• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Октябрь

Выпускники

Магистерская программа «Историческое знание» открылась в 2011 году.
Первый выпуск состоялся в 2013 году, второй – в 2014 году.
Среди выпускников 2013 года 7 человек стали аспирантами НИУ ВШЭ, 1 поступил в аспирантуру Института всеобщей истории РАН, 1 выпускник учится в аспирантуре Европейского университета во Флоренции (Италия).
Среди выпускников 2013 года 3 человека стали аспирантами НИУ ВШЭ, 1 поступил в докторантуру Кельнского университета (ФРГ), 1 – в докторантуру Сорбонны (Париж 4) (Франция).
Среди выпускников 2014-2015 гг. - аспиранты НИУ ВШЭ, сотрудники научных учреждений, музеев, архивов, издательств и редакций средств массовой информации.
8 человек завершили обучение, успешно защитив магистерские диссертации в 2016 г.

Здесь можно посмотреть видеоролики некоторых защит магистерских диссертаций:
http://igiti.hse.ru/news/124712463.html


 Историческое знание_Карьерная карта (DOCX, 16 Кб)

 

Интервью с выпускницей 2016 г. (диплом магистра с отличием; руководитель - канд. ист. наук, доц. О.С. Воскобойников)
Ириной Николаевной Мастяевой


Ирина, почему вы выбрали именно программу “Историческое знание”, чем она Вас привлекла?

В 2013/2014 году, когда я принимала решение о выборе магистерской программы, я училась в Вышке, на факультете истории (сейчас – Школа исторических наук гуманитарного факультета НИУ ВШЭ). Что качается выбора направления, вопросов не возникало: я хотела продолжать заниматься историей, а вот выбор учебного заведения стал настоящей проблемой. Тот учебный год был для меня одновременно очень удачным и очень трудным. Осенью я выиграла и премию "Серебряный птенец", и конкурс НИРС – необыкновенный успех. С другой стороны, подготовка к ГОСам и написание ВКР занимали все свободное время. Поэтому возможность избежать вступительных экзаменов, заняв высокое место на олимпиаде по поступлению в магистратуру НИУ ВШЭ, на программу, предложенную родным истфаком, показалась неплохим вариантом. Но без приключений все же не обошлось. В результате удивительного стечения обстоятельств (волонтеры сочинской Олимпиады не успевали вернуться к марту, обычному времени проведения олимпиады на поступление), олимпиада совпала по времени с апрельской поездкой победителей НИРСа в Голландию. В итоге Олимпиада в Сочи едва не помешала "олимпиадникам": участие оказалось под угрозой, причем, не только у меня, но у десятка победитей-четверокурсников. Однако, после недолгого обсуждения, администрация Вышки пошла нам на встречу: олимпиадные задания в запечатанных пакетах поехали вместе с нашей группой в Роттердам и мы выполнили их в походных условиях – в конференц-зале гостиницы в предпоследний день перед возвращением в Москву. Мне поступить удалось. Не знаю, как именно сложилась судьба других ребят, которые писали олимпиаду вместе со мной, но имена многих из них мелькают на новостном портале Вышки.

Впрочем, магистратура истфака Вышки была не единственным вариантом. Альтернативой был истфак МГУ, главным преимуществом которого являлось наличие магистратуры по Средним векам – моей специальности. В Вышке такой отдельной магистратуры пока нет.

В итоге, выбор был все же сделан в пользу магистерской программы НИУ ВШЭ по социальной истории (специализация в рамках магистерской программы по истории знания). Несмотря на отсутствие специальных медиевистических предметов: латыни, палеографии, – социальная история имела свои преимущества. Будучи одним из самых необъятных направлений исторической науки, она предоставляла практически полную свободу в выборе темы. А значит, я могла без проблем продолжить заниматься Средними веками. В то же время, для меня, обычно занимающейся историей культуры, это была возможность освоить новые методы исследования. Однако решающую роль все же сыграло мое поступление во Французский университетский колледж при МГУ: планируя учиться одновременно в двух местах, я хотела быть уверенной в отсутствии неприятных сюрпризов. В родном истфаке я была уверена, а магистратура при истфаке МГУ запускалась в тот год в первый раз, если я не ошибаюсь. В любом случае, она была совсем новой. Будучи выпускницей первого набора истфака Вышки, я хорошо понимала, что первый год работы магистратуры в МГУ будет непростым. Речь шла не о профессионализме преподавателей МГУ, в котором я не сомневалась, а скорее о неизбежных административных трудностях. Поэтому я выбрала надежность. И не прогадала.

