• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Октябрь

Будущая профессия



Организаторы программы «Историческое знание»
исходят из того, что современные общества в гораздо большей степени, чем прежние, управляются с опорой на профессиональные знания и экспертизу. Не случайно социологи и политологи применяют для их описания понятия «информационное общество», «экспериментальное общество», «общество риска», «общество знания» и т.д.

Для современных обществ характерна зависимость индивида от «экспертов», то есть высокообразованных специалистов, в число которых входят и историки. Именно они (их учебники, публицистические статьи, публичные комментарии, выступления в масс-медиа) предлагают современникам интерпретационный контекст происходящего. В то же время наблюдаемая сегодня историзация политического и даже обыденного языка обостряет дефицит профессиональной рефлексии о роли знания и экспертов в российской истории.


Создание данной программы связано с растущим интересом общества и особенно экспертных групп к истории и социологии знания (в том числе отечественного образования и науки, медийного знания, массовых представлений) и потребностью в историческом обосновании современных стратегий развития науки, культуры, идеологии. Для решения этих задач требуются специалисты, обладающие соответствующими знаниями, умениями и навыками. Реализация программы будет способствовать развитию как профессиональных, так и общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления) и обеспечит их конкурентоспособность на современном рынке труда.


Предполагается,
что выпускники будут, с одной стороны, ориентированы на  академическую и преподавательскую работу, а с другой – на самые разнообразные ниши рынка интеллектуального труда, где востребована качественная и специализированная подготовка. Одна из главных перспектив программы –  соотнести в исторической динамике профессиональную идентичность гуманитария с меняющимися запросами общества относительно результатов его труда, что обеспечит выпускникам магистратуры необходимую социальную мобильность.

 


ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПУСКНИКАМ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ»

 
Реализация магистерской программы «Историческое знание» предполагает подготовку специалистов, которые:

• обладают глубокими знаниями методологических проблем современной исторической науки;

• владеют фактическим материалом по истории научного знания истории России и Запада;

• видят отличия различных интеллектуальных традиций и способны осуществлять перевод языка одной исторической культуры на язык другой;

• владеют междисциплинарными методами исследовательской работы и в состоянии их применять в различных областях знания;

• представляют типичность и историческую специфику производства и распространения знания в России и в культурах Запада;

• способны применять исследовательский инструментарий к изучению специализированного и обыденного знания, факторов его формирования и циркуляции;

• умеют осуществлять исследовательскую работу в коллективных проектах;

• умеют вести поиск необходимой информации, используя как традиционные, так и новейшие информационные технологии, обрабатывать и анализировать разнородные информационные источники;

• умеют выявлять и анализировать специальную научную литературу на различных языках;

• обладают навыками архивной эвристики и источниковедческого анализа, необходимыми для осуществления самостоятельных качественных научных изысканий по российской истории и западных стран;

• обладают практическими навыками производства и передачи знания в различных сферах профессиональной деятельности (включая преподавание в высших и средних учебных заведениях, учреждениях постдипломного образования, а также работу со СМИ и в области популяризации исторических знаний);

• владеют навыками проведения фундаментальных исследований в области истории знания и образования;

• умеют представлять итоги проведенной работы в виде отчетов, аналитических записок, тезисов, рефератов, статей, электронных презентаций, оформленных в соответствии с требованиями и с привлечением современных средств редактирования и печати;

• способны к самостоятельному профессиональному развитию и совершенствованию в профильных направлениях;

• умеют вести научные дискуссии.

 


Профессиональная деятельность выпускников магистерской программы
по направлению подготовки «История» нацелена на исследование и изучение истории знания в ее социокультурном и политическом измерениях, включая ее отражение в источниках, а также на освоение междисциплинарных методов анализа разных форм знания, исследование социальной реальности прошлого на основе анализа исторических источников с использованием междисциплинарных методов познания.


