• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чему учить, если мир постоянно меняется?

Cостоялась очередная встреча «Мастерской учителя».

Чему учить, если мир постоянно меняется?

Елизавета Михайловна Лысова-Голомзина, преподаватель Департамента образовательных программ и ведущий эксперт Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ, рассказала, что такое функциональная грамотность и универсальные компетентности, почему они важны в современном образовании и как учитель-предметник может развить их у своих учеников.

Современный мир – это территория неопределённости, и школа сталкивается с ней напрямую:

Жизнь ускоряется, технологии делают её и легче, и сложнее, становится реальным конфликт «человек против робота». Нужно ли учить детей писать ручкой и определять время на циферблате? Учитель зачастую не знает, какой объём информации и как дать ребёнку, чтобы подготовить его к жизни после школы.

В условиях неопределённости на первый план выходят универсальные компетентности и новая грамотность.

  • Компетентности – это сочетание знаний, навыков и деятельностных установок, которые «включаются» у человека в подходящем контексте и позволяют ему достигать желаемого результата.
  • Новая грамотность складывается из универсальной – способности человека использовать знаки и инструменты коммуникации – и предметной, т.е. необходимых знаний в определённых областях современной жизни.

Содержание образования должно быть направлено не только на усвоение фактов, но и на полноценное развитие человека. Иными словами, оно должно перестать быть школьным и стать жизненным. Умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях называется функциональной грамотностью. В это понятие включают читательскую, математическую, естественнонаучную, цифровую, финансовую грамотность, а также глобальные компетенции и креативное мышление.

Как учителю-предметнику развивать функциональную грамотность своих учеников?
В каждой учебной ситуации у учителя есть различные стратегии – от проверки усвоения материала и оценки знаний до выявления дефицитов и исследования. Учитель может сделать задание не только предметным, но и важным для развития универсальных компетенций, например, логического мышления или самоорганизации. Важно постепенно повышать уровень самостоятельности учащихся, чтобы они уверенно себя чувствовали в условиях неопределённости.

Ключевой вывод

Универсальные компетентности – это не что-то, что происходит отдельно от урока в классе. Это происходит каждую секунду. Нужно фиксировать, как формируются эти компетентности, обращать на них внимание и ориентировать преподавание на их развитие. Тогда работа учителя станет интереснее, а сам педагог будет уверен, что его предмет полезен.

Вопрос – ответ

Сколько различных грамотностей существует?

Сложно сказать наверняка, так как их число меняется. Например, цифровую грамотность выделили в федеральных образовательных программах и Концепции информационной безопасности детей несколько лет назад. Кроме грамотностей, названных выше в составе функциональной, можно говорить о правовой грамотности, экологической грамотности и т.д.

Какова роль учащихся в формировании универсальных компетентностей?

Как и у учителя, у учащегося в учебных ситуациях есть различные стратегии. Например, учащиеся могут контролировать, как им удалось понять задание – с помощью учителя, одноклассников или самостоятельно. Это будет повышать осознанность деятельности.

Как измерить уровень универсальных компетентностей?

Это большой вопрос! Есть исследование PISA, призванное оценивать функциональную грамотность школьников. На уровне отдельных компетенций есть, например, тесты критического мышления. Кроме того, учитель может воспользоваться таксономией, описанной в докладе Института образования «Универсальные компетенции и новая грамотность: от лозунгов к реальности».

Запись встречи