• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Основы теории и практики психоаналитической школы объектных отношений

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Цель освоения дисциплины: Выработка способности использовать модели и категории теории М. Кляйн и ее последователей в клинической психотерапевтической ситуации, а также в области прикладного психоанализа. Задача: • усвоение основополагающих концепций кляйнианского психоанализа, изучение его истории, сравнение с другими психоаналитическими школами, детальное знакомство с клиническими и техническими подходами данной школы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины: Выработка способности использовать модели и категории теории М. Кляйн и ее последователей в клинической психотерапевтической ситуации, а также в области прикладного психоанализа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: • критерии научности психологического исследования; • основные этапы проведения исследования в психологии; Уметь: • находить, оценивать, выбирать и обобщать литературные источники для теоретического обзора; • формулировать проверяемые гипотезы; Иметь навыки (приобрести опыт): • поиска и обобщения литературы для теоретических обзоров;
  • Знать: • критерии качества научных гипотез, теоретических обзоров, эмпирических исследований; • различия между основными планами эмпирических исследований, достоинства и недостатки каждого плана; Уметь: • находить, оценивать, выбирать и обобщать литературные источники для • выбирать исследовательский план, адекватный выдвинутым гипотезам; Иметь навыки (приобрести опыт): • формулировки гипотез, подбора исследовательских планов и методов анализа данных для их проверки;
  • Знать: • особенности количественных и качественных методов обработки данных, их возможности и ограничения; • основные принципы интерпретации полученных данных и стандарты оформления результатов; Уметь: • оформлять данные для количественного анализа и подбирать методы математического анализа, адекватные выдвинутым гипотезам; • выбирать методы качественного анализа, необходимые для проверки гипотез; Иметь навыки (приобрести опыт): • анализа текста/материала;
  • Знать: • этические принципы научных исследований и способы их реализации. Уметь: • оформлять результаты исследований в виде научных работ/эссе; • критически оценивать свои собственные и чужие исследования. Иметь навыки (приобрести опыт): • рецензирования (оценки качества) психологических исследований.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Тема: Механизмы психологической защиты.
    1 часть. • История возникновения термина "защита". З. Фрейд. • Определение понятия "защитный механизм" различных авторов: Лапланш / Понталис, • О. Фенихель, Т. Барлас, Романова Е.С., Гребенников Л.Р., Анна Фрейд, Нэнси Мак-Вильямс. • Задачи и функции механизмов защит. • Факторы и мотивы, от которых зависит автоматическое использование защит. • Классификация защит: Первичные, незрелые, примитивные, или защиты "низшего порядка". • Вторичные, более зрелые, более развитые или защиты "высшего порядка". • Характер границ. • Примитивные защиты (по Нэнси Мак-Вильямс): изоляция, отрицание, всемогущественный контроль, примитивные идеализация и обесценивание, проективная и интроективная идентификация, расщепление Эго и диссоциация. • Качества и формы защитных механизмов. • Зрелые, вторичные защиты или защиты высшего порядка (по Нэнси Мак-Вильямс): • Вытеснение (репрессия), регрессия, изоляция, интеллектуализация, рационализация, морализация, компартментализация (раздельное мышление), аннулирование, поворот против себя, смещение, реактивное образование, реверсия, идентификация, отреагирование (отыгрывание), сексуализация (инстинктуализация), сублимация. • Отличие понятий "защитный механизм" и "сопротивление". 2 часть. • Подробный разбор некоторых примитивных защитных механизмов с клиническими примерами.
  • Раздел 2. Тема: Маргарет С. Малер.
