• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Клинический психоанализ. Техника и практика психоаналитической психотерапии

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Основной целью освоения дисциплины является формирование представлений студентов об основных теоретических и практических проблемах современного психоанализа. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «История и теория психоанализа», «Психоаналитическая патопсихология». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • Иметь представление об основных современных психоаналитических школах • Понимать тенденции развития психоанализа в России и за рубежом • Понимать проблемы и задачи современной психоаналитической практики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью освоения дисциплины является формирование представлений студентов об основных теоретических и практических проблемах современного психоанализа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студент должен: • Иметь представление о современных теоретических проблемах психоанализа. • Иметь представление о современных практических проблемах психоанализа. • Уметь участвовать в разрешении мировоззренческих, социальных и личностно значимых проблем • Уметь анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности и работать в условиях неопределённости.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: • Способен рефлексировать освоенные способы деятельности. • Уметь организовать самостоятельную проектную, научную, исследовательскую, консультационную и прикладную деятельность на основе правовых и профессиональных норм и обязанностей. • Уметь вести письменную и устную коммуникацию на русском (государственном) и иностранном языке в рамках профессионального и научного общения.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: • концепции, модели, методы, способы и инструменты работы для решения комплексных задач в государственных, общественных и бизнесорганизациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, а также организациях, оказывающих консультационные и психотерапевтические услуги населению
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Стратегии аналитической работы в современных школах психоанализа
    Стратегия психоаналитической техники. Роль терапевтической стратегии в психоаналитической технике. Стратегические и тактические выборы. Стратегии анали-тической работы в различных школах современного психоанализа. Стратегии аналитической терапии различных психических расстройств. Систематическая стратегия интерпретации. Сравнительный анализ стратегий психоаналитической техники. • Детальный разбор сессии психоаналитической психотерапии на примере видео-демонстрации реального случая пациента.
  • Раздел 2. Современный взгляд на концепцию интрапсихического кофликта
    Зависимость выбора стратегии психоаналитической техники от представлений аналитика о способах формирования терапевтического союза. Что, как, и когда интерпретировать. Стратегия психоаналитической техники и аналитическая поверхность. Аналитическая поверхность как стартовая точка процесса интерпретации. Преимущества и возможности «поверхностной» стратегии аналитической техники. • Детальный разбор сессии психоаналитической психотерапии на примере видео-демонстрации реального случая пациента.
  • Раздел 3. «Поверхностные» стратегии аналитической техники
    Четыре типа «поверхностной» стратегии аналитической техники. Ограничения и пределы терапевтического воздействия психоанализа. Теория и техника. Четыре концепции аналитической поверхности. Главный фокус аналитической работы по Гиллу - перенос в «здесь-и-сейчас». Два типа интерпретаций: интерпретация сопротивления осознанию переноса и интерпретация сопротивления разрешению переноса, их цели и соответствующая техника аналитической работы. Ранняя интерпретация переноса в ситуации “здесь-и-теперь” – процесс проработки сопротивления осознанию переноса и мобилизация тем самым у пациента осознания переноса, что делает его активным участником психоанализа. Вторичное значение генетических и экстратрансферентных интерпретаций. Смещение внимания вовне и в прошлое - общий способ, используемый и аналитиком и пациентом, чтобы избежать интенсивного напряжения трансферентной связи в «здесь-и-сейчас». Тактические и стратегические сопротивления по Стоуну. Техническая и теоретическая проблема: интерпретация прошлого в сравнении с интерпретацией “здесь и теперь”. Перенос как точка взаимодействия прошлого и настоящего. Необходимость анализа “здесь-и-теперь” для эффективной реконструкции раннего психического развития в ходе психоаналитического процесса. • Детальный разбор сессии психоаналитической психотерапии на примере видео-демонстрации реального случая пациента.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работы в формате письменного эссе и/или реферата на основе зарубежной литературы
  • неблокирующий работы в формате письменного эссе и/или реферата на основе зарубежной литературы
  • неблокирующий эссе
    Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе zoom. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию, размещенному в группе курса менеджером программы накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, подключение к Интернету. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Порядок формирования оценки по дисциплине: Преподаватель оценивает письменную(ые) работу(ы) студентов (эссе/реферат), выставляет за каждую присланную работу оценку; итоговая результирующая оценка за каждый год обучения складывается из среднеарифметической по всем присланным работам. Оитоговая= 0,3*Оэссе1+ 0,3*Оэссе2+ 0,4*Оэссе3 В диплом по данной дисциплине выставляется результирующая оценка за 2 года обучения, которая формируется следующим образом: Орезульт- диплом = 0,4*Оитоговая1 курс + 0,6 *Оитоговая2курс Способ округления результирующей оценки: арифметический.
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Порядок формирования оценки по дисциплине: Преподаватель оценивает письменную(ые) работу(ы) студентов (эссе/реферат), выставляет за каждую присланную работу оценку; итоговая результирующая оценка за каждый год обучения складывается из среднеарифметической по всем присланным работам. Оитоговая= 0,3*Оэссе1+ 0,3*Оэссе2+ 0,4*Оэссе3 В диплом по данной дисциплине выставляется результирующая оценка за 2 года обучения, которая формируется следующим образом: Орезульт- диплом = 0,4*Оитоговая1 курс + 0,6 *Оитоговая2курс Способ округления результирующей оценки: арифметический.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Руткевич А. М.-ПСИХОАНАЛИЗ. ИСТОКИ И ПЕРВЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-289-Авторский учебник-978-5-534-05562-7: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/psihoanaliz-istoki-i-pervye-etapy-razvitiya-441476
  • Старовойтов, В.В. Современный психоанализ: грани развития [Текст] /В.В. Старовойтов ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2008. – 128 с. – ISBN 978-5-9540-0122-8. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/356976

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История психологии : учеб. пособие для вузов, Марцинковская Т. Д., 2001
  • История психологии от античности к современности : учебник для вузов, Ждан А. Н., 2002