• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
13
Апрель

Патопсихологические практикумы на клинических базах

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
2
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Основными целями освоения дисциплины являются: • Сформировать у учащихся представления об особенностях проявлений психических расстройств в области пограничной психической патологии при амбулаторном ведении пациентов. • Ознакомить студентов с принципами и особенностями психологического и патопсихологического анализа нарушений психической деятельности. • Формирование и развитие научных психологических и психоаналитических знаний студентов в области дистантного консультирования и овладение практическими приемами и техниками экстренного психологического консультирования. Задачи: • Ознакомить учащихся с проявлениями различных психических расстройств у пациентов и основами интерпретации медицинских данных. • Ознакомить студентов с основными методами и приемами патопсихологического экспериментального исследования, дополняемого проведением развернутой клинической беседы. • Сформировать у учащихся навыки анализа нарушений психической деятельности, диагностики личности и особенностей межличностных отношений по результатам проведения патопсихологического экспериментального обследования. • Сформировать представления о возможностях соотнесения результатов наблюдения и патопсихологического обследования с проявлениями симптомов психических расстройств. • Сформировать навыки выявления компенсаторных возможностей пациентов и первичной оценки особенностей и перспектив дальнейшей психологической работы с пациентами. • Знакомство с различными видами, феноменологией и принципами дистантного консультирования. • Формирование профессиональных способностей и умений будущих психологов в области психологического консультирования. • Формирование умений применения конкретных приемов и техник речевого воздействия в процессе дистантного консультирования. • Развитие способностей актуализации позитивной динамики эмоциональных и мотивационных процессов средствами дистантного консультирования; • Овладение практическими приемами и техниками индивидуального и группового консультирования в режиме online.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью освоения дисциплины является участие студентов в психоаналитической психодраме с реальным клиентом и освоение ими навыками, техниками, методиками участия и ведения психоаналитической психодрамы в собственной практике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: • основные патопсихологические понятия; • направления развития современного психоанализа; • этические нормы и правила, принятые в психоаналитической практике, умение применить их в своей консультативной работе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Задачи и принципы построения психодиагностического патопсихологического исследования.
    • Задачи экспериментального патопсихологического исследования: психодиагностические задачи, задача описания структуры нарушений психических функций и их сохранных звеньев, задача оценки динамики состояния в процессе терапии, психокоррекционные задачи. • Принципы проведения патопсихологического исследования: изучение истории болезни, принцип функциональной пробы, применение достаточного количества методик, активное взаимодействие с пациентом, анализ личностного отношения пациента к исследованию. • Принципы анализа результатов патопсихологического исследования: соотнесение качественного и количественного анализа результатов исследования, интерпретация и сопоставление данных истории болезни и экспериментального психологического обследования.
  • Раздел 2. Основные методы патопсихологического исследования:
    • Принципы проведения клинической беседы. • Методы патопсихологического исследования когнитивных процессов: основные методики для исследования работоспособности, исследования мнестических функций, исследования мыслительной деятельности. • Методы патопсихологического исследования особенностей эмоционально-мотивационной сферы и личностных особенностей.
  • Раздел 3. Особенности психологической диагностики при различных психических заболеваниях (при пограничной психической патологии и психосоматических расстройствах) в условиях клиники:
    • Особенности проведения патопсихологического исследования при различных психических расстройствах: при расстройствах шизофренического спектра, аффективных расстройствах, психосоматических расстройствах и невротических расстройствах. • Интерпретация результатов патопсихологического исследования. • Выявление компенсаторных возможностей в рамках патопсихологического исследования и особенности дальнейшей психологической работы с пациентами при различных психических расстройствах.
  • Раздел 4. Особенности дистантного консультирования и оказание экстренной психологической помощи.
    • Определение основных понятий психологического консультирования (консультирование, консультант, клиент, консультативный контакт, этапы консультативной беседы, запросы и мотивы обращения к консультанту, гипотеза, процедура и техники консультирования и т.д). • Соотношение понятий «психологическое консультирование», «психокоррекция», «психотерапия». • Цели и задачи психологического консультирования. • Специфика взаимоотношений клиент – консультант. • Принципы психологического консультирования: конфиденциальность, доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, ориентация на нормы и ценности клиента, разграничение личных и профессиональных отношений, включенность клиента в процесс консультирования, осознание собственной компетентности, принцип ответственности и др.
  • Раздел 5. Психотехнические аспекты экстренного и телефонного консультирования.
    • Психология активного слушания в телефонном диалоге. • Основные приемы активного выслушивания (поощрение, повторение, отражение, обобщение). • Необходимые условия для активного слушания (желание консультанта выслушать, искреннее стремление принять чувства собеседника, вера в то, что человек сам может управлять своими переживаниями и находить собственные решении и др.). • Признаки «плохого» и «хорошего» слушания клиента в телефонном диалоге. • Основные правила «языкового пространства» в телефонном диалоге (соответствие языку абонента, использование пресуппозиций, определение сенсорной модальности абонента, побуждение к описанию состояния в конкретных терминах действий). • Речевые приемы формирования подсознательного доверия (отсутствие отрицания в речи, постепенное уменьшение темпа речи абонента, интонационное выделение ключевых слов, подстройка речи консультанта под дыхание абонента). • Обратная связь как способ оказания помощи клиенту в поисках решения выхода из проблемной ситуации. Специфика предоставления клиенту обратной связи.
  • Раздел 6. Консультирование клиентов в кризисных состояниях, переживающих депрессию, горе, утрату. Работа с суицидальными клиентами.
    • Понятие о психологическом кризисе как остром эмоциональном состоянии, возникающем при блокировании целенаправленной жизнедеятельности человека, как дискретный момент развития личности. • Характерные чувства в кризисном состоянии (тревога, беспомощность, печаль, стыд, гнев, противоречивость). • Основные принципы кризисной интервенции (эмпатический контакт, поддержка, высокий уровень активности консультанта, ограничение целей, фокусированность на основной проблеме, уважение). • Специфика оказания психологической помощи при внутренних (возрастных и экзистенциальных) и внешних кризисах. • Понятие о Шкале Риска для обозначения кризисного состояния абонента. Программа кризисной помощи как модели решения проблем (выявление проблемы, выявление действий человека, переживающего кризис, помощь в поиске путей выхода из кризиса). • Определение суицидального поведения. Общие черты и особенности суицидального поведения. Факторы, влияющие на суицидальное поведение. • Мифы и предрассудки, связанные с суицидальным поведением. Характерные черты суицидальной личности. Критерии для оценки суицидального потенциала (пол, возраст, профессия, чувство одиночества, зависимости, бездетность, психические заболевания). • Оценка летальности (план, история суицидальных попыток, ресурсы, изоляция).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Эссе + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Клиническая психология. Т.1: Общая патопсихология, , 2013
  • Клиническая психология. Т.2: Частная патопсихология, , 2013
  • Патопсихология : учеб. пособие для вузов, Зейгарник, Б. В., 2003
  • Ромек В. Г. - ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 192с. - ISBN: 978-5-534-05738-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/povedencheskaya-psihoterapiya-441298

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Демьянов Ю. Г. - ОСНОВЫ ПСИХИАТРИИ. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 308с. - ISBN: 978-5-534-01176-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-psihiatrii-433431
  • Кавун Л. В. - ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 109с. - ISBN: 978-5-534-07439-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-lichnosti-teorii-zarubezhnyh-psihologov-438035