• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Москва – город для людей?

Город становится полосой препятствий для тех, чья возможность перемещаться в пространстве ограничена. Это проблема планирования городской среды со времен СССР. Валерия Черекаева, выпускница международной магистерской программы «Прототипирование городов будущего», провела исследование проблемы доступности Москвы для маломобильных горожан.

Москва – город для людей?

http://neinvalid.ru/my-prosto-vzyali-i-sdelali-chto-to-poleznoe-navigator-po-metro-dlya-invalidov/

Валерия создала мобильную карту Тимирязевского района в помощь жителям, испытывающим трудности с перемещением по городу. На основе карты разработана концепция приложения ABLE для построения маршрута. Главной особенностью приложения стала функция «живого» изменения карты: любой пользователь отмечает локацию как удобную или, наоборот, проблемную для перемещения.
Мы поговорили с Валерией о проблемах доступности городской среды, с которыми сталкиваются жители города, и неожиданных открытиях в ходе исследования.

Как пришла идея проекта?

Сама идея  проекта как приложения пришла во время магистратуры, когда появилось понимание: город сложная система, ее можно изменять с помощью комплексных решений. Прежде всего, нужно сделать проблемы видимыми.
Приложение ABLE – это место, где каждый голос может быть услышан.

Для кого конкретно разработано это приложение?

Для маломобильных горожан: людей на колясках, людей с детскими колясками, пожилых и тех, кто испытывает временную травму (прим. – травма, связанная с временной потерей мобильности – например, перелом). Я не включала людей с ограниченными зрением и слухом. Это другая категория горожан, со своими особенностями. Чтобы разработать решение для них, нужно отдельное глубокое исследование.

Валерия Черекаева
архив Шухов Лаб

Какие особенности у каждой категории, которую ты рассматривала? Различаются ли проблемы?

Да, однозначно. Для пожилых людей основная проблема – это доступность аптеки и больниц. А людей на колясках и тех, кто временно потерял мобильность из-за травмы (например, сломал ногу), больше расстраивало то, что они не всегда могут пойти в публичное место, в ночные клубы и рестораны.

А есть что-то общее в их проблемах?

Все группы испытывают социальное давление изоляцию. Например, люди на колясках испытывают на себе жалость. Да, жалость – это не негативное чувство, но оно негативно влияет на людей. Почему? В интервью люди отмечали, когда к ним проявляют жалость – судят только по тому, как ты передвигаешься. Думаю, что такой паттерн поведения у людей сохранился со времен Советского Союза. Люди привыкли считать, что если ты на коляске, то у тебя жизни нет. И тогда действительно возможностей для маломобильных людей было намного меньше.

https://www.sobaka.ru/entertainment/art/99897

Родители с детскими колясками сталкиваются с социальной изоляцией – многие культурные мероприятия, публичные места да и просто передвижение по городу,для них совсем не адаптированы. К примеру, вы пришли в музей на детскую выставку. Казалось бы, это место, где для родителей с маленькими детьми все должно быть предусмотрено. И тут вы сталкиваетесь с тем, что брать коляску в выставочный зал запрещено. Приходится нести ребенка на руках, а это, как минимум, физически тяжело – два часа нести ребенка на руках, еще и с сумкой с детскими вещами.

Какие инсайты удивили больше всего?

Наверное, больше всего меня удивили два инсайта.

Первый удивил очень приятно: если судить по молодому поколению, то можно сказать, что общество меняется в лучшую сторону, становится более открытым. Респонденты отмечают, что молодые люди аккуратно спрашивают, нужна ли помощь и всегда очень вежливы. Многие предположили, что молодые чаще ставят себя на место человека на коляске и не достают глупыми вопросами, подходят к этому с большой эмпатией. Это прекрасно!

Другой инсайт касается людей с временными травмами, которые ограничивают их мобильность – например, различные переломы. Этот опыт для них очень болезненный из-за психологической травмы. Казалось бы, они знают, что это не навсегда, но резкая потеря привычного образа жизни проживается очень тяжело. Участники исследования описали свои ощущения, как мини-депрессию. Но в этом опыте, наверное, есть и позитивная сторона – такой опыт помогает понять проблему доступности города.

презентация проекта

Как люди отреагировали на решение, которое ты предложила?

Почти все респонденты отметили, что задумывались о подобном приложении с картой. Кто-то даже планировал его создать. Для меня это показатель того, что идея хорошая, и стоит в нее вложиться и развивать.