• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
12
Апрель

Студенты двух магистерских программ Института образования смогут получить дополнительную квалификацию

Студенты двух магистерских программ Института образования смогут получить дополнительную квалификацию

© iStock

В предстоящем учебном году в содержании магистерских программ Института образования НИУ ВШЭ «Доказательное развитие образования» и «Обучение и оценивание как наука» появится новая опция. За время обучения их студенты смогут освоить основные курсы еще одной магистерской программы — «Педагогическое образование», что позволит им получить дополнительную квалификацию педагога. Рассказываем, как это будет организовано и как повлияет на карьерные возможности выпускников.

Магистерские программы «Доказательное развитие образования» и «Обучение и оценивание как наука» (предыдущее название — «Измерения в психологии и образовании») реализуются Институтом образования НИУ ВШЭ уже порядка десяти лет. Первая программа готовит аналитиков, управленцев и экспертов в области образовательной политики (направление «Государственное и муниципальное управление»), вторая — междисциплинарных специалистов на стыке нейронаук, психометрики и образования (направление «Психология»).

Четыре года назад Институт образования открыл еще одну магистерскую программу — «Педагогическое образование» (по одноименному направлению подготовки). Она рассчитана на выпускников бакалавриатов прежде всего непедагогических специальностей, уверенных в том, что учить детей — их призвание. Выпускники этой программы нацелены на педагогическую карьеру, которая в современных условиях включает в себя не только привычную работу в школе, но и другие формы занятости: преподавание на онлайн-платформах, подготовку к олимпиадам, репетиторство и т.д.

Учитывая рост спроса на педагогические компетенции и стремясь подготовить максимально востребованного специалиста, Институт образования решил предложить будущим управленцам и психологам, успешно справляющимся с нагрузкой, изучить основы педагогики и пройти стажировку в школах. Соответствующие учебные курсы будут заимствованы из магистерской программы «Педагогическое образование» — ими студенты заместят курсы по выбору из учебных планов своих образовательных программ. Также будут скорректированы рамки требований для выпускной квалификационной работы и для практики.

Эта опция предоставляется бесплатно для бюджетных студентов, а для платных не предусматривает дополнительных расходов. Дополнительную учебную нагрузку за рамками установленных для магистерских программ ограничений она также не предусматривает. Освоение двух мейджоров, то есть обязательной части содержания обеих магистерских программ, укладывается в обычные 120 кредитов. Студент, выбравший такой трек, получит диплом, в котором будут указаны две квалификации.

Татьяна Хавенсон, директор департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ

Татьяна Хавенсон, директор департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ

Все образовательные программы нашего института — взаимосвязанные и взаимодополняемые: они обмениваются курсами, их студенты реализуют совместные проекты. Теперь же мы делаем следующий шаг, давая возможность студентам не только осваивать смежные компетенции, но и получить дополнительную квалификацию. Для большинства именно сочетание двух полученных квалификаций станет главным фактором успеха на рынке труда, но не исключаю, что кто-то из них в перспективе отдаст предпочтение педагогике.

Очевидно, такие выпускники будут особенно востребованы в крупных образовательных комплексах, например в должности заместителя директора по развитию. Если педагог не просто преподает свой предмет и работает с детьми, но и умеет конструировать образовательные программы, хорошо ориентируется в образовательной политике, понимает специфику формирования образовательных результатов, разбирается в вопросах оценивания, то это специалист очень высокого уровня, в котором остро нуждается современная школа.

Предполагается, что новую опцию выберут порядка 15% студентов образовательных программ «Доказательное развитие образования» (35 бюджетных мест, 10 платных мест, 2 платных места для иностранцев) и «Обучение и оценивание как наука» (30 бюджетных мест, 5 платных мест, 3 платных места для иностранцев). Для них будут доступны обе траектории, предусмотренные сегодня на магистерской программе «Педагогическое образование»: подготовка собственно педагогов и подготовка дизайнеров образовательных продуктов (проектировщиков образовательных программ).

Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ

Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ

Современный мир требует от специалистов сочетания очень разных компетенций, будь то биология и IT, инженерия и бизнес, педагогика и управление. Это находит отражение и в требованиях рынка труда, и в системе профессионального образования.

Законодательство позволяет вузам объединять подготовку по различным направлениям в рамках одной программы, и Высшая школа экономики активно использует эту возможность, является одним из пионеров в этой области. Мы открыли подготовку по ряду бакалаврских и магистерских программ, где можно одновременно освоить два направления и получить две квалификации. Появление такой опции в магистерских программах Института образования НИУ ВШЭ — еще один шаг на этом пути.

Поступая на обе эти программы, студент не сразу выбирает дополнительное направление. Соответствующее решение он принимает уже в процессе учебы, и это одна из важных характеристик той системы образования, которую развивает Высшая школа экономики. Благодаря сочетанию различных компетенций, спроецированных на индивидуальные образовательные траектории, благодаря возможности выбора, которую получает каждый студент, наши выпускники смогут ответить на самые сложные вызовы экономики и общества.