От методиста — к исследователю в Нидерландах: путь выпускницы программы
Когда за плечами 15 лет в образовании, кажется, что карьера выстроена. Но Диана Колесникова решила начать заново — и поступила в магистратуру НИУ ВШЭ на программу «Измерения в образовании» (сейчас — «Обучение и оценивание как наука»).
О поступлении в магистратуру
— Диана, расскажите, пожалуйста, о себе и своем опыте до поступления в НИУ ВШЭ.
- До магистратуры я около 15 лет работала в сфере образования — занималась развитием людей в разных форматах. Это был разнообразный опыт: преподавание, методическая работа, создание образовательных программ. В какой-то момент я поняла, что для того, чтобы оставаться конкурентоспособной на рынке труда, в том числе международном, я хочу вновь вернуться к работе с данными и программированию (на моём бакалавриате по экономике было много подобных курсов). Так я задумалась о дальнейшем обучении.
— Почему вы выбрали именно магистерскую программу «Измерения в образовании» (сейчас - «Обучение и оценивание как наука») НИУ ВШЭ
- Во-первых, меня привлекло сочетание двух сфер: образования, в котором у меня уже был большой опыт, и аналитики — области, в которой я хотела развиваться. Программа предлагала именно такой баланс. Во-вторых, немаловажным аргументом стало наличие бюджетных мест. Ну и, конечно, личное впечатление: после Дня открытых дверей я поняла, что здесь комфортная атмосфера для учебы и исследований.
— Какие курсы или проекты в рамках программы оказались для вас наиболее полезными?
- Больше всего запомнились продвинутые дисциплины — в них было больше конкретики и новых знаний. Непосредственно психометрика, основы дизайна исследований, тест-девелопмент, оценка в HR. Из проектов самыми полезными были: разработка собственного набора заданий — это дало понимание всего процесса изнутри; анализ качества заданий для олимпиад Вышки и исследование вакансий в психометрике и смежных сферах.
О работе и карьерных перспективах
— Где вы работаете сейчас и как нашли эту работу?
После выпуска я четыре года проработала в Учи.ру — сначала продакт-менеджером, потом руководила методической командой. А сейчас учусь в аспирантуре Университета Тилбурга в Нидерландах и занимаюсь исследованием адаптивных образовательных систем. Если говорить о текущей позиции, то нашла ее через чат выпускников нашей магистратуры — это отличный пример того, как полезно поддерживать связи.
— Как знания и навыки, полученные в магистратуре, помогают вам в текущей работе?
- Моя нынешняя деятельность — это прямое продолжение того, чем я занималась в магистратуре. Все навыки — от работы с данными до методологии исследований — использую постоянно.
— Какие карьерные возможности, на ваш взгляд, открываются перед выпускниками программы?
- Я вижу три основных направления:
- HR и оценка персонала — наши выпускники часто идут в аналитику, связанную с сотрудниками компаний.
- Образовательные проекты — можно работать методистом, разрабатывая отдельные задания или целые курсы.
- Академическая карьера — для тех, кто хочет углубиться в исследования.
Конечно, можно заниматься и непосредственно психометрикой, к сожалению, таких вакансий пока не так много.
— Были ли у вас сомнения при выборе карьерного пути после выпуска? Как вы с ними справлялись?
- Сомнения неизбежны, я с ними встречалась и до обучения, и после обучения. С одной стороны, я уже работала параллельно с учебой и применяла знания на практике. С другой – оставались вопросы: стоит ли строить академическую карьеру, попробовать себя в аналитике? Как я с этим справлялась? Я действовала методом "проб и анализа": общалась с людьми из интересующих сфер, изучала вакансии, пробовала разные задачи. Например, посмотрела, чем занимаются аналитики в других областях, и поняла, что это не совсем мое. А вот разговоры с теми, кто пошел в науку, наоборот, вдохновили.
Об учебе в Нидерландах и трендах в психометрике
— Почему вы решили поступать на PhD в Нидерландах? Расскажите о своем направлении.
- Решение складывалось из нескольких факторов. Во-первых, я заметила, что в международных компаниях, особенно в R&D, часто требуют наличие PhD. Мне хотелось иметь возможность работать на таком уровне. Во-вторых, я увидела конкретную вакансию по теме адаптивных образовательных систем — это как раз то, что мне интересно. В Европе PhD — это работа над конкретным проектом, а не просто обучение. Ну и личные причины: мне нравится Нидерланды, здесь комфортно жить с семьей (я переехала с мужем и двухлетним сыном). В США, например, с маленьким ребенком переезд был бы сложнее.
— Какие тренды на стыке психометрики и образования вы наблюдаете сейчас?
- Первый очевидный тренд — это использование ИИ и работа с большими лингвистическими моделями. Эта тема продолжает развиваться, и на психометрику она, безусловно, тоже влияет. Появляются новые способы решать уже имеющиеся задачи, например, оценку сложности заданий или разработку. Это касается не только психометрики, но и образования. Второй момент — повышенное внимание к качеству исследований. Как качественнее делать исследования, как сделать так, чтобы другие люди могли перепроверить твои результаты, как сделать так, чтобы то, что ты делаешь, могло приносить пользу, а не просто оставаться каким-то интересным фактом, которым ты поделился. Такая культура исследований — это очень важное направление. Ну и конечно, междисциплинарность: психометрики все чаще работают в командах с IT-специалистами, гейм-дизайнерами, даже медиками.
— Какой вы видите свою будущую карьеру?
- Сейчас рассматриваю несколько вариантов:
- Работа в найме в международной компании в сфере образовательных исследований, где я могла бы вновь вернуться к теме образования, исследований, просто делать это на другом уровне.
- Возможно, собственный консалтинг или бюро по разработке образовательных программ или заданий, экзаменов. Это тоже интересно. Возможно, частная практика, где я могу консультировать отдельные организации.
- Преподавание — это то, чем я давно занимаюсь и хочу продолжать.
— Если бы вы не пошли по текущему карьерному пути, что бы выбрали?
- Я думаю, что если бы я сейчас не училась в аспирантуре, то я бы продолжила работать в Учи.ру лидером методической команды. Возможно, попробовала бы устроиться, не имея PhD, в какую-то международную компанию. Ну и у меня есть другая ветка интересов. Сейчас я завершаю программу переквалификации на арт-терапевта. Думаю, что буду продолжать в этой области тоже реализовываться.
— Есть ли среди ваших одногруппников примеры кардинально других карьерных траекторий?
- Если говорить о нашей магистратуре, то большинство так или иначе остались в смежных областях: HR, аналитика, академия. Думаю, что это происходит потому, что программа узкоспециализированная, и люди приходят сюда уже с пониманием, чем хотят заниматься.
— Спасибо за интересный разговор!
Интервью подготовила студентка 2 курса МП «Обучение и оценивание как наука» Индира Гасанова