• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
30
Март

Мужской взгляд на магистерскую программу "Прикладная социальная психология"

Выпускники магистерской программы "Прикладная социальная психология", Харитоненко Алексей, Кузнецов Никита и Алексеев Глеб, рассказали об обучении на Программе в НИУ ВШЭ и в Университете Тилбурга

Мужской взгляд на магистерскую программу "Прикладная социальная психология"

Поехать в Тилбург было для меня важной целью еще до моего обучения на программе в Вышке. Вообще говоря, наличие возможности получить двойной диплом (российский и европейский) было для меня очень значимым фактором при выборе программы магистратуры. Когда я узнал, что в Вышке есть такая программа, то сразу возникло понимание, что это именно то, что мне нужно, т. к. мне хотелось продолжить свое развитие в области психологии на международном уровне.

Что же касается обучения именно в Нидерландах, то еще в начальных классах мой дедушка профессор-ревматолог приехал из Голландии с Европейской конференции и много рассказывал про удивительную, красивую страну, где много внимания уделяется образованию и чистым технологиям. Тогда мне очень захотелось попасть туда. Это желание только укрепилось за время учебы в Вышке.

Нидерланды просто привели меня в восторг: везде пандемия, грустные и задумчивые люди в масках, но здесь, в Тилбурге, спокойно, улыбающиеся лица и всюду велосипеды, словно можно сесть и уехать от всех проблем. Потрясающая природа. Вообще, Тилбург — очень маленький и спокойный город, это меня порадовало, потому что там, например, нет большого количества туристов, как в Амстердаме. Также, попав в местный студенческий городок, даже несмотря на пандемию, появилось ощущение больших возможностей, открывающихся передо мной в профессиональном и академическом плане.

Да, в самом деле, в Тилбурге есть два трека по общей программе «Социальная психология». Мой выбор пал на организационную психологию, поскольку меня всегда интересовали вопросы профессиональной мотивации и психологического здоровья сотрудников (например, профилактика выгорания, повышение вовлеченности в работу). Также за время обучения в Вышке, например, когда мы изучали кросс-культурные аспекты в организационном контексте, я понял, что именно это направление меня интересует больше всего.

Что касается сложности обучения, то не могу сказать, что учеба была какой-то непосильной. Я думаю, уровень сложности обучения в Тилбурге и в Вышке был примерно одинаковый: учеба была интенсивной, но все же времени на восстановление и отдых было достаточно.

Знания, полученные в Вышке, не просто пригодились, а составили необходимый фундамент для продолжения моего обучения в Тилбурге. Они выступили как основа, база, на которую наслаивались более узко направленные знания, полученные мною уже в Тилбурге.

По поводу моих ожиданий от обучения могу сказать, что, конечно, переход на онлайн-формат в Тилбурге был достаточно разочаровывающим. На самом деле, я впервые приехал туда только в мае, под конец моего обучения, потому что в этом просто не было необходимости — у нас весь учебный год прошел в дистанционном режиме, включая все экзамены и даже стажировку. В этом смысле очень тяжело погрузиться в студенческую жизнь, общаться с другими ребятами и познавать культуру Нидерландов, когда все обучение ограничивается встречами в видеоконференциях и переписками по почте. Но из плюсов могу сказать, что даже в таких условиях, качество обучения ничуть не пострадало, онлайн-формат обучения был хорошо налажен, не было ощущения, что университет был к этому не готов. Наоборот, преподаватели часто находили какие-то новые методы подачи материала и внедряли дополнительные медиаресурсы. Так что от обучения я получил именно тот высокий уровень подготовки, который и ожидал, даже несмотря на то, что условия для реализации обучения были ограничивающими.

Я думаю, что главное отличие между треками заключается в том, что в Вышке мы получили очень фундаментальные знания, изучали теории и подходы, которые являются основополагающими в психологии и которые просто необходимо знать, прежде чем начнешь углубляться дальше в свою специальность. В Тилбурге же, наоборот, приобретаешь знания очень конкретные и специфичные твоему направлению, так что я считаю, что треки прекрасно дополняют друг друга.

