• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современные образовательные технологии

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Современные образовательные технологии» являются формирование профессиональных компетенций студентов в области эффективного использования современных образовательных технологий. Данная дисциплина относится к числу обязательных дисциплин и предназначена для изучения по направлению «Педагогическое образование» на 2 году обучения. Изучение данной дисциплины базируется на компетенциях, полученных на предыдущих этапах обучения по дисциплинам: − История образования и педагогической мысли; − Возрастная психология и развитие человека: современные теории и концепции; − Теория содержания образования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование профессиональных компетенций студентов в области эффективного использования современных образовательных технологий
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные теории, закономерности и принципы построения образовательной деятельности на основе современных образовательных технологий;
  • знать пути достижения образовательных результатов обучающихся и способы их оценки;
  • знать виды современных технологий обучения;
  • знать средства диагностики уровня и динамики развития обучающихся, процедуры их применения и учета полученных результатов;
  • уметь осуществлять выбор форм и методов, необходимых для проектирования образовательной деятельности на основе современных образовательных технологий;
  • уметь осуществлять сотрудничество обучающихся, поддержку их активности, инициативности и самостоятельности, развитие их творческих способностей в процессе обучения, построенного на основе современных образовательных технологий;
  • уметь объективно оценивать знания обучающихся на основе критериального оценивания, используемых в изучаемых технологиях;
  • уметь применять современные образовательные технологии для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов у обучающихся;
  • владеть навыками проектирования образовательной деятельности, обеспечивающих сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развитие творческих способностей на основе современных образовательных технологий;
  • владеть средствами диагностики уровня и динамики развития обучающихся;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Технологический подход и особенности его реализации в образовательной деятельности
    Основные идеи и сущность технологического подхода:  полная управляемость учебным процессом – проектирование учебного процесса – воспроизводимость обучающего цикла – двухсторонний характер взаимосвязанной деятельности педагога и цепочка действий, операции, коммуникации, выстраивается строго в процессуальный обучающихся; совокупность приёмов, методов, проектирование и организация процесса обучения; технологическая соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ;  диагностируемость планируемых результатов обучения – процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарии для измерения достижения планируемых результатов;  комфортность – учет принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальная реализация диалога общения. Понятие цели. Глобальные и локальные цели. Диагностичность и операциональность. Группа целей и учебный период. Ведущая цель. Эксплицитные и имплицитные цели. Особенности целеполагания:  цели обучения диагностируемы;  все учебные процедуры строго ориентированы на достижение учебных целей;  существует оперативная обратная связь, демонстрирующая состояние запланированных текущих и итоговых результатов обучения.
  • Коммуникативные образовательные технологии как одно из условий эффективного обучения
    Теоретико-методологические основы системно-деятельностного подхода. Особенности коммуникативных образовательных технологий. Современные требования к выбору педагогической технологии и методов обучения. Педагогические технологии как механизм становления индивидуальности обучающегося. Персонализированное обучение.
  • Конструирование педагогической мастерской в урочной и внеурочной деятельности
    Теоретические основы педагогической мастерской и современная типология мастерских. Алгоритм технологии педагогическая местерская. Философско- педагогическая позиция роли педагога. Создание условий для реализации данной технологии.
  • Игровые технологии обучения
    Понятие "игровые педагогические технологии". Концептуальные основы геймификации. Условия реализации технологии, место и роль в образовательной деятельности. Классификационные параметры игровых технологий. Типология игр: ролевые игры, деловые игры, имитационные игры, операционные игры, организационно-деятельностные игры, инновационные игры.
  • Case-study – неигровой имитационный активный метод обучения
    Метод case-study или метод конкретных ситуаций. Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская) школы case-study. Общая характеристика метода. Решение кейсовых задач.
  • Техники активного вопрошания
    Особенности метода активного вопрошания. Особенности формулирования вопросов. Алгоритм создания вопросов. Проектирование этапов занятия с использованием техники активного вопрошания.
  • Методологические основания проектной деятельности
    Основные положения концепции проектного обучения. Проектный метод как способ реализации системного, деятельностного и развивающего подходов в обучении. Метод проектов как образовательная технология. Проблемы и ограничения метода проектов. Проектные задачи. Виды проектных задач. Структура учебного занятия на основе решения проектной задачи. Педагогические мастерские. Теоретические основания технологии педагогических мастерских. Структура учебного процесса
  • Структура проектной деятельности
    Методика организации и проведения учебного проекта. Планирование проекта. Паспорт проектной деятельности. Этапы проектной деятельности. Роль учителя в проектной технологии. Классификация проектов по различным основаниям: предметные, межпредметные, метапредметные; индивидуальные, групповые; краткосрочные, долгосрочные; урочные, внеурочные; инженерные, прикладные, информационные, социальные, игровые, творческие (преобладающий вид деятельности). Формы представления продуктов проектной деятельности: макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты; постеры, презентации; альбомы, буклеты, брошюры, книги; реконструкции событий; эссе, рассказы, стихи, рисунки; результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров; документальные фильмы, мультфильмы; выставки, игры, тематические вечера, концерты; сценарии мероприятий; Тема 8. Структура проектной деятельности (лекция – 1 ч., семинар – 1 ч., самостоятельная работа – 10 ч.). веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.
