• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О программе

Первая и единственная в стране практико-ориентированная магистерская программа по клиническому психоанализу и психоаналитической психотерапии представляет собой необычный для России инновационный образовательный процесс – в большей степени непрерывный практический мастер-класс, чем традиционные лекции и семинары.

Миссия программы

Уникальность Программы

Принципы и ценности

Преимущества программы

Перспективы выпускников

Что я буду изучать?

Где я буду работать?

Программы практик

Программа профессиональной супервизии

 

 

 

Миссия программы

Создание профессиональной школы российского психоанализа, объединяющей представителей различных психоаналитических направлений, и подготовка на её основе творчески мыслящих и глубоко чувствующих психоаналитических психотерапевтов нового поколения.

Уникальность Программы заключается в её строгом фокусировании на овладении слушателями психоаналитическим инструментарием, основными тонкостями и секретами аналитического мышления и чувствования, пониманием тончайших движений психоаналитического процесса и жизни бессознательного как во внутреннем мире человека, так и во взаимоотношениях психотерапевт-пациент.

Россохин Андрей Владимирович

Руководитель программы

психоаналитик, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психоанализа и бизнес-консультирования департамента психологии НИУ ВШЭ, титулярный член Парижского психоаналитического общества, действительный член Международной психоаналитической ассоциации, Президент Московской психоаналитической ассоциации.

Жибо Ален

Научный руководитель программы

психоаналитик, профессор, паст-президент Европейской федерации психоанализа, паст-Генеральный секретарь Международной психоаналитической ассоциации, директор Парижского центра психоанализа и психотерапии имени Э. и Ж. Кестембергов, титулярный член Парижского психоаналитического общества.  

Принципы и ценности

Открытость: объединение лучших представителей различных школ и направлений психоанализа, масштабная программа семинаров и мастер-классов ведущих российских и зарубежных специалистов, новейшие методы и практики обучения.

Интеграция: синергия психоаналитических подходов, интеграционная модель понимания и практики психоаналитического процесса, создание единого профессионального пространства.

Практико-ориентированность: ключевым элементом обучения является участие слушателей в обширной программе практики (свой «Центр психоаналитического консультирования» и обязательное участие в регулярных супервизионных и интервизионных группах.

Преимущества программы

а) высокий уровень профессионализма преподавателей: программа объединяет ведущих отечественных преподавателей, имеющих зарубежное психоаналитическое образование, и известных во всем мире зарубежных преподавателей-психоаналитиков. Руководитель программы – профессор, д.психол.н. А.В.Россохин, один из лидеров в области психоанализа, психоаналитического консультирования и психотерапии, научных исследований по этим направлениям.

б) международный уровень программы – в реализации программы примут участие не менее 10 зарубежных психоаналитиков, членов Международной психоаналитической ассоциации, титулярных членов Парижского психоаналитического общества, Британского психоаналитического общества и др. Большинство отечественных преподавателей имеют французское психоаналитическое образование и являются членами Международной психоаналитической ассоциации, членами или кандидатами Парижского психоаналитического общества.

в) использование самых современных европейских обучающих программ (Парижский центр психоанализа и психотерапии и др.).

г) элитный уровень предлагаемой программы (элитный по специализации, по составу преподавателей, по уникальности методов обучения, по эксклюзивности предлагаемых услуг).

д) неэклектический характер подготовки специалистов, строго сфокусированный на профессиональном обучении психоаналитическому консультированию и психотерапии.

е) использование впервые в России открытых видео-консультаций, проводимых профессионалом-аналитиком. Студенты, наблюдающие за реальной консультативной работой, получают исключительную возможность обучения путем прямой и непосредственной идентификации с профессионалом.

ж) создание на основе видео-консультаций первых в России банков обучающих видео-кейсов психоаналитических консультаций.

з) формирование нового психоаналитически-ориентированного поколения российских консультантов.

Перспективы выпускников

Завершение программы даст слушателям необходимые навыки и возможность проводить психоаналитически-ориентированную индивидуальную и/или групповую работу с клиентами/пациентами в госучреждениях, коммерческих центрах, центрах психотерапии и заниматься частной практикой.

Магистерская программа откроет серьезные перспективы дальнейшего профессионального развития для своих выпускников. Образование и подготовка, полученные на программе, могут стать основой для продолжения  психоаналитического образования в рамках Международной психоаналитической ассоциации (IPA), например, через SPP (Парижское психоаналитическое общество) или через МПА (Московская психоаналитическая ассоциация).

Диплом Магистра психологии, выдаваемый на русском и английском языках, и статус НИУ ВШЭ позволит выпускникам продолжать обучение - поступать на программы PhD в России и за рубежом.

Что я буду изучать?

Слушатели Программы смогут не просто заглянуть за плотно закрытые двери психоаналитического кабинета, но погрузившись в атмосферу аналитической работы с пациентом, идентифицироваться с профессиональными функциями психоаналитика и на достаточно глубоком уровнем обретать требуемые психотерапевтические навыки.