Из того, чем они похожи, могу выделить большой фокус на практичности знаний: и в Вышке, и в Тилбурге много внимания уделяется тому, как можно полученные знания применять в реальных ситуациях. Также в обоих треках мне понравилось то, что в обучении используются результаты самых недавних научных исследований, так что можно быть уверенным, что ты приобретаешь знания, актуальные на сегодняшний день.

Я, как интроверт, не испытывал особых трудностей с адаптацией к онлайн-формату, хотя бы в плане социализации и моего психологического состояния. Также я видел в переходе на дистанционное обучение большую экономию времени, поскольку дорога до университета и обратно занимала у меня несколько часов каждый день. Однако из трудностей все же стоит отметить, что, конечно, проще и быстрее выйти на контакт с преподавателями или другими студентами, когда вы все находитесь в университете, так что в каком-то смысле скорость коммуникации при онлайн-формате, на мой взгляд, значительно снижается. Но помогло в этом плане то, что и преподаватели, и другие ребята из группы, к счастью, были доступны для связи по электронной почте и в мессенджерах.

Безусловно, я планирую дальше развиваться в области социальной психологии в целом и, в частности, организационной психологии. За время обучения в Тилбурге мы выполняли несколько проектов для разных организаций (например, разрабатывали программы по развитию лидерства, планировали интервенции для повышения вовлеченности сотрудников в работу и т. д.), затем я проходил стажировку в области Human Resources Management в Люксембурге в рамках моего обучения в Тилбурге (стажировка является частью учебного плана). Теперь, после получения дипломов, я планирую продолжить свое развитие в этой сфере и вижу свой профессиональный рост в направлении консалтинга, организационного развития и HR.

Да, в Тилбурге я хотел обучаться как только узнал о самой магистерской программе (во время учебы в бакалавриате). Во время бакалавриата в Вышке у меня не получилось попробовать программы мобильности или другие способы обучения заграницей, так что обучение в Тилбурге я упускать не хотел.  Однако так как моя магистратура выпала на самый пик пандемии, то были сильные опасения о том, что в целом не будет возможности там обучаться. К счастью, Тилбург был готов к пандемии, и перевел все свои курсы в онлайн формат.

Как я уже говорил, Тилбург перевел все свои курсы в онлайн режим. И даже если студенты находились в Нидерландах, они посещали пары в онлайн формате. По этой причине я решил в первом семестре остаться в Москве и обучаться дистанционно. А во втором семестре, когда ситуация с пандемией стала чуть легче, именно изучение новых предметов закончилось, и остались только написание диплома и производственная практика, ради которых ехать в Тилбург показалось нерациональным. Так что самым ярким для меня, наверное, является формат обучения. Когда все пары проходят онлайн, и студенты на них присутствуют из разных уголков земли. При этом я боялся, что качество обучения будет намного хуже очного, однако по итогу сложилось ощущение, будто многие преподаватели уже имели большой опыт ведения онлайн занятий, так как пары проходили без каких-либо сложностей. Отдельно хотел заметить, что если в России на онлайн занятиях почти невозможно заставить студентов включить свои камеры, что ухудшает динамику занятия, то в Тилбурге буквально у пары человек только были выключены видео. Очень приятно не только слышать других студентов, но еще и видеть, хоть и в онлайн формате.

Я выбрал организационную психологию, так как мне интересна эта область. Выгорание и продуктивность сотрудников, их взаимодействие между собой, работа в командах - это лишь небольшая часть того, с чем организационные психологи работают, и которая серьезно связана с успешностью компании и состоянием самих сотрудников.

Мне кажется, что учеба и не должна даваться совсем без сложностей, ведь чаще всего это означает то, что либо студент не до конца понимает того, что изучает, либо он учится тому, что и так умеет. Какие-то задания выполнялись более спокойно, какие-то требовали намного больше времени и усердия. Но там точно не было “невыполнимых” задач.

До обучения на данной магистратуре, я окончил бакалавриат психологии в Вышке. Поэтому, если честно, первый год не дал мне особо новых знаний о психологии, которые бы мне пригодились в Тилбурге. Если бы до этого я обучался в другом университете, или в другой области, то те же знания о математических методах очень сильно бы мне помогли в дальнейшем, однако почти все эти знания я получил еще при обучении в бакалавриате.

