• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Учитель-исследователь: как action research помогает развивать критическое мышление и креативность.

Cостоялась очередная встреча «Мастерской учителя».

Учитель-исследователь: как action research помогает развивать критическое мышление и креативность.

Александра Михайлова, кандидат наук об образовании и заведующая Лабораторией проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ, рассказала об условиях формирования универсальных компетенций у школьников и возможностях применения метода action research (исследования действием) для развития этих компетенций.

Напомним, что компетенции XXI века (они же универсальные или ключевые компетенции) – это знания, умения и установки, необходимые для решения реальных задач независимо от профессии и рода деятельности. По классификации Всемирного экономического форума среди навыков XXI века выделяются четыре компетенции: критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация.

Для развития универсальных компетенций используется ряд педагогических подходов:

  • деятельностный подход,
  • проблемно-ориентированное обучение,
  • исследовательское обучение,
  • инструментальная педагогика,
  • активное учение.

Урок, формирующий заявленные компетенции у учеников, отличается вовлечением учащихся, балансом сложности и доступности, связью универсальных компетенций с предметными знаниями. Для таких занятий характерна возможность выбора и групповая форма работы, они становятся местом для дискуссии. Важное условие формирования универсальных компетенций – открытый тип заданий. Например, возможен следующий формат: учащиеся решают проблему в группе, а затем презентуют классу ответ от группы.

Ввести развитие универсальных компетенций учащихся в педагогическую практику и сделать его стабильным помогает action research (исследование действием). Это метод решения реальной проблемы в конкретной организации, подразумевающий накопление информации о контексте и исследуемой реальности.

Это надстройка, которая помогает учителям и школьным командам понять, что нужно изменить в педагогической практике.

В основе action research лежит цикл «анализ текущей ситуации ➡️ планирование действия ➡️ действие (изменение) ➡️ оценка совершенного действия ➡️ анализ текущей ситуации». Он повторяется минимум три раза. Непосредственно урок (действие) занимает лишь четверть цикла. Большая роль отводится рефлексии педагога, его осмыслению и анализу своей деятельности.

До урока учитель думает о:

  • задумке и ходе урока,
  • месте универсальных компетенций в уроке,
  • ИКТ, которые будут использоваться, и целях этого использования,
  • вопросах к консультанту о конкретных технологиях или идеях для уроков.

После урока учитель размышляет о том,

  • что из задуманного получилось, а что нет,
  • как работали «сильные» и «слабые» учащиеся,
  • где на уроке были универсальные компетенции,
  • какие ИКТ вписались в урок, а какие нет и почему,
  • что необходимо учесть в дальнейшей разработке.

Интересно, что исследование действием меняет не только педагогическую практику, но и представления учителей о своей работе:

Учителя осознают, что уроки должны вовлекать учащихся и должны быть им интересны. Они видят, что школьники могут работать на уроке сами, без учителя, если задание им понятно и интересно.

Action research позволяет сделать процесс обучения более студентоцентричным.

Вопрос – ответ

Что является барьером к реализации подхода action research?

Нехватка времени на качественную рефлексию, представления о том, что учитель не может ошибаться.

На какой срок рассчитаны три цикла исследования действием?

Сроки зависят от ресурсов учителя. Формат спринта – неделя: три урока за три дня. Можно запускать цикл раз в неделю. Реже – например, раз в месяц – не рекомендуется.

Как учителю отслеживать прогресс в ходе action research?

Если учителя работают в команде, важно подробно обсуждать происходящее и вести протоколы обсуждений. При самостоятельной работе на помощь приходит дневник, где учитель регулярно фиксирует ответы на вопросы рефлексии. Также важно собирать обратную связь от учащихся.

Запись встречи