории каждого студента, выбора тематики диссертационного исследования, координации при прохождении практики.

Модуль «Маголего» предполагает освоение студентами дисциплин по выбору из общеуниверситетского пула.

Модуль «Практика» на первом году обучения включает в себя написание курсовой работы по тематике направления. На втором — прохождение производственной (педагогической) практики в образовательных учебных заведениях (лицей ВШЭ).

Модуль ГИА, подводящий итог обучению, представляет собой написание и публичную защиту выпускной квалификационной работы.

Конкурентные преимущества программы

Преимуществами программы по сравнению с другими гуманитарными факультетами страны являются: сочетание оригинальных авторских курсов лучших университетских историков, чьи имена известны знатокам и любителям истории, а также наличие уникальных научных площадок НИУ ВШЭ для практического применения обретенных знаний и исследовательских навыков: Международный центр антропологии, Центр истории России Нового времени, институт региональных исторических исследований.

Уникальность данной программы – среди множества предлагаемых программ подготовки историков в современных российских университетах – заключается в сознательном отказе от общераспространенной практики дублирования или расширенного воспроизводства на уровне магистратуры общих курсов и предметов «бакалаврского» цикла. Вместо этого подготовка студентов и их индивидуальная академическая работа, соответствующая статусу ВШЭ как национального исследовательского университета, будет разворачиваться в рамках последовательной реализации выбранного профиля обучения: творческого освоения как традиционных, так и новейших методов исторической аналитики знания (в разных методологических срезах).

Особенность программы заключается в ориентации на перспективу развития «интеллектуального спроса» в исторических исследованиях. Это актуализирует необходимость подготовки специалистов, умеющих исследовать базовые общественные характеристики, адекватно применяя при этом традиционные и новые исследовательские приемы, сочетая глубокие знания источников, умение работать с ними, овладение классическими и новаторскими достижениями.

Наше главное отличие от схожих магистерских программ в наличии следующих образовательных направлений:

  • Источниковедческое, предполагающее изучение специальных исторических дисциплин и текстологии, а также знакомство магистрантов с основами архивной эвристики и источникового анализа документов.
  • Историографическое, нацеленное на освоение научного наследия историков разных стран посредством анализа методологических новаторств и аналитических приемов.
  • Теоретическое, предполагающее освоение магистрантами различных форм исторического знания.
  • Эмпирическое, подразумевающее изучение различных аспектов истории стран Запада и России от позднего Средневековья до Современности (форм властвования, социальных иерархий, трансфера и адаптации идей).

Такое построение программы позволяет без особого напряжения поступать в аспирантуру ШИН, о чем свидетельствует динамика последних зачислений.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «История современного мира»

Перейти к содержанию программы