А вот обучение в Тилбурге меня полностью удовлетворило. За тот небольшой период обучения я посетил много интересных лекций, попробовал себя в роли модератора дискуссии у иностранных студентов, примерил на себе роль руководителя небольшой консалтинговой компании, провёл интервью у руководителя HR департамента иностранной компании и много чего еще.

Как мне показалось, первый год обучения в Вышке был сильно ориентирован на изучение теоретических основ социальной и социокультурной психологии. Какой-либо привязки к практическому/реальному применению знаний, к сожалению, я не увидел. Тилбург за более короткий срок (так как именно обучение новым курсам там шло всего полгода) смог вместить как и погружение в необходимую теорию, так и дать студентам самим опробовать на практике полученные знания.

Оба года обучения велись на английском языке, так что я думаю, что это было одинаковым:)

Как я уже говорил, Тилбург основательно подошел к вопросу проведения занятий в онлайн формате. У всех студентов был свой аккаунт в Zoom, все ссылки на занятия были заранее известны, преподаватели тоже не испытывали сложности при таком формате ведения занятий. Так что я бы не сказал, что были какие-то сложности со стороны Тилбурга в этом плане. Ну а я уже давно привык общаться с людьми с помощью компьютера, так что тоже не ощутил каких-либо серьезных проблем.

Я еще с конца своего обучения в бакалавриате пошел работать в консалтинговую компанию, и так и продолжаю в ней работать. Изучаю и работаю с вовлеченностью сотрудников, их выгоранием, взаимодействием. Мне нравится ощущать, что моя работа (изучение и измерение данных вещей в разных компаниях, создание рекомендаций для изменения ситуаций) может улучшать жизнь не одному конкретному сотруднику, в сразу группе работников одной компании. Продолжаю развиваться в этой области, получаю сейчас больше опыта уже из “поля”. 

Может быть, когда я пойму, что именно я хочу изучать в социальной психологии как науке (а не как в практике), то я вернусь к академической деятельности, но пока что меня полностью устраивает то, где я нахожусь, и что я делаю.

Перед поступлением в Вышку у меня был план попробовать поступить в Тилбург, но в середине года я чуть не передумал в силу личных обстоятельств. За пару недель до дедлайна все же решил отправить документы в Тилбург.

Мне нравились наши групповые задания. Они были сложными и практико ориентированными. Например, однажды нам дали задание создать вирусную маркетинговую стратегию. Помимо всего прочего, я еще создавал маску для Instagram*, которую впоследствие использовали  около 1,5 тысяч раз без какого-либо продвижения, а мой одногруппник написал небольшую видеоигру на Python.

Я выбрал «Экономическую психологию», потому что меня больше интересовали исследования в области принятия решений и т.д. Из трудностей бывали частые тесты и групповые задания, но ничего непосильного.

Уверен, что первый год в Вышке мне очень пригодился. Несмотря на то, что я заканчивал бакалавриат в области психологии, у меня было много пробелов в знаниях касательно методов исследования, современной социальной психологии и многого другого. Еще за первый год обучения в Вышке я прокачал свои навыки работы с данными и академического английского. Так что я думаю, что в каком-то смысле первый год был для меня даже более полезным.

Я мало что знаю о треке «Организационная психология», но думаю, что самое большое отличие в том, что на треке «Организационная психология» ты получаешь знания для работы «внутри» компании. Например, учишься тому, как повышать продуктивность сотрудников и их удовлетворенность работой, помогать им избежать эмоционального выгорания и т. д. «Экономическая психология» больше посвящена работе «вне компании» (даже если все время работаешь за компьютером). Например, учишься проводить исследования того, как люди воспринимают бренд, потребительского спроса и т. д.

Самым сложным было отсутствие социальных контактов с другими студентами. Я не знаю, как это можно компенсировать, если честно.

В настоящее время работаю в отделе маркетинга. Я занимаюсь исследованиями лидеров мнений в социальных сетях, различными видами аналитики и так далее. Я хочу продолжить свою академическую карьеру, поэтому с нетерпением жду возможности получить докторскую степень по психологии в следующем году.

* Instagram - запрещённая в России соцсеть.