• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Преподаватели программы о профессии будущего

Профессия будущего – эксперт в области науки, технологий и инноваций – сейчас широко востребована государственными органами, университетами и исследовательскими центрами, фондами и институтами развития (такими как Фонд Сколково, Российская венчурная компания, Фонд содействия инновациям), крупными международными организациями (ОЭСР, ЮНЕСКО, Всемирный банк и др.). Необходимые знания и навыки (в области анализа инновационных систем, формирования и оценки научно-технологической и инновационной политики, форсайта) можно получить фактически только на единственной программе в Восточной Европе – магистерской программе «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ).

Преподаватели программы о профессии будущего

О преимуществах программы, преподавательском составе, приобретении компетенций, конкурентных на международном уровне, рассказывают преподаватели этой программы: 

  1. Алексей Березной, д.э.н., директор Центра исследований отраслевых рынков и бизнес-стратегий ИСИЭЗ;
  2. Михаил Гершман, к.э.н., заместитель директора Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ;
  3. Василий Осьмаков, к.э.н., заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации;
  4. Алексей Пономарев,  к.т.н., вице-президент по связям с промышленностью Сколтеха;
  5. Виталий Рудь, PhD,  старший научный сотрудник международной Лаборатории экономики инноваций  ИСИЭЗ;
  6. Софья Черногорцева, к.п.н., зав. отделом аналитических исследований ИСИЭЗ. 


О программе

Василий Осьмаков: «Магистерская программа «Управление в сфере науки, технологий и инноваций», которая реализуется на базе ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, – достаточно уникальное явление в сфере высшего образования, которое стало возможным именно в тех условиях и благодаря той академической атмосфере, которые стали визитной карточкой Института. Его относительная обособленность и сильная академическая направленность, неразрывная связь с практикой (ИСИЭЗ регулярно оказывает экспертно-аналитическую поддержку крупному бизнесу, государственным органам), а также широкое вовлечение как российских, так и зарубежных специалистов позволили создать программу, готовящую экспертов будущего в области науки, технологий и инноваций для работы в сфере государственного управления, институтах развития (РВК, Сколково и др.), международных организациях (ОЭСР, Всемирный банк и др.), а также в крупных компаниях, испытывающих необходимость в выстраивании корпоративной инновационной политики.

Не случайно данная магистерская программа, будучи очень «молодой», вошла в рейтинг НИУ ВШЭ «25 профессий будущего, к которым готовит НИУ ВШЭ».

Программа читается полностью на английском языке. Это делает ее конкурентоспособной на международном уровне, что также подтверждается наличием программ двух дипломов (с Техническим университетом Берлина (Германия), Университетом Маастрихта (Нидерланды), Сеульским Национальным Университетом (Республика Корея), а также программ студенческого обмена».

Преподавательский состав

Василий Осьмаков: «Программа позволяет приобрести теоретические основы будущей профессии и одновременно раскрыть их на примерах из практики, поскольку на программе преподают в том числе представители крупных компаний и государственных органов».

Алексей Березной: «Подавляющее большинство преподавателей программы параллельно ведут научную деятельность, анализируя лучшие практики управления инновациями, и занимаются активной практической деятельностью в данной области (в консалтинге для компаний или профильных правительственных структур, а в некоторых случаях и непосредственно в бизнес-структурах). Это позволяет не только постоянно отслеживать последние научные разработки в соответствующих ключевых областях, но и учитывать вызовы, связанные с практическим внедрением новых управленческих решений».

Алексей Пономарев: «С одной стороны, к преподаванию привлечены действующие сотрудники ведущих организаций в области STI, которые рассказывают о реальных проблемах и опыте их решения, и студенты их, в основном, понимают, а с другой – часто с первого или уж точно со второго курса магистратуры студентов «встраивают» в решение этих проблем».

Михаил Гершман: «Все ключевые российские и зарубежные преподаватели являются членами рабочих и экспертных групп министерств, межведомственных комиссий, комитетов по тематике науки, технологий и инноваций в России и за рубежом (например, в рамках профильных комитетов ОЭСР). За счет этого студенты получают самые актуальные знания, основанные на лучшем международном опыте, которые зачастую являются эксклюзивными».

Приобретаемые компетенции

Алексей Березной: «Одним из важнейших элементов программы являются курсы, связанные с управлением инновационной деятельностью в бизнес-структурах. При этом, по сравнению со многими другими аналогичными программами в области инновационного менеджмента, программа выделяется целым рядом существенных особенностей.

Во-первых, она в значительной мере ориентирована на стратегические аспекты управления инновациями на корпоративном уровне. Именно поэтому в ней такое значительное место уделяется вопросам формирования системы стратегического (корпоративного) форсайта, разработке и реализации инновационных стратегий, а также перестройке бизнес-моделей – т.е. темам, которые крайне редко встречаются в других программах.

Во-вторых, программа не просто знакомит слушателей с базовыми основами инновационного менеджмента, но обеспечивает системное представление об управлении инновациями, причем как на уровне отдельной корпорации, так и в контексте государственной инновационной политики.

В-третьих, программа весьма четко сбалансирована с точки зрения сочетания теоретических и практических аспектов инновационного менеджмента».

Виталий Рудь: «Знакомство с классическими и современными научными работами, обсуждения на затронутые в них важные вопросы в рамках ряда исследовательских курсов расширяет рамки представлений об инновациях в современном мире и становится серьезной базой для дальнейшей исследовательской, аналитической и практической деятельности студентов в данной области».

