• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Почему же этого нет в наших школах?»

«Почему же этого нет в наших школах?»

Финалист «Лидеров России» и руководитель программы «Педагогическое образование» Олег Федоров – о конкурсе и о том, что могла бы перенять у него российская школа.     

Завершился конкурс «Лидеры России» – замечательная инициатива, интересное испытание собственных возможностей, вызов, адреналин, общение, сообщество, нетворкинг... Разные аспекты этого марафона длиной в полгода можно перечислять почти бесконечно. 

Мне много раз задавали вопрос, зачем я пошел на этот конкурс. Я отвечал: за адреналином, эмоциями, новыми знакомыми и друзьями, саморазвитием. Ну и конечно же – это прекрасный способ проверить себя. Помните, как в фильме «Доживем до понедельника»: «Не стоит нам замыкаться в скорлупе своего предмета, и тогда жизнь каждого будет богаче». Вот в поисках этого богатства и разнообразия я и отправился в конкурс. 

На первом, дистанционном этапе были тесты – вербальный и математический интеллект, общие знания о России, включавшие историю, географию, литературу. Необыкновенно интересно! Из памяти вдруг всплывали факты биографии А.Н. Островского, черты критического реализма, фрагменты «Василия Теркина», города Поволжья, памятники природы, особенности инфраструктуры хозяйства нашей страны… И здесь мне сразу вспомнился один из моих наставников в Петербурге, любивший говаривать: «Знай и люби свой город». Четкий посыл заочного этапа лидерам – знай и люби свою страну. 

Не скажу, что приглашение на полуфинал стало для меня неожиданностью – с тестированием я справился на хорошем уровне. Но вот дальнейшие испытания стали настоящим вызовом. 

На полуфинале мы в командах по 9 – 10 человек решали кейсовые задачи из области бизнеса, социальной сферы, государственного управления и внешней политики. 

Не буду скрывать, полуфинал в Санкт-Петербурге привел меня в полный восторг. Прежде всего – от людей! 

Культура, навыки коммуникации и взаимодействия коллег и партнеров были на очень высоком уровне. Не мог я даже предположить, что в условиях конкуренции более двенадцати человек на место всем с блеском удастся сохранить спокойствие, хладнокровие, вежливость и взаимовыручку, культуру общения и поведения!  

Работать с моими земляками было одно удовольствие. Во всех трех командах (а после каждых четырех заданий состав команды полностью менялся) я восхищался своими партнерами, учился у них жизненной мудрости и перенимал управленческий опыт. А под конец конкурсных испытаний судьба свела меня с удивительными коллегами, которые, уверен, станут хорошими друзьями. С ними мы продолжили общаться на финале конкурса. То хладнокровие и рассудительность, с которой ведет дискуссии Аркадий Рушкевич, его прорывные инновационные идеи заставляют снять шляпу. А с Андреем Майоровым на финале мы даже прыгнули на тарзанке вниз с высоты 170 метров…  

Если верно, что настоящего лидера делает команда, то в «Лидерах России» команд наберется предостаточно. 

Затем был социальный проект. На нем уже была заметка на сайте Института образования – финансовая грамотность для пожилых людей силами подростков-старшеклассников. Необыкновенный эффект дают такие занятия.

И, конечно, финал. Сочи. Олимпийская столица. И пять дней жарких баталий! Сюжет, аналогичный полуфиналу. Команды сменного состава. Кейсы из различных областей. К моему большому сожалению, в основном из области бизнеса, политики, управления. И совсем мало о социальной сфере, образовании, культуре, здравоохранении, местном самоуправлении, о человеке… 

Борьба в финале была необыкновенно жаркой. Градус конкуренции повысился. Каждый хотел проявить себя. Быть замеченным и отмеченным. Но и проявить выдержку в то же время. Скажу прямо, удавалось это не всем. То тут, то там слышались эмоциональные восклицания, горячие реплики, то и дело возникали искры от столкновения позиций, суждений, мнений…  

Финал, по сравнению с полуфиналом, был дополнен открытым уроком для учеников сочинских школ и заданием от наставников конкурса. Многие участники впервые вышли в детскую аудиторию. И детям это нравилось! 

