• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как в Вышке учат управлению наукой и инновациями

Как в Вышке учат управлению наукой и инновациями

© Коллекция Essentials/ iStock

17 апреля состоится день открытых дверей магистерской программы «Управление в сфере науки, технологии и инноваций». Как обучение здесь связано с практикой и какая карьера ждет выпускников, мы попросили рассказать Павла Бахтина, заместителя заведующего отделом информационно-аналитических систем ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, закончившего программу в 2016 году.

 


Павел Бахтин

О выборе магистратуры

Обучение в Вышке я начал еще в бакалавриате — на программе по бизнес-информатике. Там готовят людей, которые могут анализировать, понимать и переводить потребности бизнеса на технический язык, ставить задачи разработчикам и управлять процессами. Уже на третьем курсе я начал полноценно работать в Институте статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) в качестве разработчика — в проекте, связанном с мониторингом глобальных технологических трендов.

Первым большим результатом стала система «Global Trend Monitoring System» (GTMS) — многофункциональная база данных научно-технологических трендов с веб-интерфейсом, позволяющим анализировать эти данные в онлайн-режиме как научным сотрудникам института, так и внешним экспертам. На ее основе я защитил бакалаврскую выпускную работу. Дальнейший выбор магистерской программы был вполне естественным.

Я уже обладал навыками в сфере IT, и нужно было найти им приложение в конкретной предметной области. Магистратура ИСИЭЗ давала такую возможность

Именно понимание предметной области отличает программиста-исполнителя от разработчика-постановщика задач. Магистратура позволила мне «окунуться» в мир науки и технологий, понять основные задачи и выработать свою стратегию их решения с точки зрения информационных технологий.

О том, чему учат на программе

Мое обучение было самым тесным образом связано с практикой, для чего пришлось освоить и теорию, и инструментарий. Я изучил основы научно-технического прогнозирования, форсайта, научно-технической и инновационной политики, узнал об инструментах наукометрии, статистического и финансового анализа.

Первый навык исследователя, помимо аналитического мышления, заключается в умении правильно писать — «оцифровывать» свои знания и результаты наблюдений в виде научных публикаций, отчетов. Именно в магистратуре ИСИЭЗ меня обучили, как структурировать мысли, правильно определять область исследования, искать литературу, описывать результаты и делать выводы.

Магистерская программа позволила мне быстро развиться в качестве научного сотрудника

Погружение в область форсайта и кейсы дает возможность ознакомиться со спецификой различных направлений в сфере науки и технологий, понять, что происходит в медицине, биотехнологиях, ИКТ, энергетике и других областях, изучить много литературы, построить пробные дорожные карты, подготовить обзорные презентации. Отдельно стоит отметить инструменты количественного анализа, которым здесь обучают. В моей деятельности особенно важным было понимание библиометрического и патентного анализа, их методологии, правил расчета статистики. Нужно было понять какие источники информации показывают уровень исследований и разработок в России, а какие — нет. Я напрямую применяю полученные знания, развиваю на их основе методологию текст-майнинга.

О главном проекте

Основным направлением моего обучения стал интеллектуальный анализ больших данных. По этой теме я писал магистерскую диссертацию, ее научным руководителем выступил профессор Оздчан Саритас, заместитель заведующего лабораторией исследований науки и технологий ИСИЭЗ. Эта тема оказалась интересной всему институту — интеллектуальный анализ данных можно применять в целях научно-технологического прогнозирования. В ИСИЭЗ образовалась команда для разработки собственных информационно-аналитических текст-майнинговых (то есть заточенных под обработку больших неструктурированных текстовых массивов данных) инструментов.

Все научные наработки и практические IT-инструменты были использованы для создания совершенно новой для России системы интеллектуального анализа больших данных в сфере науки, технологий и инноваций — iFORA (Intelligent Foresight Analytics).

Она позволяет в рамках экспресс-исследования, охватив единовременно десятки миллионов научно-технических документов и рыночных данных, делать серьезные выводы о трендах, технологиях, рынках, ключевых организациях и центрах компетенций в различных областях технологий. Таких возможностей ранее не существовало.

О карьере

Самые популярные места работы выпускников программы — технологические компании и федеральные органы исполнительной власти. Обычно выпускники начинают работать в отделе инноваций, стратегического планирования. Они постепенно разбираются в предметной области, по полочкам накапливают представление о структуре отрасли, основных игроках, технологиях, трендах — и начинают предлагать собственные решения. Через какое-то время есть шанс начать руководить небольшими группами молодых специалистов.

Я сам вырос в ИСИЭЗ со стажера-исследователя в 2013 году до научного сотрудника в 2016-м. Затем в институте сформировался отдел информационно-аналитических систем, в котором я теперь работаю заместителем заведующего. Все последние годы помимо исследований и разработок (а это около 40 проектов) я также занимался координацией деятельности наших младших аналитиков и разработчиков.

Многие сразу хотят самостоятельности, чтобы не работать на «дядю» — но научиться руководить людьми исключительно по книжкам невозможно

Поэтому нужно начинать путь в качестве аналитика или исследователя (это может быть работа в частных компаниях, стартапах, институтах развития, вузах или ведомствах). При этом нужно стараться взаимодействовать с крутыми руководителями-лидерами, способными на основе личного примера показать лучшие практики управления и одновременно зарядить вас своей позитивной энергией. Ну а если по прошествии времени управленческая деятельность не будет получаться, то компетенции исследователя или аналитика позволят выпускнику глубже уйти в науку или проектную консалтинговую деятельность.

В 2019 году на магистерской программе «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» предусмотрено 25 бюджетных и 10 платных мест, а также 10 платных мест для иностранцев. Обучение ведется на английском языке. Узнать больше о программе можно на дне открытых дверей, который состоится 17 апреля.