• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

6-7 октября 2014 г. Мария Дука, сотрудник по программам Европейской Комиссии, выступила с лекциями перед студентами магистерской программы в Институте статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

С 6 по 7 октября 2014 г. сотрудник по  программам  Европейской Комиссии Мария Дука провела лекции в Институте статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

Первая лекция «Разработка и реализация научно-инновационной политики на транснациональном уровне» была посвящена Рамочным программам Европейского Союза по развитию научных исследований и технологий (Framework Programmes for Research and Technological Development), концепции Европейского исследовательского пространства (European Research Area) и программе «Горизонт 2020» («Horizon 2020»). Приглашенный эксперт представила также сравнительный обзор политики в сфере НИОКР различных стран ЕС.
По словам М. Дуки, сфера исследований была включена в Римский договор (1957), заложивший основу Европейского экономического сообщества.
Однако финансирование исследований на европейском уровне началось в 1984г. В этом году была запущена Рамочная программа, целью которой провозглашалось содействие сотрудничеству и взаимодействию исследователей.  Теперь с одобрения Европейского Парламента и членов ЕС Европейская Комиссия могла финансировать научные исследования. Однако,  по словам приглашенного эксперта, одной из проблем управления научно-исследовательской и инновационной политикой на транснациональном уровне является проблема разделения коммунитарных и национальных компетенций, присущая также Европейскому Союзу.  Последняя  связана с соперничеством между Комиссией и странами-членами ЕС, включая вопросы финансирования. 
Далее приглашенный лектор представила слушателям содержание, особенности,  приоритеты и финансирование программы Европейского Союза по исследованиям и инновациям«Горизонт 2020» (Horizon 2020).

Вторую лекцию «Университеты и связи с промышленностью» М. Дука начала с представления меняющейся роли университетов, охватив периоды от Средневековья до  нового времени.  Согласно лектору, если в Средневековье университеты были гарантами ценностей общества и центром хранения знаний, то в эпоху   Просвещения акцент сместился на содействие самореализации человека. Индустриальная революция поставила перед университетами задачу подготовить экспертов, способных работать в новых условиях.
К числу факторов, оказывающих влияние на функциональность университетов в новое время, лектор отнесла цифровую революцию, меняющую формы передачи и хранения информации,  сокращение государственного финансирования наряду с растущими регулятивными требованиями со стороны государства, массификацию и коммерциализацию образования, а также развитие управленческой культуры в университетах.
Выше представленные вопросы вызвали дискуссию среди участников, развернувшуюся  вокруг восприятия университетов как предприятий и конкурирующей индустрии и понимания образования   как  сервиса. Спикер завершила семинар, представив  различные подходы к пониманию инноваций,  типологию инноваций, инновационные цепочки и стадию инновационной деятельности, называемую «долиной смерти».