• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
13
Апрель

Современные психоаналитические школы. Теория объектных отношений. Кляйнианская школа

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
2
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Цель освоения дисциплины: Умение использовать модели и категории теории М. Кляйн и ее последователей в клинической психотерапевтической ситуации, а также в области прикладного психоанализа. Задача: • усвоение основополагающих концепций кляйнианского психоанализа, • изучение его истории, сравнение с другими психоаналитическими школами, • детальное знакомство с клиническими и техническими подходами представленной школы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины: Умение использовать модели и категории теории М. Кляйн и ее последователей в клинической психотерапевтической ситуации, а также в области прикладного психоанализа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: • критерии научности психологического исследования; • основные этапы проведения исследования в психологии; Уметь: • находить, оценивать, выбирать и обобщать литературные источники для теоретического обзора; • формулировать проверяемые гипотезы; Иметь навыки: • поиска и обобщения литературы для теоретических обзоров;
  • Знать: • критерии качества научных гипотез, теоретических обзоров, эмпирических исследований; • различия между основными планами эмпирических исследований, достоинства и недостатки каждого плана; Уметь: • выбирать исследовательский план, адекватный выдвинутым гипотезам; • оценивать, выбирать и разрабатывать психометрические инструменты для измерения латентных конструктов; Иметь навыки: • формулировки гипотез, подбора исследовательских планов и методов анализа данных для их проверки;
  • Знать: • особенности количественных и качественных методов обработки данных, их возможности и ограничения; Уметь: • оформлять данные для количественного анализа и подбирать методы математического анализа, адекватные выдвинутым гипотезам; • выбирать методы качественного анализа, необходимые для проверки гипотез; Иметь навыки: • анализа текста/материала;
  • Знать: • основные принципы интерпретации полученных данных и стандарты оформления результатов; • этические принципы научных исследований и способы их реализации. Уметь: • оформлять результаты исследований в виде научных работ/эссе; • критически оценивать свои собственные и чужие исследования. Иметь навыки: • анализа текста/материала; • рецензирования (оценки качества) психологических исследований.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Понятия и методологические основания теории М. Кляйн.
    • Жизнь Мелани Кляйн и ее место в истории психоанализа. Основные теории: • Тревога и влечение смерти • Внутренние объекты и бессознательная фантазия • Теоретические разработки М. Кляйн: • Параноидно-шизоидная и депрессивная позиции. • Зависть (семинар). • Проективная идентификация.
  • 2. Развитие кляйнианской школы.
    • Дальнейшее развитие теории депрессивной позиции в работах Х. Сигал, Р. Мани-Керла, У. Биона, Р. Бриттона, Дж. Стайнера. • Развитие теории проективной идентификации в работах Г. Розенфельда и У. Биона. Теория контейнера-контейнируемого. • Новые подходы к пониманию Эдипова комплекса в работах Р. Бритттона и Дж. Стайнера. • Защитные и/или патологические организации личности в работах Г. Розенфельда, Э. О’Шонесси, Дж. Стайнера. • Дальнейшее развитие теории Супер-Эго (семинар). • Психоаналитическая эстетика в работах Х. Сигал, Д. Мельтцера, Э. Стоукса. • Кляйнианские подходы у пониманию групп и организаций.
  • 3. Кляйнианское понимание техники психоанализа.
    • Анализ переноса: теория Дж. Стрейчи. • Процессы проекции и интроекции и мутативная интерпретация. • Точка неотложности. • Две стадии анализа переноса. • Препятствия интерпретации переноса. • Кляйн о переносе как тотальной ситуации (семинар). • Использование контрпереноса: • Контрперенос как инструмент понимания (П. Хайманн).
  • 4. Кляйнианская психопатология.
    • Теория нормального и патологического развития М. Кляйн. • Развитие понимания шизофренических процессов в работах Х. Сигал, У. Биона, Г. Розенфельда, Г. Рея. • Теория нарциссизма и нарциссических расстройств в работах Г. Розенфельда и Р. Бриттона (лекция и семинар). • Защитные организации личности и теория личностных расстройств. • Истерия в работах (лекция и семинар). • Обсессивные расстройства. • Перверсии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работы в формате письменного эссе
  • неблокирующий работы в формате письменного эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Порядок формирования оценки по дисциплине: Преподаватель оценивает письменную(ые) работу(ы) студентов (эссе), выставляет за каждую присланную работу оценку; итоговая результирующая оценка за каждый год обучения складывается из среднеарифметической по всем присланным работам. Оитоговая= 0,3*Оэссе1+ 0,3*Оэссе2+ 0,4*Оэссе3 В диплом по данной дисциплине выставляется результирующая оценка за 2 года обучения, которая формируется следующим образом: Орезульт= 0,4*Оитоговая1 курс + 0,6 *Оитоговая2курс Способ округления результирующей оценки: арифметический.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер, Ю. Б., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Под ред. Притца А., Решетникова М. М. - ПСИХОАНАЛИЗ. PSYCHOANALYSIS 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 289с. - ISBN: 978-5-534-09537-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihoanaliz-psychoanalysis-429738
  • Психология : учебник для вузов, Нуркова, В. В., 2007
  • Старовойтов В.В. Современный психоанализ: интеграция субъект-объектного и субъект-субъектного подходов. - М., 2004. - 118 с. ISBN 5-9540-0003-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346451
  • Старовойтов, В.В. Современный психоанализ: грани развития [Текст] /В.В. Старовойтов ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2008. – 128 с. – ISBN 978-5-9540-0122-8. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/356976