Несколько слов о том, как школьники поддерживали конкурсантов. Ни на одном конкурсе профессионального мастерства педагогов я не встречал такой искренности, заинтересованности детей. Всё же надо нам что-то делать со школьной программой. Может быть, действительно, темы вроде тех, что предлагались на конкурсе, повернут нашу школу лицом к развитию в первую очередь личности ребенка, многомерности процесса поиска себя. 

После открытых уроков организаторы приготовили интересную и масштабную социальную акцию – озеленение города. На континентальном проспекте в Адлере силами конкурсантов и школьников было высажено 300 деревьев, по числу финалистов конкурса. Отличная идея для социальных акций в регионах, округах, муниципалитетах…  

Интересные задания предложили наставники конкурса. Мне по жеребьёвке достался Андрей Турчак, заместитель председателя Совета Федерации. Глубоко и содержательно, как мне показалось, обсудили стратегию развития корпоративной культуры партии «Единая Россия», те дела, которые могут быть сделаны в каждом дворе, каждом муниципалитете… 

Но если эмоции от конкурса у меня очень позитивные, то мысли «на полях» конкурса не всегда столь радужны. 

Прежде всего, из головы у меня не выходят слова Станислава Теофиловича Шацкого. Надо не только научить ребенка считать, говорил он, – важно научить его не обсчитывать. Каждый человек – лидер. Каждого можно научить профессиональным компетенциям менеджера. Но далеко не все... Не хочется продолжать. Это проблему я бы перевел в плоскость задачи школьной системы образования. Как нам сделать, чтобы каждый ребенок был лидером, автором своей жизни, обладал не только современными навыками, но и серьезными ценностными и моральными установками? Лидерство – сродни подвижничеству. Оно гуманно по своей природе. И невозможно быть лидером, не любя людей. Это перестает быть служением, а именно служение, на мой взгляд, есть идейное воплощение концепта лидерства. 

А может, стоит проводить подобный конкурс для школьников, «Молодой лидер России», и учить подрастающее поколение не только взаимодействовать друг с другом, критически и аналитически мыслить, но и разделять ценности, заложенные в гуманитарном идеале бытия… 

Конкурс для меня – это еще и боль о качестве школьных учебных и измерительных материалов. Организаторы «Лидеров России» разработали прекрасные, потрясающие кейсы, которые и учат, и оценивают. Но почему же таких кейсов нет в наших школах?! Почему заданий, вроде тех, что были на дистанционном тестировании, мы по-прежнему не встречаем в ЕГЭ и ОГЭ?! Вопросы, увы, риторические. 

Как бы мне хотелось, чтобы бизнес, консалтинг и образование встретились. Ведь школа – это наше общее будущее, сегодня именно там – поколение будущих лидеров. 

Ну и, конечно, форматы командообразующих мероприятий – кулинарный конкурс и рисование одной картины тремя сотнями финалистов – впечатление точно на долгую память (особенно победа в кулинарном!). Но даже таких простых практик по-прежнему нет в нашей школе. 

Чему же научил меня конкурс? Лидерству? Не уверен. Коммуникации? Возможно. Ответственности? Не думаю!  

Для меня конкурс был о другом. И, возможно, не о том, что вкладывают в него организаторы или демонстрируют СМИ. 

«Лидеры России» заставили меня утвердиться в мысли, что человек есть мера всех вещей. Не средство, не «кадровое обеспечение». Человек, его развитие и уникальность – высшая ценность. И помнить об этом нужно, и грызя гранит науки, и в профессиональной деятельности, и особенно – в сфере управления. Действуя, лидер просто не может забывать о том, с кем он работает и для кого он служит. 

При этом не важно, управляешь ты только своей судьбой, или у тебя в подчинении несколько десятков тысяч человек. 

И с этим посылом о человеческом в каждом человеке, стремлении раскрыть и развить потенциал всех, через два года я пойду в следующий конкурс, чтобы на этой непокоренной пока еще вершине водрузить знамя так недостающего нам пока в широкой практике гуманизма.   

Олег Фёдоров – академический руководитель магистратуры «Педагогическое образование», подробнее о программе по ссылке.