Оправдались ли Ваши ожидания от программы?

Когда я поступала в магистратуру, я была уверена в высоком уровне преподавания на программе. И здесь мои ожидания полностью оправдались. Моя особая благодарность нашему преподавателю текстологии, Д.А. Добровольскому. Только когда я вернулась в Москву с парижской стажировки по палеографии, я впервые почувствовала себя достаточно подготовленной, чтобы вести с ним диалог (а не просто восхищенно внимать как раньше). Трудными (по крайней мере, для меня), но продуктивными были занятия К.А. Левинсона по "Истории массовых представлений". Привыкнув к моим немногочисленным текстовым источникам, я долго адаптировалась к работе с цифрами, но мне не на что жаловаться: я узнала много нового, как и хотела.

Что касается совмещения учебы в магистратуре и в Колледже, мои надежды также оправдались. Наши преподаватели проявили удивительную чуткость и, хоть мне изредка и "попадало" (обычно – внеплановыми письменными работами) за недельные и даже двухнедельные "исчезновения" из-за накладок в расписании магистратуры и Французского колледжа, в целом, меня все очень поддерживали.

Где Вы учились до поступления в магистратуры? В чем Вы видите основные отличия программы “Историческое знание” от Вашего предыдущего места учебы?

Поступив в магистратуру, я осталась в том же университете, на том же факультете – продолжила изучать историю в Вышке. Так что и аудитории, и преподаватели, и учебные традиции (знаменитые вышкинские дедлайны, например; или не менее легендарная LMS, к которой с трудом привыкают новички) в большинстве своем, остались прежними. Изменилась атмосфера. Магистратура отличается от бакалавриата примерно также, как школа от университета: еще больше свободы, еще больше ответственности. Пар мало, они вечером, практически все однокурсники понемногу подрабатывают. Настроиться на учебу в таких условиях гораздо сложнее, чем в бакалавриате.

Специалисты, с каким базовым образованием, на Ваш взгляд, могут продолжить обучение на программе “Историческое знание”?

Вопрос о том, можно ли стать хорошим историком, не имея за плечами исторического бакалавриата или специалитета, часто обсуждался в нашей магистратуре, иногда даже напрямую в ходе занятий (в НИСе, под руководством И.М. Савельевой). С моей точки зрения, ничего невозможного в принципе нет. В конечном счете, все зависит от человека: даже если он осознал, что его призвание - это история, только через четыре года учебы на бизнес-информатике, ничто не мешает ему стать историком. Но это потребует от него в разы больше усилий, чем от бакалавра-историка, ведь он должен будет очень быстро приобрести множество специфических навыков и знаний, освоить и работу с источником, и историографию. Риск сломаться, не выдержав нагрузки, очень велик. Но, если человеку все удастся, получится не просто историк, но специалист с уникальным набором навыков и широким кругозором, исследователь, способный на нестандартные решения. А это очень ценно.

Какова сфера ваших научных и профессиональных интересов?

Моя специальность – история Средних веков или медиевистика, причем западная. Это не самый редкий выбор для студента, особенно в Москве и Петербурге, с их сложившимися школами и традициями изучения медиевистики. Я люблю мои темы, связанные с историей средневековой культуры и интеллектуальной жизнью людей прошлого. Несмотря на то, что мои герои – это ученые и преподаватели, жившие тысячу лет назад, – их радости и проблемы удивительно похожи на каждодневные "приключения" современных ученых: чувство удовлетворения от завершения нового сочинения, научные дискуссии, встречи с коллегами, и, в то же время, небольшой заработок, нехватка нужных книг... Конечно, люди Средневековья думали и поступали иначе, их система ценностей непохожа на нашу, но мне приятно, что иногда, если мне повезет и я очень постараюсь, мне удается сделать их немного ближе и понятнее.

