• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Отличные оценки любят получать не только студенты"

На прошлой неделе Вышка опубликовала итоги выборов лучших преподавателей. Студенты магистерской программы «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» тоже сделали свой выбор. Лучшим преподавателем 2021 стала Стрельцова Екатерина. Мы поговорили с Екатериной о том, что значит для нее эта победа, что дает студенческая оценка преподавания и как из года в год меняются студенты.

"Отличные оценки любят получать не только студенты"

Насколько важна для Вас оценка, вынесенная студентами?

Безусловно, очень важна. Это такой мощный отклик – уверена, он радует любого преподавателя. В конце концов, отличные оценки любят получать не только студенты. Для меня это знак, что все не зря, что я не зря порой сижу ночами, обновляя программы курсов, планы занятий, придумывая новые задания, не зря так вкладываюсь. Кроме того, я люблю работать со студентами, и для меня действительно важно делать это хорошо. Студенты приходят в Вышку за первоклассным образованием – нельзя обмануть их ожидания. Вряд ли меня выбрали лучшим преподавателем за какую-то исключительную доброту. Не могу в этом заподозрить своих студентов, потому что я довольно строгий преподаватель и баллы по моим курсам, прямо скажем, отнюдь не высокие. А значит, такой результат – это подтверждение, что выбранное направление верно, нужно продолжать работать, не сбавляя темпа.

В целом, я считаю, что студенческая оценка преподавания, вот такие ежегодные выборы – это крайне важно и руководство Вышки правильно делает, что поддерживает все эти процедуры столько лет. Не знаю, как живут вузы, в которых нет ничего подобного. Оценка преподавателя коллегами, зарубежными экспертами (а у нас на программе есть и такое) необходима, но она позволяет оценить только то, что ты хочешь донести, чему научить. А уж сказать, насколько успешно ты справляешься с этой задачей, могут, на мой взгляд, только студенты. Поэтому я всегда с большим вниманием читаю все комментарии по итогам оценки преподавания, думаю над каждым замечанием и рекомендацией. Если нахожу их обоснованными, обязательно использую в следующем году.

Что, по Вашему мнению, позволило Вам стать лучшим преподавателем 2021?

Трудно сказать. Мое отношение к преподаванию, базовые подходы не поменялись за последние годы, но в этом конкурсе я победила впервые. Возможно, определенную роль сыграло онлайн-обучение. Должна признаться, я была самым ярым его противником, опасаясь, что такой формат сильно повлияет на качество коммуникации со студентами, на мои традиционно интерактивные занятия. Но в итоге некоторые несомненные плюсы онлайна сыграли мне на руку. Я пригласила прекрасных спикеров для отдельных гостевых лекций. На наших научно-исследовательских семинарах выступала доцент СПбГУ Лилия Панкратова, которая рассказывала о поиске любви в цифровом мире, и Антон Бирюков, старший научный сотрудник ГАИШ МГУ, который на примере открытий в астрофизике показал, как менялась наука на протяжении веков, и профессор Сеульского университета Кеун Ли, известнейший эксперт в области исследований инноваций, технологического апгрейдинга. Были и другие не менее яркие гости, благодаря которым у нас со студентами всегда были интересные темы для дискуссий. Вряд ли мне удалось бы организовать все эти лекции, если бы не пандемийный онлайн. Благодаря ему же и разным цифровым технологиям я постоянно была на связи со студентами, мы действительно плотно общались и за пределами занятий. В этом мне очень помогал мой учебный ассистент, теперь уже выпускник нашей программы Михаил Клишин. Студенты, которые писали со мной магистерские диссертации, тоже откликались по первому зову и принимали участие в разных активностях. В общем, ради моего успеха пришлось потрудиться большой команде профессионалов. Благодаря им я смогла реализовать все свои задумки, даже самые безумные.

 

Вы социолог по образованию, почему Вы решили связать свою жизнь с наукой и как оказались в Вышке?

Я поняла, что хочу заниматься наукой, на первом курсе университета. Мне кажется, на это решение повлияли два человека – мой любимейший научный руководитель, к сожалению, ныне покойный профессор СПбГУ Олег Иванович Иванов (на его лекциях я поняла, что ничего не может быть интереснее социологии) и социолог Эмиль Дюркгейм (после его книги «О разделении общественного труда» я иначе взглянула на мир вокруг и поняла, как говорится, что жизнь моя никогда не будет прежней). И дальше стандартные шаги к началу научной карьеры – бакалавриат, магистратура, аспирантура. У меня действительно богатый образовательный опыт. Бакалавриат я закончила на факультете социологии СПбГУ. И это такой классический, во многих отношениях консервативный университет, очень строгий, который дает прекрасное фундаментальное образование. Дальше была международная магистратура, где значительная часть преподавателей – из европейских вузов, где мне самой удалось некоторое время провести в Германии, в университете Билефельда. Благодаря этому опыту я познакомилась с западной университетской культурой, с новой для меня моделью отношений между студентами и преподавателями. Она мне очень близка своей свободой, тем, что студент – всегда активный участник процесса обучения. В аспирантуру я целенаправленно пришла в Вышку. Мне хотелось поучиться в современном, динамичном университете. И я не прогадала. Вышка именно такая – быстрая, всегда на передовой. Возможно, именно благодаря такой смене университетов, такому разнообразию подходов мне всегда нравилось учиться. И сейчас я стараюсь делать все возможное, чтобы и мои студенты получали удовольствие от обучения – и от самого процесса, и от его результатов.

