• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

Магистерская программа «Компьютерные системы и сети» относится к направлению 09.04.01  "Информатика и вычислительная техника". Учебный план программы предусматривает обязательное участие магистрантов в научно-исследовательских семинарах на первом и втором году обучения:

  • Системы автоматизации проектирования
  • Обучаемые компьютеры
  • Современные системы имитационного моделирования вычислительной техники
  • Распределенные системы сбора и обработки информации

    Цель и задачи НИС


    Основные задачи научно-исследовательского семинара:
  • Формирование навыков научного анализа российских и зарубежных информационных источников в области информационных технологий
  • Обоснованный выбор направления и темы исследований
  • Освоение методик постановки инженерных задач, связанных с разработкой информационных систем и компьютерных сетей
  • Овладение современной методологией подготовки и проведения научных исследований, связанных с использованием математических методов и моделей
  • Получение навыков проектно-исследовательской работы в группе, ведения научной дискуссии, подготовки научных докладов и публикаций, презентации результатов исследований

    Научный семинар предполагает реализацию двух взаимно пересекающихся циклов научной деятельности будущего магистра, а именно:
  • Цикл научных дискуссий и обсуждений докладов приглашенных специалистов и магистрантов.
  • Цикл подготовки магистерской диссертации, включающий публичное обсуждение основных этапов проводимых исследовательских работ, и собственно предзащиту магистерской диссертации.

    Тематика научных семинаров, проводимых на первом году обучения,  предусматривает обзор актуальных задач в области информационных технологий, что создает теоретическую и информационную основу для сознательного выбора магистрантами тем будущих диссертаций.  На втором году научный семинар проводится, в основном, в виде «мини-конференций» с приглашением и научных руководителей магистрантов и аспирантов кафедры. В ходе проведения таких «мини-конференций» окончательно определяются темы магистерских диссертаций, формулируются цели исследовании т.п., апробируются результаты проведенных исследований, проводится предварительная защита магистерской диссертации. 

    Методическая особенность семинара – его «кумулятивный» характер: результаты прошедших заседаний семинара образуют отправную точку и теоретический ресурс для дальнейшей работы. Часть материалов будет размещаться для свободного доступа на Интернет-сайте факультета информационных технологий и вычислительной техники.

Формы работы:

  1. Открытые дискуссии на актуальные темы в профильной области семинара.
  2. Совместная интерпретация ключевых проблем в сфере соответствующей специализации.
  3. Работа в малых группах над коллективными (мини)-проектами.
  4. Мастер-классы ведущих теоретиков и практиков в профильной области семинара.

План работы научного семинара

Работа семинара распространяется на весь период обучения. Участие в семинаре обязательно для всех студентов.

Деятельность семинара имеет тематические и методологические особенности в зависимости от периода обучения. Семинар выполняет роль инфраструктуры, насыщенной дискуссионной среды, способствующей первичной тематической ориентации и динамичной интеграции студентов в современные исследовательские практики и контексты.

В первый год обучения семинар начинается с профориентационных лекций, проводимых преподавателями кафедры и экспертами профильной области семинара, которые делятся опытом исследовательской работы, знакомят студентов с процедурами организации исследовательских проектов и с частью полученных результатов, формулируют задачи, которые могут  лечь в основу тематики курсовых работ.  

Акцент делается на определении актуальных областей исследований по проблематике профильной области семинара. Эта форма призвана помочь студентам выбрать тему курсовой работы (с прицелом на будущую магистерскую диссертацию) и сформировать первоначальный план этой работы.  Тематика курсовых работ связана с поиском предпринимательской идеи в сфере профильной области семинара  и  разработкой подробного бизнес-плана реализации этой идеи.  

Второй модуль посвящен подготовке студентами проектов междисциплинарной курсовой работы, подготовке презентации проекта и обсуждению этих проектов на научном семинаре. На этом этапе студент должен окончательно определиться с тематикой и структурой курсовой работы. К концу 2-го модуля студент обязан представить проект курсовой работы, чтобы быть допущенным к дальнейшему участию в семинаре.   

В ходе третьего модуля студенты приступают к написанию курсовой работы, включающей в обязательном порядке аналитическое исследование на основе обзора имеющейся специальной академической и аналитической литературы,  электронных источников информации, в том числе имеющихся  статистических и аналитических баз данных.  При анализе имеющихся материалов особое внимание уделяется теоретическим подходам и методам исследования. Основным результатом  должен стать аналитический обзор. Проводятся также занятия по документированию выполняемого проекта,  исследованию и оценке полученных результатов.  Результатом является разработанный  бизнес-план реализации проекта.  

В течение четвертого модуля студенты готовят презентации выполненных работ, проводится обсуждение разработанных бизнес-планов, по результатам обсуждения студенты проводят коррекцию и завершают написание курсовой работы. В этот период семинар работает в режиме консультаций, основная цель – помочь автору доработать первоначальный текст и привести его к окончательному виду.   

Структура НИС второго года обучения  в значительной мере повторяет структуру первого года и ориентирована на написание магистерской диссертации.