Кто в России изучает физику

Ученые НИУ ВШЭ оценили научный капитал 39 физических институтов Российской академии наук (РАН).

Кто в России изучает физику

авторы исследования:

Наталья Шматко, завотделом исследований человеческого капитала ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Юрий Качанов, главный научный сотрудник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Опираясь на современные методы математической статистики, ученые Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Юрий Качанов и Наталья Шматко, а также исследователь из США Юлия Маркова с цифрами в руках доказали, что размер научных организаций имеет значение.

Используя социологические данные исследования «Мониторинг рынка труда научных кадров высшей квалификации», проведённого ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, авторы оценили научный капитал 39 физических институтов РАН. Библиометрическая информация, имеющаяся в Web of Science Core Collection (Thomson Reuters), позволила ученым определить информационный вклад отечественных институтов в мировую физическую науку.

Оказалось, что сотрудникам небольших российских институтов труднее добиваться научного признания, выдерживать жёсткую конкуренцию идей и экспериментов, существующую в глобальной физике. Крупные институты обладают значительным авторитетом на международной арене и производят больше научной информации, которая к тому же выше оценивается мировым физическим сообществом.

Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться в журнале Scientometrics.

Большие против маленьких

Существуют полярные точки зрения на функционирование научных институтов. С одной стороны, многие учёные утверждают, что эпоха больших институтов прошла: развитие науки происходит на микроуровне, и даже революционные открытия совершают если не одиночки, то небольшие лаборатории. С другой стороны, среди менеджеров, принимающих решения о судьбах научно-исследовательских институтов, бытует мнение, что прогресс науки обусловлен крупными структурными сдвигами, которые невозможны без развития соответствующей инфраструктуры и создания больших институциональных форм.

Главный результат исследования — наукометрическое пространство физических институтов (см. Рис. 1). Такое пространство является принятым в современной статистике способом обработки данных и одновременно их представления. Структура данного пространства определяется двумя измерениями. Первое измерение интерпретируется авторами как информационная значимость российских институтов на международной арене. Вторым измерением, формирующим институциональное пространство отечественной физики, выступает социальное признание научного авторитета института.

Как видно из рисунка, наибольшая информационная значимость в международной науке принадлежит Объединённому институту ядерных исследований (№ 22 на рисунке), Институту теоретической и экспериментальной физики имени А.И. Алиханова (№ 1), Физическому институту им. П.Н. Лебедева (№ 29), Физико-техническому институту им. А.Ф. Иоффе (№ 20). С другой стороны, Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе, Физический институт им. П.Н. Лебедева и Объединённый институт ядерных исследований обладают наибольшим научным капиталом. Эти институты можно назвать признанными лидерами отечественной науки.

Рисунок 1. Двухмерное представление пространства физических институтов [1]

Кластеры для физиков

Построенное авторами наукометрическое пространство задаёт определённую кластеризацию физических институтов. К первому кластеру ключевых физических институтов принадлежат выше упомянутые Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе, Физический институт им. П.Н. Лебедева и Объединённый институт ядерных исследований. Они характеризуются высокой публикационной активностью и научным влиянием, в них работает много учёных с мировым именем.

Второй кластер образован институтами, специализирующимися в области физики высоких энергий: Институт теоретической и экспериментальной физики имени А.И. Алиханова, Институт физики высоких энергий, Институт ядерных исследований, Петербургский институт ядерной физики имени Б.П. Константинова, Институт ядерной физики имени Г.И. Будкера. Это кластер организаций с высоким потенциалом развития, глубоко интегрированных в международное разделение научного руда.

Третий кластер специализированных институтов включает небольшие по составу своих научных кадров учреждения, для которых характерна ориентация на узкопрофессиональные и прикладные задачи. В качестве примера можно назвать Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В. Пушкова, Институт проблем технологии микроэлектроники и особочистых материалов, Институт теплофизики им. С.С. Кутателадзе и др.

[1] Visibility - вклад института в мировые информационные процессы, SCI - научный капитал института.