• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
12
Апрель

Психология обучения разных возрастов

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель


Сергоманов Павел Аркадьевич

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой изложение теоретических и практических представлений о том, чему и как учить детей и студентов, способствуя развитию нормальных координаций личности (новообразований) в том или ином возрасте: от начальной школы до окончания университета. Вместе со студентами мы рассмотрим основную проблему преподавателя: учит предмету, а не человека. Для этого разберем типичные школьные и университетские кейсы и основания поручений Президента России в сфере образования. Индустриальные академические представления о «едином» ученике для «единой» методики будут рассмотрены как часть более широкого образовательного контекста: контекста цифрового институционального влияния на становление высших координаций личности (новообразований) учащихся и студентов. В условиях цифровой «распаковки» школ и университетов особенно остро встают вопросы влияния преподавания (обучения) на академический прогресс и благополучие учащихся и студентов. Дается научная трактовка различных периодизаций детского, подросткового и юношеского развития, основанная на известных периодизациях и более чем 20-летнем опыте исследований, преподавания, обучения, управления образовательными системами различного масштаба, разработки образовательных документов высокого уровня.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать точку зрения на преподавание / обучение на основе отделения житейских моделей и представлений об академическом прогрессе и благополучии учащегося, от научных;
  • Стимулировать студентов к рефлексии и обновлении замыслов собственной преподавательской практики (практики обучения) на современных кейсах и с опорой на науки об образовании
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1. Понимают функции и задачи наук об образовании (прежде всего – психологии) для развития преподавания / обучения на конкретных собственных кейсах / проектах
  • 2. Умеют анализировать и проектировать собственную преподавательскую работу (программы обучения) в институциональном контексте и с позиций наук об образовании
  • 3. Знают периодизации психического (возрастного) развития в качестве психолого-педагогических (антропологических) оснований и целей учения и обучения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в программу: ожидания и задачи
  • Самостоятельная работа: описание собственной преподавательской практики (описание кейса по заданному формату), рассогласований и подготовка доклада.
  • Доклады кейсов студентов и их обсуждение
  • Лекция № 1. Что может влиять на академический прогресс? Социальная ситуация развития, средовые отношения и институциональный подход. Преимущественная и ведущая деятельности. Учебный предмет, учебный материал и функциональное поле действия. Конфликты – ядро учения. Индивидуальный прогресс и его измерение.
  • Самостоятельная работа: изучение и пробы ИТ-инструментов помощи преподаванию / обучению
  • Самостоятельная работа: редизайн замысла обучения / преподавания с включением научных представлений и ИТ-инструментов
  • Демонстрация каждым студентом ИТ-инструментов преподавания / обучения для группы. Обсуждение оснований замысла по Лекции № 1 или собственным изысканиям
  • Лекция № 2. Проектирование и реализация систем учения-обучения. Содержание. Институты. Технологии. Люди.
  • Подготовка итоговой работы по курсу: "рабочая программа по моему учебному предмету / дисциплине
  • Обсуждение вопросов и затруднений по итоговой работе
  • Лекция № 3. Персонализированная модель образования и образовательные платформы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа. Описание собственного опыта преподавания / обучения
  • неблокирующий Устный доклад о собственном кейсе
  • неблокирующий Самостоятельная письменная работа. Подготовка итоговой работы
    Работа делается как пред экзаменационная. Оценка выставляется в качестве обратной связи для подготовки итоговой (экзаменационной) работы
  • неблокирующий Выполнение психолого-педагогического тестирования и написание заключения
  • блокирует часть оценки/расчета Самостоятельная письменная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.3 * Самостоятельная письменная работа + 0.2 * Устный доклад о собственном кейсе + 0.1 * Выполнение психолого-педагогического тестирования и написание заключения + 0.2 * Самостоятельная работа. Описание собственного опыта преподавания / обучения + 0.2 * Самостоятельная письменная работа. Подготовка итоговой работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в психоанализ : лекции, Фрейд, З., 2001
  • Идеализированное проектирование : как предотвратить завтрашний кризис сегодня: создание будущего организации, Акофф, Р. Л., 2007
  • Идентичность: юность и кризис, Эриксон, Э., 1996
  • Конструктивная психология конфликта : учеб. пособие для вузов, Хасан, Б. И., 2003
  • Психическое развитие в детских возрастах : избр. психол. труды, Эльконин, Д. Б., 2001
  • Психология развития : учеб. пособие для вузов, Эльконин, Б. Д., 2001
  • Чеширская улыбка кота Шрёдингера : мозг, язык и сознание, Черниговская, Т. В., 2021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров : учеб. пособие / В.П. Симонов. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. — 320 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/953376
  • Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров : учеб. пособие / В.П. Симонов. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2019. — 320 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com].