Это станет возможным благодаря просмотру и детальному анализу видео консультативной и психотерапевтической работы профессиональных психоаналитиков (М. де Мюзан, А. Жибо, А.В. Россохин); участию в работе нескольких групп психоаналитической психодрамы с реальными пациентами; постоянному разбору преподавателями клинических случаев психоаналитической психотерапии; началу слушателями Программы собственной психотерапевтической работы с пациентами и её еженедельной групповой и индивидуальной супервизии уже на первом году обучения; другим многочисленным клиническим семинарам и практикумам.

В процессе обретения психоаналитического знания практический опыт имеет критически важное значение, но становление психоаналитическим психотерапевтом невозможно без построения надежного теоретического фундамента. Слушателям Программы предстоит освоить ключевые концепции основных современных психоаналитических школ –  французской, британской и американской – которые детально представлены в издаваемой под редакцией А.В. Россохина и Алена Жибо многотомной Антологии современного психоанализа (Россохин А.В. Антология современного психоанализа. М., 2000 (американская школа); Жибо, А., Россохин А.В. Французская психоаналитическая школа. М., 2004; Жибо, А., Россохин А.В. Британская психоаналитическая школа. М., 2014 (готовится к печати).

Ключевые дисциплины программы включают в себя:

  • История и теория психоанализа
  • Клинический психоанализ. Техника и практика психоаналитической психотерапии
  • Супервизия психоаналитического консультирования и психотерапии
  • Клиническая психология и патопсихология + практикумы в медицинских учреждениях
  • Психоаналитическая психопатология
  • Теоретические и практические принципы психоаналитического лечения
  • Техника и практика современного французского психоанализа
  • Психоаналитическая психотерапия пациентов с разным уровнем психического функционирования
  • Психоаналитическая психосоматика. Психоаналитическая техника работы с психосоматическими и оператуарными пациентами
  • Психоаналитический подход в работе с детьми и подростками
  • Введение в психоаналитическую практику. Психоаналитический кадр и первичное интервью
  • Теория, техника и практика в современных международных психоаналитических школах
  • Тематический апперцептивный тест. Проективный метод психоаналитической дифференциальной диагностики
  • Работа горя в психоанализе и психоаналитической психотерапии: от метапсихологии к практике
  • Основы теории и практики психоаналитической школы объектных отношений
  • Нейропсихология и нейропсихоанализ
  • Основы психиатрии, суицидологии и сомнологии для психоаналитических психотерапевтов
  • Основные концепции, методы, инструменты и техники психоанализа и психоаналитической психотерапии

Помимо теоретической подготовки слушатели также участвуют в серии регулярных практических семинаров, направленных на обсуждение и закрепление теоретического материала, а также имеют возможность участия в группах психоаналитической психодрамы и групп-терапии.

Виды профессиональной деятельности выпускника

Видами профессиональной деятельности магистров являются психологическое и психоаналитически ориентированное консультирование, психоаналитическая психотерапия, научно-исследовательская деятельность в области психоанализа, педагогическая и просветительская, экспертно-аналитическая деятельности.

Компетенции выпускников:

• Психологическое консультирование

• Психоаналитическая психотерапия

Где я буду работать?

Задачами профессиональной деятельности выпускника по данному направлению подготовки в магистратуре являются: применение психоаналитических знаний и опыта для эффективной консультативной работы с психотерапевтическими и личностно развивающими целями; проведение научных исследований особенностей и феноменов консультативного и психоаналитического процесса; разработка новых методов консультативной психологии и психоаналитической психотерапии; использование материалов психоаналитических консультаций в обучающем процессе.

Профессиональные компетенции, полученные выпускниками магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» позволят им иметь следующие места трудоустройства:

- отечественные и зарубежные бизнес-школы и университеты;

- частная практика;

- психологические и психотерапевтические центры;

- научные и научно-исследовательские организации;

-  учебные заведения высшего профессионального образования.

Программы практик

Практика является неотъемлемой частью подготовки специалиста и представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Предусматриваются следующие виды практик: постоянная практика консультативной и психоаналитически-ориентированной психотерапевтической работы с обязательным прохождением групповой и индивидуальной супервизии.

Программа профессиональной супервизии

При реализации данной образовательной программы обязательным является прохождение особого вида профессиональной практики – супервизии, которая предполагает организацию практической деятельности обучающегося под руководством высококвалифицированного специалиста-психоаналитика или психоаналитического психотерапевта. Супервизия проводится в групповом формате.

Супервизия психоаналитически ориентированной практики является не просто обязательной, а ключевой составляющей обучения психоналитических психотерапевтов. Программа реализуется следующим образом: обучающиеся проводят консультационную психотерапевтическую работу с клиентами (клиентов Программа предосталяет самостоятельно), которая осуществляется под постоянной супервизией каждой проведенной сессии.