Василий Осьмаков: «Программа выполняет важную функцию – помогает дополнить профессиональное развитие магистров сильным академическим базисом. Таким образом, магистр, не отрываясь от карьерного развития, в течение двух лет очного образования приобретает комплекс знаний по устройству национальных и корпоративных инновационных систем, изучает законодательство в области защиты интеллектуальной собственности, овладевает методами измерения и анализа сферы науки, технологий и инноваций, приобретает навыки интерпретирования трендов развития данной сферы в разных странах, а также навыки построения научно-технологических прогнозов. Все это магистр осваивает в ходе не только привычных студенту лекций, семинаров и лабораторных работ, но и в формате проектных мастерских, научно-исследовательских семинаров и т.д.»

Софья Черногорцева: «Интерактивные формы работы со студентами направлены на развитие системного и критического мышления, общение и поведение в международной среде, понимание поведения аудиторий, которые связаны с инновациями и социально-экономическими проблемами на разных уровнях, и позиционирования проектов. Разработка концепций проходит в командах, что немаловажно для работодателя и с точки зрения командного мышления, и с точки зрения адаптации новых сотрудников в организациях».

Алексей Пономарев: «Сколтех, где я работаю, – прежде всего технологический университет, мы даем нашим студентам навыки предпринимательства, но это не экономисты, не социологи и политологи. Они – ученые и инженеры. А вот навыки программы ИСИЭЗ – дополнительные к научным и инженерным. Студенты на программе ИСИЭЗ – прежде всего, люди, которых вооружают квинтэссенцией экономических, юридических, социологических и управленческих навыков, позволяющих им дополнять ученых и инженеров в инновационных, предпринимательских командах.

И, конечно, состав самих студентов на программе создает уникальную возможность формирования чрезвычайно широкой системы социальных связей между представителями иногда очень далеких друг от друга областей – ведь на программу поступают студенты с базовым экономическим, менеджерским, социологическим, политологическим, научным и инженерным образованием. Это очень ценный сплав как для профессионального, так и для культурного развития».

Трудоустройство выпускников

Василий Осьмаков: «Большинство студентов, выбравших данную траекторию образования, на начало учебы уже трудоустроены в аналитических компаниях, крупном бизнесе, государственных органах, инновационных стартапах, а также в самом Институте. На выходе, после получения заветного диплома магистра с европейским приложением к нему, магистр обладает комплексом знаний и навыков, которые высоко ценятся работодателем не только в силу качества преподавания в Высшей школе экономики, но, в первую очередь, потому, что таких специалистов на текущий момент просто единицы».

Софья Черногорцева: « Я думаю, что современные магистратуры, в первую очередь, должны учить студентов принимать вызов. Появление нового международного университета в новом российском городе Иннополис – это двойной вызов. Необычная среда, новички не только студенты, но и профессура, приехавшая в Россию из разных стран. ИТ проекты и ИТ образование – это самые быстро меняющиеся сферы сейчас. Как же мне повезло, когда Алена Протасова, выпускница программы ИСИЭЗ, приехала к нам работать. 

Ведь все, что я обычно объясняла своим сотрудникам, –что такое бизнес развитие в университете, как находить и развивать инновации, как общаться в международной среде, как позиционировать проекты и исследования, как ими управлять – все это она уже знала». 

Алексей Пономарев: «У нас (ред. – в Сколтех) есть опыт, когда начав работы в одном из сложных и крупных научно-технологических проектов Национальной технологической инициативы, студент программы вошел в команду проекта в Сколтехе после окончания магистратуры, а скоро – и в руководство проекта. Другой пример – это успешное вхождение одного из иностранных студентов по программе двойных дипломов с Техническим университетом Берлина (Германия) в соответствующих технологический проект Сколтеха со своими гуманитарно-управленческими навыками, полученными на программе ИСИЭЗ.

Мы видим, что выпускники программы интересны не только компаниям, но и быстро получают предложения из органов государственного управления, связанных с развитием технологий и инноваций».

Михаил Гершман:«Некоторые выпускники выбирают академическую карьеру и продолжают обучение в Вышке или в ведущих зарубежных университетах. Так, Валерия Власова, окончившая в прошлом программу с отличием, работает в ИСИЭЗ, совмещая ее с учебой в академической аспирантуре ВШЭ, а другая выпускница – Алина Кадырова сейчас учится на PhD программе Манчестерского университета «Science, Technology and Innovation Policy».

Я могу привести и другие успешные примеры: Дмитрий Плеханов, который уже второй год успешно работает руководителем проекта в Комитете по научно-технологической политике ОЭСР, или Дарья Кузьмина, которая является менеджером по науке и инновациям в Международном союзе общественного транспорта (UITP) в Брюсселе. Безусловно, учеба на программе, где они получили нужный «сплав» компетенций, а также интересные выпускные работы стали для них хорошим подспорьем для занятия этих престижных международных позиций. Есть и молодые люди, которые еще во время обучения на программе или по ее завершении занялись предпринимательством. В их числе – Екатерина Шипилова, которая уже успела создать целых два бизнеса – сервис по сбору макулатуры MK Service, и проект по организации экскурсий на английском языке Walk&Talk Tours, и Джошуа Леви, запустивший образовательный стартап JLP Russia».