    1 часть. • Краткий биографический обзор. • Обзор гипотез, исследований, выводов, которые привели к появлению термина "процесс сепарации-индивидуации". (В том числе исследовательские проекты «Естественная история детского симбиотического психоза» и «Развитие самоидентичности и ее нарушения».) • Основной многолетний исследовательский проект, результатом которого стала книга в соавторстве с Ф. Пайном и А. Бергман под названием "Психологическое рождение человеческого младенца" и учебный фильм "Психологическое рождение человеческого детёныша. Процесс сепарации-индивидуации". • Определения понятий "сепарация" и "индивидуация". • Подробный разбор фаз и подфаз процесса "сепарации-индивидуации": 1. Аутистическая фаза или фаза нормального аутизма. 2. Симбиотическая фаза. 3. Фаза сепарации-индивидуации: o Подфаза дифференциации. o Подфаза практики. o Подфаза воссоединения (или рапрошман) o Подфаза на пути к постоянстве либидинозного объекта. • Критика М. Малер. 2 часть. • Учебный фильм "Психологическое рождение человеческого детёныша. Процесс сепарации-индивидуации". Комментарии к фильму. • Фильм снят на основании широкомасштабного лонгитюдного 11-летнего исследования 38 детей и 22 матерей.
  • Раздел 3. Тема: Дональд Вудс Винникотт.
    1 часть. (Схема. Организация отношений матери и ребенка по Винникотту.) • Краткий биографический обзор. • Концепция внутренней реальности. • Поддерживающая среда. • Средовая мать (мать-окружение) и Обьектная мать. • Первичная материнская озобоченность. • Диада «мать-дитя» - «Такого существа, как младенец не существует». - Психосоматическое партнерство. • "Достаточно хорошая мать". • Переходный объект и переходное пространство. • Истинное Я и Ложное Я или истинная и ложная самость. 2 часть. • Документальный фильм "Джон". (Д. и Д. Робертсоны, 1969 г.). Комментарии к фильму. - Арт-терапевтическая техника «Игра в каракули» («Каракули Д. Винникотта»).
  • Раздел 4. Тема: Мелани Кляйн. Современный кляйнианский психоанализ.
    1 часть • Игровая техника. Вклад М. Кляйн в Детский психоанализ. • Мелани Кляйн и Анна Фрейд. Раскол в Британском психоаналитическом обществе. • Приверженцы Мелани Кляйн (Дж. Ривьер, С. Айзекс, П. Хайманн и др.) • Бессознательная фантазия. Природа и функция фантазии. • Понятия внутренних объектов и объектных отношений. • Понятия ранних механизмов защиты. Маниакальные Защиты. • Параноидно-шизоидная и депрессивная позиция. • Проективная идентификация. • Любовь, вина и репарация. • Ранний Эдипов комплекс. • Зависть и благодарность. • Тревога, защита, объектные отношения. 2 часть • Главенствующая роль переноса, как тотальной ситуации (Б. Джозеф) • Использование контрпереноса, интерпретативной активности аналитика с опорой на принцип «ведущей тревоги», отслеживание хитросплетений защит и тревог в аналитических отношениях. Понятие отыгрывания. • Последователи Мелани Кляйн (Герберт Розенфельд, Уилфред Бион, Бетти Джозеф, Ханна Сигал, Рождер Мани-Керл и др.)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Эссе + 0.5 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • "Конечный и бесконечный анализ" Зигмунда Фрейда, , 1998
  • "Конечный и бесконечный анализ" Зигмунда Фрейда, , 2016
  • Немировский К. - Винникотт и Кохут. Новые перспективы в психоанализе, психотерапии и психиатрии. Интерсубъективность и сложные психические расстройства - ООО "Когито-центр" - 2010 - 217с. - ISBN: 978-5-89353-323-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109236

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Под ред. Притца А., Решетникова М. М. - ПСИХОАНАЛИЗ. PSYCHOANALYSIS 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 289с. - ISBN: 978-5-534-09537-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihoanaliz-psychoanalysis-429738
  • Старовойтов В.В. Современный психоанализ: интеграция субъект-объектного и субъект-субъектного подходов. - М., 2004. - 118 с. ISBN 5-9540-0003-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346451