 

Как вы думаете, в каких областях может успешно работать выпускник программы  “Историческое знание”?

Хороший специалист легко найдет применение своим знаниям практически в любой области, а у нас в магистратуре дают действительно неплохую подготовку. Конечно, историк вряд ли будет востребован на заводе, но, если у этого завода большой архив, то историк и здесь пригодится. Не подумайте, что это так скучно, как может показаться: одна моя однокурсница совершенно счастлива на подобной работе. Все зависит от характера самого человека: кто-то уйдет в политику или, в целом, в сферу управления, кто-то останется в университете или станет школьным учителем. Есть те, кто уже в магистратуре начинают успешную карьеру журналиста-публициста. Главный плюс нашей магистерской программы в том, что она дает в этом смысле полную свободу.

Вы уже работаете? Если да, какие знания и навыки, полученные в магистратуре, оказались наиболее полезными для Вас в работе?

С самого начала учебы в университете я была нацелена на академическую карьеру. А это требует сосредоточенности на учебе, и на работу времени практически не остается. Но в моем "послужном списке" есть должности и сотрудника лаборатории, и учебного ассистента. Последнее для меня особенно важно: я уверена, что знания бесполезны, если ты не можешь передать их другим. Учебный ассистент – не преподаватель, но те навыки, которые я успела приобрести за время учебы, я старалась привить и студентам. Есть много мелочей, которые создают науку: от корректного выбора темы до правильного оформления сносок. Всему этому меня когда-то научили мои преподаватели, а я стараюсь научить студентов.

Каковы Ваши планы на ближайшие 5 лет?

Сейчас я завершила очередной этап обучения, и это лето снова будет решающим. Я собираюсь продолжить академическую карьеру, а значит мне предстоят новые вступительные экзамены. Ближайшие два месяца покажут, где именно я буду писать мою диссертацию.

Какой ценный совет Вы бы дали будущим студентам программы “Историческое знание”?

Будьте готовы принимать решения самостоятельно и отвечать за них. Наша магистерская программа практически не имеет специализации, а значит очень многое будет зависеть от вас самих. И, конечно, начинайте писать заданную вам письменную работу сразу, как только вам дадут тему: нет ничего внезапнее дедлайна, а LMS обязательно зависнет в 23.59!

***
Интервью с выпускницей 2016 г. (диплом магистра с отличием; руководитель - д-р ист. наук, проф. А.Б. Каменский)
Мариной Владиславовной Фадеевой



Марина, расскажите, пожалуйста, почему Вы решили поступать в Вышку на факультет истории?

В 2010 г. я стала призёром Всероссийской олимпиады по истории, что давало мне возможность без экзаменов поступить на любой истфак. На самой олимпиаде проходила презентация ф-та истории МГУ, и после этого я окончательно поняла, что туда я не пойду никогда. Консервативный настрой и средний пост-пенсионный возраст преподавателей мне показались слишком суровым испытанием. Тут я как раз попала на день открытых дверей нового факультета в Вышке — факультета истории — и увидела своими глазами, что Вышка оказалась точно такой, как нам рассказывали в школе. От всего происходящего так и веяло энергией, задором, предвкушением чего-то нового и грандиозного, а ещё духом свободы. Как после этого можно было выбрать другой факультет и вуз — я отнесла документы на факультет истории в Вышке

Что больше всего запомнилось Вам во время обучения в бакалавриате – может быть, какая-то дисциплина или отдельное мероприятие?

НИС по истории повседневности, в котором я училась все четыре года бакалавриата. Благодаря участию в этом НИСе я нашла научного руководителя, А.Б. Каменского, под руководством которого я пишу уже шестой год, ракурс рассмотрения прошлого — такой взгляд на прошлое, который не упускает из внимания самых разных деталей, уделяет внимание в равной степени и сильным мира сего, и «маленькому человеку». А ещё наша семинарская группа именно в рамках НИСа первый раз попала на экскурсию в архив: мы были в РГАДА, смотрели на источники и на саму работу историков в читальном зале. На первом курсе бакалавриата этот поход казался занимательным путешествием, а потом оказалось, что работа с архивными материалами стала частью и моей повседневности.