  • Оценивание проектной деятельности
    Критерии и показатели качества результата проектной деятельности. Критерии и показатели оценки процедуры публичной защиты проекта.
  • Проектирование образовательной деятельности с использованием шестиугольного обучения
    Особенности шестиугольного обучения. Варианты использования шестиугольного обучения в образовательной деятельности. Проектирование урочного или внеурочного занятия с использованием технологии шестиугольного обучения.
  • Когнитивные технологии обучения: психологические основы, роль искусственного интеллекта
    Основные понятия когнитивной психологии. Когнитивная схема как психологический механизм информационного обмена. Виды когнитивных схем. Теоретические основы изучения когнитивного развития. Теории интеллекта. Измерение умственных способностей. Когнитивная модель обучающегося. Инженерия знаний. Декларативная и процедурная информация. Базы данных и базы знаний. Модели представления знаний в интеллектуальных системах: семантические сети, фреймы и скрипты.
  • Структура когнитивной технологии
    Структура когнитивной образовательной технологии. Понятие модуля. Блочная структура модуля. Структурирование содержания обучения. Структура блока мониторинга в когнитивной образовательной технологии. Принципы анализа содержания обучения. Предметный и когнитивный анализ содержания. Трёхмерная модель СКУ (содержание, когнитивная готовность, учебная готовность) как основа для выбора методов и организационных форм обучения.
  • Формы и методы когнитивной технологии
    Входная диагностика занятия по изучению декларативной информации. Методы и формы изучения новой информации. Система заданий для организации многократной логической переработки информации. Диагностика и коррекция первичного усвоения. Входная диагностика занятия по изучению процедурной информации. Построение структуры продукции. Методы и формы изучения продукции. Система заданий для организации многократной логической переработки информации. Диагностика и коррекция первичного усвоения.
  • Интеллект-карты: метод обучения и диагностики
    Ассоциативная теория мышления. Законы образования ассоциаций. Основы когнитивной психологии. Законы построения интеллект-карт. Применение интеллект-карт для самоанализа, при планировании, принятии решений, разрешении проблемных ситуаций, для формирования коммуникативных умений и развития творческого мышления. Интеллект- карта как средство повышения информационной компетентности. Этапы введения технологии интеллект-карт в образовательную деятельность. Методика обучения конспектированию, составлению индивидуальных, групповых и коллективных интеллект-карт. Критерии анализа работ обучающихся.
  • ТРИЗ как основа проблемно-ориентированного образования. Процедуры проблемно-ориентированного обучения
    Причины и предпосылки возникновения проблемно-ориентированного образования на базе ТРИЗ. Краткие сведения о. Описание, состав и назначение инструментов (моделей), обеспечивающих проблемно- ориентированное обучение (ТРИЗ, ОТСМ и ТРТЛ). Построение проблемно- ориентированного обучения на базе системы моделей как способ обучения основам поисково-исследовательской и продуктивной деятельности.
  • Технологии оценивания образовательных результатов
    Критерии оценки планируемых результатов. Таксономии Блума, Марцано, Финк, SOLO и др. Особенности проектирования критериев и показателей оценки планируемых образовательных результатов. Таксономии в обучении. Понятие диагностики и контроля в обучении. Ошибки контроля.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа
    Тема 1., 5,6, 7, 8, 11, 12, 16
  • неблокирующий Тема 2 Тест
    - пороговый (знает основные определения коммуникативных образовательных = - от 6 баллов, - углублённый (умеет определять особенности коммуникативных образовательных технологий), =7,8. - продвинутый (способен определить роль коммуникативных образовательных технологий в образовательной деятельности). = 9-10 баллов.
  • неблокирующий Комбинированный
    Тема 3, 4, 9, 10, 13-15.
  • неблокирующий итоговая аттестация
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * итоговая аттестация + 0.25 * Комбинированный + 0.25 * Письменная работа + 0.25 * Тема 2 Тест
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * итоговая аттестация + 0.25 * Комбинированный + 0.25 * Письменная работа + 0.25 * Тема 2 Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Агафонов, А. (2013). Эволюционная Эпистемология И Когнитивная Психология Сознания, Или Зачем Человеку Разум? ВЕСТНИК САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, (5 (106)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15304531
  • Голубева, Н. (2010). Взаимосвязь интерактивного обучения и познавательной обучающей среды. Знание. Понимание. Умение, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.6681822
  • Котова, С. С., & Шахматова, О. Н. (2018). Педагогическая психология : учебное пособие. Russia, Europe: РГППУ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8D74A6CA
  • Стариков, С. (2011). Информационные И Коммуникационные Технологии В Педагогическом Исследовании. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14700096
  • Хахалова, А. (2014). Предисловие К Публикации Перевода 7-Й Главы Книги Эрнесто Спинелли «Интерпретируемый Мир. Введение В Феноменологическую Психологию». HORIZON. Феноменологические Исследования, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15723720

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Городецкая, Н. В., & Ларионов, В. Н. (2018). Управление проектами : учебное пособие. Russia, Europe: РГППУ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B0BEFEEE
  • Михайлова Галина Анатольевна, Кафиятуллова Гельшат Хасяновна, & Сирачова Лилия Дамировна. (2016). Приемы педагогической техники, способствующие развитию памяти детей старшего дошкольного возраста. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.651195F1