• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Белые ночи» Ф.М. Достоевского на сцене театра НИУ ВШЭ

16 и 17 января прошли спектакли по повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Одну из главных ролей сыграл студент второго курса ASP Гермоген Родионов. В интервью с ASP Гермоген рассказал о своей театральной жизни.

ASP: Каково это играть героя Достоевского?

Гермоген: Это не очень просто, но безумно интересно. Честно говоря, я давно хотел сыграть именно такого персонажа, как Мечтатель Достоевского. Это герой, который внутри переживает довольно непростую и эмоциональную историю, существует некоторый конфликт между тем, каким герой является и каким он хочет быть. Он безнадежный романтик, в его голове есть свой образ идеальной жизни, который слабо похож на жизнь настоящую, повседневную. При этом мечта так и остается мечтой, потому что герой не может никак преодолеть некие внутренние психологические барьеры. Лишь волей случая он встречает человека, милую девушку, с которой он начинает понемногу делиться своими переживаниями, в итоге, раскрываясь полностью. Это очень интересно, даже с психологической точки зрения, играть персонажа очень закрытого и с большим трудом постепенно раскрывающего свою душу. Тем сильнее мне нравится такой трагичный финал спектакля, когда герой, открывший свое сердце и оказавшийся внутренне оголенным, остается, по сути, ни с чем.

ASP: Делаешь ли ты что-нибудь особенное перед спектаклем, чтобы «вжиться» в роль?

Гермоген: Именно чтобы вжиться, пожалуй, нет. Я в большей степени не вживаюсь в персонажа, а скорее играю его. Мне интересно понять персонажа, определить, чем он живет, чем он руководствуется, понять его поведение. Понять, как его можно хорошо и интересно показать, но все-таки не вжиться в него. Объясню, почему. Мне больше всего нравится в игре чувствовать не столько персонажа, сколько чувствовать зрителя, уметь идти от реакции зрителя на происходящее. Когда я вживаюсь в персонажа, это чувство зрительного зала, или чувство аудитории теряется, тогда у меня лично исчезает и интерес к спектаклю как таковому, потому что контроль над эмоциями и состоянием слушателей становится меньше.

ASP: Есть ли что-нибудь общее между тобой и Мечтателем?

Гермоген: Мне кажется, что определенно некоторые сходства есть. Я считаю, что для того, чтобы хорошо сыграть своего персонажа, нужно понять его, а чтобы его понять достаточно хорошо, очень важно пережить схожие эмоции до этого в своей жизни. При этом, чем более эмоционально сложные и тяжелые ситуации были пережиты, тем больше и внутренний багаж, который можно использовать на сцене. Безусловно, это касается не только негативного жизненного опыта, но и позитивного тоже, просто негативный дольше проживается и больше анализируется, нежели ситуации. Когда все идет хорошо. Играя на сцене кого бы то ни было, любой актер все равно в некоторой степени играет себя самого. Если говорить о конкретике, то я понимаю Мечтателя, понимаю его мечтания о более хорошей жизни, но не соглашаюсь с его пассивным поведением и пессимистическим взглядом на жизнь.

ASP: В какого героя ты бы хотел перевоплотиться в будущем?

Гермоген: Мне лично интересны действительно очень разные персонажи, и злодеи, и положительные герои, т.к. я считаю, что разноплановый актер должен уметь сыграть кого угодно, к чему я очень сильно стремлюсь. Пожалуй, на данный момент, мне бы хотелось сыграть героя пьесы Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак», это противоположный Мечтателю персонаж внешне, но похожий на него внутренне. Сирано уверен в себе, он считается человеком, которому нет равных в дуэлях, поединках, который очень силен физически. Однако, в душе он довольно раним и готов к самопожертвованию ради других. Самые интересные герои для меня – это глубокие персонажи, которые переживают на сцене некоторый сложный внутренний конфликт и пытаются с ним бороться. Это может быть в драматической или комической манере, но, самое важное, чтобы можно было показать этого героя очень всесторонне.

ASP: Немного о психологии: если бы ты был режиссером, о каком социально-психологическом феномене ты бы поставил спектакль?

Гермоген: Вот это действительно очень непростой для меня вопрос, которым я ранее не задавался. Пожалуй, феномен социального давления для меня был бы очень любопытным. Мне кажется интересным то, как один человек (или группа людей на примере одного человека из той группы) может противостоять или, наоборот, прогибаться под общественное мнение, под правила, которые существуют и расходятся с его личными убеждениями. Через борьбу человека с обстоятельствами, не всегда успешную, можно показать очень многие современные изменения, которые происходят в мире в области религии, нравственного воспитания, изменения в области культуры, в политике или даже экономике, в конце концов. Отдельно делаю акцент, что мне интереснее смотреть не на группу людей, которая будет меняться, а именно на одного человека из этой группы – по мне, это позволяет легче показать ситуацию и указать на проблему, которая существует.

ASP: И последний вопрос. В каком спектакле ты будешь участвовать в следующий раз?

Гермоген: Сложно сказать точно, потому что играю я в театре нечасто. Скорее всего, в следующий раз я буду играть в спектакле по пьесе А. Володина «С Любимыми не расставайтесь», но когда он состоится, пока точно неизвестно.


 

Чтобы увидеть спектакли участием студентов ВШЭ, следите за обновлениями на страничке театра ВК: https://vk.com/hsetheatre