• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Практика и техника группового психоанализа

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль

Преподаватель


Бениаминова Александра Юрьевна

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса: Ознакомление с теорией и практикой метода группового анализа и его применения в работе с группами. В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: • критерии научности психологического исследования; • основные этапы проведения исследования в психологии; • критерии качества научных гипотез, теоретических обзоров, эмпирических исследований; • особенности количественных и качественных методов обработки данных, их возможности и ограничения; • основные принципы интерпретации полученных данных и стандарты оформления результатов; • этические принципы научных исследований и способы их реализации. Уметь: • находить, оценивать, выбирать и обобщать литературные источники для теоретического обзора; • формулировать проверяемые гипотезы; • выбирать исследовательский план, адекватный выдвинутым гипотезам; o оценивать, выбирать и разрабатывать психометрические инструменты для измерения латентных конструктов; • оформлять данные для количественного анализа и подбирать методы математического анализа, адекватные выдвинутым гипотезам; • выбирать методы качественного анализа, необходимые для проверки гипотез; • критически оценивать свои собственные и чужие исследования. Иметь навыки (приобрести опыт): • поиска и обобщения литературы для теоретических обзоров; • формулировки гипотез, подбора исследовательских планов и методов анализа данных для их проверки; • оформления данных для анализа, применения методов проверки гипотез; • качественного анализа текста; • рецензирования (оценки качества) психологических исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса: Ознакомление с теорией и практикой метода группового анализа и его применения в работе с группами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: • критерии научности психологического исследования; основные этапы проведения исследования в психологии; критерии качества научных гипотез, теоретических обзоров, эмпирических исследований; особенности количественных и качественных методов обработки данных, их возможности и ограничения; основные принципы интерпретации полученных данных и стандарты оформления результатов; этические принципы научных исследований и способы их реализации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Корни группового анализа.
  • Тема 2. Социология.
  • Тема 3. Гештальтпсихология: Курт Левин, групповая динамика. Теория систем.
  • Тема 4. Основы теория З.Х. Фукса.
  • Тема 5. Матрица (динамическая, персональная, фундаментальная).
  • Тема 6. Основы теории У. Биона
  • Тема 7. Группа как целое. Базисные допущения. Психотическое ядро.
  • Тема 8. Основные психоаналитические концепции в групповом анализе.
  • Тема 9. Специфические феномены в группе
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работы в формате письменного эссе и/или реферата на основе зарубежной литературы
  • неблокирующий работы в формате письменного эссе и/или реферата на основе зарубежной литературы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    Порядок формирования оценки по дисциплине: Преподаватель оценивает письменную(ые) работу(ы) студентов (эссе/реферат), выставляет за каждую присланную работу оценку; итоговая результирующая оценка складывается из среднеарифметической по всем присланным работам. Оитоговая= 0,3*Оэссе1+ 0,3*Оэссе2+ 0,4*Оэссе3
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в психоанализ : лекции, Фрейд, З., 2001
  • Введение в работы Биона : группы, познание, психозы, мышление, трансформация, психоаналитическая практика, Гринберг, Л., 2007
  • Гуревич П. С. - ПСИХОАНАЛИЗ. Т. 1. ФРЕЙДИЗМ И НЕОФРЕЙДИЗМ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для магистров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 531с. - ISBN: 978-5-9916-2964-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihoanaliz-t-1-freydizm-i-neofreydizm-425250
  • Гуревич П. С. - ПСИХОАНАЛИЗ. Т. 2. СОВРЕМЕННАЯ ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для магистров - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 564с. - ISBN: 978-5-9916-2965-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihoanaliz-t-2-sovremennaya-glubinnaya-psihologiya-426097
  • Классический и современный психоанализ : программы курсов и спецкурсов, Овчаренко, В.И., 2000
  • Клинический психоанализ : интерсубъективный подход, Столороу, Р., 2011

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Под ред. Решетникова М. М. - ПСИХОАНАЛИЗ ДЕПРЕССИЙ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 131с. - ISBN: 978-5-534-09863-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihoanaliz-depressiy-428791
  • Старовойтов В.В. Современный психоанализ: интеграция субъект-объектного и субъект-субъектного подходов. - М., 2004. - 118 с. ISBN 5-9540-0003-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346451
  • Старовойтов, В.В. Современный психоанализ: грани развития [Текст] /В.В. Старовойтов ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2008. – 128 с. – ISBN 978-5-9540-0122-8. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/356976