Учитель-исследователь: как action research помогает развивать критическое мышление и креативность.
Cостоялась очередная встреча «Мастерской учителя».
Александра Михайлова, кандидат наук об образовании и заведующая Лабораторией проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ, рассказала об условиях формирования универсальных компетенций у школьников и возможностях применения метода action research (исследования действием) для развития этих компетенций.
Напомним, что компетенции XXI века (они же универсальные или ключевые компетенции) – это знания, умения и установки, необходимые для решения реальных задач независимо от профессии и рода деятельности. По классификации Всемирного экономического форума среди навыков XXI века выделяются четыре компетенции: критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация.
Для развития универсальных компетенций используется ряд педагогических подходов:
- деятельностный подход,
- проблемно-ориентированное обучение,
- исследовательское обучение,
- инструментальная педагогика,
- активное учение.
Урок, формирующий заявленные компетенции у учеников, отличается вовлечением учащихся, балансом сложности и доступности, связью универсальных компетенций с предметными знаниями. Для таких занятий характерна возможность выбора и групповая форма работы, они становятся местом для дискуссии. Важное условие формирования универсальных компетенций – открытый тип заданий. Например, возможен следующий формат: учащиеся решают проблему в группе, а затем презентуют классу ответ от группы.
Ввести развитие универсальных компетенций учащихся в педагогическую практику и сделать его стабильным помогает action research (исследование действием). Это метод решения реальной проблемы в конкретной организации, подразумевающий накопление информации о контексте и исследуемой реальности.
Это надстройка, которая помогает учителям и школьным командам понять, что нужно изменить в педагогической практике.
В основе action research лежит цикл «анализ текущей ситуации ➡️ планирование действия ➡️ действие (изменение) ➡️ оценка совершенного действия ➡️ анализ текущей ситуации». Он повторяется минимум три раза. Непосредственно урок (действие) занимает лишь четверть цикла. Большая роль отводится рефлексии педагога, его осмыслению и анализу своей деятельности.
До урока учитель думает о:
- задумке и ходе урока,
- месте универсальных компетенций в уроке,
- ИКТ, которые будут использоваться, и целях этого использования,
- вопросах к консультанту о конкретных технологиях или идеях для уроков.
После урока учитель размышляет о том,
- что из задуманного получилось, а что нет,
- как работали «сильные» и «слабые» учащиеся,
- где на уроке были универсальные компетенции,
- какие ИКТ вписались в урок, а какие нет и почему,
- что необходимо учесть в дальнейшей разработке.
Интересно, что исследование действием меняет не только педагогическую практику, но и представления учителей о своей работе:
Учителя осознают, что уроки должны вовлекать учащихся и должны быть им интересны. Они видят, что школьники могут работать на уроке сами, без учителя, если задание им понятно и интересно.
Action research позволяет сделать процесс обучения более студентоцентричным.
Вопрос – ответ
Нехватка времени на качественную рефлексию, представления о том, что учитель не может ошибаться.
Сроки зависят от ресурсов учителя. Формат спринта – неделя: три урока за три дня. Можно запускать цикл раз в неделю. Реже – например, раз в месяц – не рекомендуется.
Если учителя работают в команде, важно подробно обсуждать происходящее и вести протоколы обсуждений. При самостоятельной работе на помощь приходит дневник, где учитель регулярно фиксирует ответы на вопросы рефлексии. Также важно собирать обратную связь от учащихся.