Вы преподаёте в Вышке с 2010 года. Сильно ли изменились студенты за это время?

Каждый год для меня уникален. Не знаю, почему так происходит – возможно ввиду какой-то внутригрупповой динамики, – но у каждой студенческой группы я вижу свой особенный характер. Есть группы критиков, которые всегда ставят под вопрос все, что ты говоришь (люблю таких, хотя с ними и непросто), есть группы активистов, которые с готовностью откликаются на любое предложение и участвуют во всех моих авантюрах (люблю их тоже), есть спокойные покладистые группы (тоже прекрасные – похоже, мне нравятся все типы). Так что правильнее будет сказать, что студенты меняются постоянно. Но есть один общий тренд – я вижу, что все чаще к нам приходят студенты с очень богатым образовательным и профессиональным бэкграундом. К магистратуре у многих уже есть опыт обучения за рубежом, классные стажировки в известных организациях, хороший набор дополнительных образовательных курсов. Когда я начинала учиться, был только один путь к получению новых знаний и навыков – в библиотеку. Сейчас меню побогаче, конечно.

А замечаете ли Вы студентов, которые могут подхватить академическую карьеру? Насколько их много?

Мне кажется, на нашей программе я играю роль научного лобби. Во-первых, я действительно большой фанат науки, считаю, что это лучший жизненный выбор. Во-вторых, исторически так сложилось, что я веду курсы, связанные именно с исследовательской деятельностью, - это НИС и курс по методам. В итоге я постоянно стремлюсь показать студентам, что исследовательская деятельность – это увлекательное занятие, настоящее приключение (хотя и труд тяжелый тоже, конечно). И да, всегда обращаю внимание на студентов, у которых есть склонность к таким приключениям, которые думают о научной карьере. Я их всячески поддерживаю, консультирую, если необходимо. Студентов таких очень мало: обычно из 50-ти человек в выпуске в аспирантуру поступают один-два. Здесь наша магистерская программа в полной мере вписана в российский тренд: у нас в стране идут работать в различные исследовательские организации лишь около 1% выпускников.

В начале 2021 года Вы стали заместителем директора Центра статистики и мониторинга науки и инноваций – одного из крупнейших центров в составе ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Тяжело ли совмещать исследования и преподавательскую деятельность? Что кардинально изменилось с этого момента и изменилось ли?

Во втором полугодии, когда меня назначили на эту должность, у меня практически не было занятий, поэтому мне удалось выкроить некоторое время на относительно спокойную адаптацию к новой роли и новым обязанностям. Но уже скоро, с сентября начнутся оба мои курса – и это на фоне годовых отчетов по многочисленным проектам, подготовки к нашей ежегодной конференции по форсайту и другим запланированным мероприятиям. Могу точно сказать, что такая комбинация будет серьезной проверкой на прочность, но я не беспокоюсь, что это может как-то негативно сказаться на качестве преподавания. Потому что, когда ты что-то любишь, ты всегда находишь на это силы и время. Что касается сочетания преподавательской и исследовательской деятельности, то это, безусловно, отличная комбинация. Всем это известно довольно давно. Я каждый год составляю новый тематический план для НИСа, ищу интересные исследования для обсуждения на курсе по методам – и таким образом расширяю свой исследовательский кругозор, использую новые знания в своих проектах. А их результаты, в свою очередь, затем интегрирую в программы курса, чтобы и студенты были включены в актуальную повестку.

Какими исследованиями Вы сейчас занимаетесь? Какие планы на будущее?

Мы с коллегами сейчас ведем сразу несколько проектов по оценке развития научных и технологических областей в мире и России. Это огромная и очень ответственная работа, к которой приковано внимание разных профессиональных сообществ. Параллельно мы – кстати, совместно со студентами нескольких магистерских программ – проводим массовый онлайн-опрос пользователей интернета с тем, чтобы изучить их цифровые практики, влияние на их жизнь цифровых технологий. Для этого опроса мы используем некоторые вопросы, которые задавали респондентам в прошлом году, и мы все так здорово устроили, что по результатам исследования сможем установить, какие практики закрепились за время пандемии, а от каких россияне радостно избавились, как только в стране сняли режим самоизоляции. Я ожидаю получить очень интересные результаты и, конечно, обязательно поделюсь ими со студентами. Надеюсь, уже в рамках живых занятий, в оффлайне.