• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Всю мою жизнь можно описать одним предложением – я работала с детьми!»

Эта цитата принадлежит Анне Фрейд — младшей дочери известного австрийского психолога, основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Анна, конечно, скромничала — она внесла серьезный вклад в развитие психоанализа: разработала теорию защитных механизмов человека, основала новое неофрейдистское направление в психологии, эго-психологию. Именно Анна Фрейд впервые описала явление, которое позже назовут «стокгольмским синдромом». 

И все же главной ее заслугой стал вклад в создание и развитие детской психологии и детского психоанализа. Мы решили, что Международный день защиты детей, который отмечается сегодня, — хороший повод вспомнить об этой удивительной женщине.

«Всю мою жизнь можно описать одним предложением – я работала с детьми!»

Младшая дочь Зигмунда Фрейда заинтересовалась психоанализом, когда ей было всего 13 лет. Ученый был поражен тем, насколько глубоко девочка осмыслила ряд его научных работ. После этого Фрейд плотно занялся воспитанием и обучением дочери, по сути, став ее первым учителем. 

После окончания школы Анна получила педагогическое образование и пять лет проработала преподавателем в начальной школе. В свободное время она посещала лекции отца, участвовала в международных психоаналитических конгрессах. Позднее стала членом Венского психоаналитического общества. 

Собственную практику Анна открыла в 1923 году. Она сосредоточила свое внимание на детях, которые, по ее мнению, часто нуждались в психологической помощи не меньше, чем взрослые. В самом начале профессиональный путь Анны Фрейд не был усыпан розами. Многие коллеги воспринимали ее как «дочь знаменитого отца», а не как самодостаточную личность. Кроме того, у Анны не было высшего медицинского образования, поэтому первое время она, в основном, консультировала детей своих друзей и знакомых. 

Помимо прочего, работа с маленькими пациентами сама по себе оказалась сложной. Это взрослый приходит к психоаналитику по собственной инициативе и охотно с ним сотрудничает. Знакомство ребенка с психологом происходит, скорее, против его воли... Во время сеансов дети часто капризничали, отказывались разговаривать. Тут-то Анне и пригодился ее педагогический опыт, приобретенный во время работы в школе. Она знала, как завоевать доверие маленьких пациентов: рассказывала им увлекательные истории, показывала фокусы. Могла даже под стол залезть, чтобы разговорить спрятавшегося под ним ребенка. 

«По-настоящему плодотворная работа может осуществляться лишь при условии нежной привязанности ребенка, — пишет Фрейд в книге “Введение в детский психоанализ”. — Ведь он в еще большей степени, чем взрослый пациент, верит только любимым».

Анна Фрейд сумела решить важную проблему детского психоанализа — неумение детей выразить свои переживания словами, решением стала игровая терапия. Изначально психоаналитик использовала ее, чтобы установить контакт с пациентами. Позже, работая с детьми, ставшими жертвами Второй мировой войны, Анна сделала важное открытие, о котором написала в книге «Дети и война». Оказывается, ребенок, который может выразить свои переживания в игре, освобождается от страхов, и невроз у него не развивается. 

 Кстати, Анна Фрейд посвятила много времени помощи и поддержке детей, пострадавших от немецких бомбардировок. В 1939 году она открыла в Лондоне ясли, которые за шесть лет приютили более 80 малышей. После окончания войны Фрейд работала с детьми-сиротами, спасенными из концлагерей. 

В 1947 году она открыла в Лондоне курсы подготовки детских психоаналитиков, в 1952-м основала Хэмпстедскую клинику — крупнейший в мире детский психоаналитический лечебный и учебный центр. Ныне это Национальный центр Анны Фрейд для детей и семей. Психоаналитик руководила им до 1982 года, то есть практически до конца своей жизни. 

Анна Фрейд так и не получила высшего образования, но при этом считалась одним из самых авторитетных теоретиков психоанализа, имела звания почетного профессора многих престижных университетов мира. Ее книги, написанные доступным языком, и сейчас помогают находить ответы на многие вопросы, связанные с детской психологией. 

Напоследок приведем еще одну важную цитату из книги Анны Фрейд «Введение в психоанализ». Она актуальна не только для психоаналитиков, но и учителей, а также родителей. 

«Что бы мы ни делали с ребенком — обучаем ли его арифметике или географии, воспитываем ли его или подвергаем анализу, — мы должны в первую очередь установить определенные эмоциональные взаимоотношения между собой и ребенком. Чем труднее работа, которая нам предстоит, тем прочнее должна быть эта связь».