• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как работает мозг во время обучения? Лекция Ольги Сварник в рамках цикла встреч «A SOLAs: наедине с экспертом»

2 июня 2022 состоялась третья встреча из цикла «A SOLAs: наедине с экспертом», где спикерами являются специалисты в области психометрики и нейронаук. 

Как работает мозг во время обучения? Лекция Ольги Сварник в рамках цикла встреч «A SOLAs: наедине с экспертом»

Что такое обучение? Одна из первых версий, которая приходит в голову, что обучение – это про изменение связей в мозге. На встрече с нейрофизиологом и психофизиологом, кандидатом психологических наук Ольгой Сварник мы обсудили, что это крошечная и не самая главная часть того, что происходит с мозгом при обучении.

Ольга Сварник – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психофизиологии имени Вячеслава Борисовича Швыркова института психологии Российской академии наук. Ольга долгое время изучает функционирование мозга и связи нейронной активности с психическими процессами, является автором научных монографий и научно-популярных книг о мозговой активности, а также популяризатором науки и, в частности, психофизиологии. 

Сегодняшние технические возможности позволяют регистрировать импульсную активность нейронов, биохимические процессы и экспрессию генов. Такие исследования показали, что какую бы структуру в мозге мы не взяли, она никогда не выглядит как единое целое, поскольку внутри каждой зоны мозга – долей коры головного мозга, таламуса, гипоталамуса, мозжечка, среднего и продолговатого мозга – можно найти нейроны, вовлеченные в разные процессы.

Исследования нейрофизиологических основ обучения показали, что любое обучение начинается с активации нейронных групп и их последующего изменения согласно новой ситуации. У более интеллектуальных людей такие изменения происходят чаще, а также они быстрее переключаются между разными функциональными группами.

Это знание важно не только для теоретической науки, но и для практиков образования – меняя возбудимость нейронов, мы можем улучшать обучение, скорость приобретения навыков и скорость распознавания нового решения.

Запись встречи доступна по ссылке.