Где Вы проходили практику? Почувствовали ли Вы, что этот опыт оказался для Вас полезен?

У моего курса была практика в Историческом музее, где мы не только много раз вдоль и поперёк обошли музейные залы, но и побывали в запасниках. Археологические материалы, иконопись, реставрация, библиотека, совмещённая с хранилищем редких книг — это были очень яркие впечатления. Также была у моего курса и архивная практика, так на 3-м курсе я снова оказалась в РГАДА, только на этот раз попала в святая святых — закрытые для простых посетителей помещения. Наша группа готовила книги XVII в.  к отцифровке, мы носили халаты, казавшиеся не менее примечательным историческим артефактом, чем лежащие на полках материалы. Это было очень интересный опыт.

Каковы Ваши научные интересы? На каком курсе они сформировались?

На первом курсе я принесла руководителю план работы на четыре года, он тогда посоветовал мне не спешить и справиться сначала с первой курсовой работой. Тогда мне было это непонятно, мне казалось, что я уже заранее знаю, чем буду заниматься, но оказалось, что к концу первого курса поняла, что хочу поменять тему. Мне всегда была интересна история России, со школы я больше всего любила XIX в. и знала, что буду заниматься только им. Со второго курса я поняла, чем именно мне хочется заниматься в истории XIX в. — историей студенчества. Со второго курса бакалавриата и вплоть до выпускной работы в магистратуре я не меняла тему, каждый год находя для реконструкции новые сферы из повседневной жизни студентов Московского Императорского университета.

Почему Вы решили продолжить обучение в магистратуре на программе “Историческое знание”? Довольны ли Вы своим выбором?

В конце 4го курса я победила в Вышкинской олимпиаде (по направлению история знания), и потом, недолго раздумывая, подала документы в магистратуру. Случались курьёзные случаи, когда, например, только что сдавших гос.экзамен по истории и источниковедению студентов, пришедших в магистратуру из бакалавриата (нас было где-то половина) хотели записать на адаптационный курс по истории и источниковедению. К счастью, нам удалось этого избежать. Во время учёбы в магистратуре я смогла уехать в Варшаву по программе студенческого обмена, где провела месяц, сумев поработать в том числе и в архиве Варшавского университета. 

Что нового было в магистратуре по сравнению с бакалавриатом?

В сравнении с бакалавриатом в магистратуре было куда больше возможностей для того, чтобы заниматься исследованием. Хотя я формально продолжала ту же тему, по которой защищала ВКР в бакалавриате, для меня это было важным. Вечернее время учёбы также было несомненным плюсом — оно позволяло выстроить расписание таким образом, чтобы можно было совмещать учёбу, написание работы и всю остальную жизнь.

Работали ли Вы во время учебы в магистратуре, и, если да, какие знания и навыки, приобретенные Вами в университете, оказались наиболее ценными?

Во время учёбы я работала над организацией и продвижением в Москве передвижной выставки, посвящённой жизни Анны Франк и истории Холокоста («Анна Франк: уроки истории»). Моё историческое образование, знания в области истории повседневности, а также наблюдения за работой экскурсовода помогли мне в работе над этим проектом.

Каковы Ваши планы на ближайшие пять лет?

Мне кажется, моя связь с историей сохранится, а вот в каком качестве она будет проявлена — будет ли это судьба академического историка или я буду заниматься общественной деятельностью с историческим бэкграундом — я ещё не знаю

Если бы Вас попросили придумать девиз вышкинского историка, что бы Вы предложили?

Вышка любит находить свою связь с древними латинскими истинами, так что если продолжать эту тенденцию, то, мне кажется, приписанное Горацию выражение вполне бы подошло: Nil mortalibus arduum estДля смертных нет ничего недоступного
А ещё я помню, как накануне большой первой зимней сессии, обозревая график приближающихся дед-лайнов, мы мрачно шутили: я не удивлюсь, если к концу декабря деканат потребует изгнать мавров из Испании. Вышкинские историки бы изгнали, не сомневаюсь.