Отечественный рынок труда испытывает потребность в специалистах, подготовленных к научному анализу различных форм производства и эволюции знания и владеющих всем многообразием жанров освещения проблем истории знания (преподавательская деятельность, исследовательская и редакционно-издательская работа, журналистика). Эффективность выпускников магистерской программы «История знания в сравнительной перспективе» на рынке образовательных услуг обеспечивается сочетанием в структуре их подготовки аналитического и практического компонентов. Магистранты овладевают как аналитическими навыками, позволяющими им самостоятельно составлять программы и методики обучения (включая подготовку курсов по интеллектуальной истории, истории идей и идеологий, истории науки и образования и т.д.), так и практическим опытом преподавания.


Успешно пройдя программу обучения, магистрант будет востребован, прежде всего, как исследователь и преподаватель, но также как эксперт и деятель «публичной истории». Он найдет применение своим знаниям и навыкам как в научно-исследовательских институтах, так и в образовательных учреждениях, редакционно-издательских предприятиях, информационно-аналитических центрах и т.д.

 


ОБЪЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ МАГИСТРАТУРЫ


Возможные места трудоустройства выпускников настоящей магистерской программы и сфера применения знаний и умений, полученных по магистерской программе, включают следующие организации и государственные органы:

 
Образовательные учреждения:

– Государственные и негосударственные вузы

– Центры повышения квалификации преподавателей и других работников образовательной сферы

– Учреждения среднего профессионального педагогического образования (педагогические, музыкально-педагогические, художественно-педагогические колледжи)

– Государственные и негосударственные средние общеобразовательные учреждения

 
Государственные учреждения управления образованием:

– Министерство образования и науки Российской Федерации

– Министерство культуры Российской Федерации

– Федеральные агентства образования, культуры, науки, охраны памятников

– Департаменты образования мэрий

– Районные и иные управления образования

– Консультационные центры профессиональной ориентации

 
Негосударственные организации:

– Компании, предоставляющие услуги по получению среднего, высшего и специального образования за пределами РФ

– Культурные центры при посольствах (преимущественно консультационные центры по вопросам образования за пределами РФ)

– Негосударственные центры и курсы дополнительного образования (административные структуры образовательных курсов)

 
Редакционно-издательские предприятия:

– Редакции издательств учебной, педагогической, гуманитарно-научной, научно-популярной литературы, художественной литературы, литературы по искусству

– Редакции энциклопедий исторического, историко-культурного, историко-художественного, историко-религиозного профиля

– Редакции средств массовой информации

– Редакции сетевых изданий и интернет-ресурсов


Выпускники программы «Историческое знание» смогут решать задачи в следующих видах профессиональной деятельности:

а) в научно-исследовательской деятельности:

– подготовка и проведение самостоятельных исследований в сфере интеллектуальной истории;

– анализ и обобщение результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;

– подготовка и проведение научных семинаров, конференций, подготовка и редактирование научных публикаций;

– использование в исследовательской практике современного программного обеспечения в соответствии с профилем магистерской программы (в том числе в целях разработки тематических сетевых ресурсов, баз данных и информационных систем).

б) в педагогической деятельности:

– практическое использование знания основ педагогической деятельности в преподавании курса истории на всех уровнях общего и профессионального образования;

– анализ и объяснение политических, социокультурных, экономических явлений, роли экспертного знания и образования;

– применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;

в) в организационно-управленческой деятельности:

– постановка и решение задач, связанных с реализацией организационно-управленческих функций, использование для их осуществления методов изученных наук;

– организация и оптимизация работы исполнителей, принятие управленческих решений;

– подготовка аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления;

– работа с базами данных и информационными системами при реализации организационно-управленческих функций.

г) в культурно-просветительская деятельности:

– содержательная разработка и научное обоснование историко-культурных и историко-краеведческих аспектов деятельности организаций и учреждений культуры;

– подготовка публикаций в СМИ, публичных лекций, теле- и радио передач и иных форм популяризации исторических знаний.

д) в экспертно-аналитической деятельности:

– разработка исторических и социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ.