• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Я научился слушать и наблюдать»

«Еще год назад я не планировал поступать на программу, но обстоятельства сложились так, что я оказался здесь. И это, пожалуй, было лучшим моим решением в 2024 году», — сказал на недавнем Дне открытых дверей нашей программы слушатель первого курса МП Николай Быков. Он закончил химико-технологический факультет политехнического вуза, работает в IT. Интерес к психологии появился у Николая давно. В какой-то момент он задумался об этом  как о возможной профессии и снова пошел учиться. Сначала Николай выбрал не психоанализ — другую модальность. К методу Фрейда наш коллега относился несколько скептически. О том, почему, несмотря на это, Николай пришел учиться на нашу программу, как менялось его отношение к психоанализу в процессе учебы и какие важные трансформации произошли с ним за этот год, читайте в новом выпуске проекта «Наши люди». 

Николай Быков.

Николай Быков.

«Еще год назад я не планировал поступать на программу, но обстоятельства сложились так, что я оказался здесь. И это, пожалуй, было лучшим моим решением в 2024 году», — сказал на недавнем Дне открытых дверей нашей программы слушатель первого курса МП Николай Быков. Он закончил химико-технологический факультет политехнического вуза, работает в IT. Интерес к психологии появился у Николая давно. В какой-то момент он задумался об этом как о возможной профессии и снова пошел учиться. Сначала Николай выбрал не психоанализ — другую модальность. К методу Фрейда наш коллега относился несколько скептически. О том, почему, несмотря на это, Николай пришел учиться на нашу программу, как менялось его отношение к психоанализу в процессе учебы и какие важные трансформации произошли с ним за этот год, читайте в новом выпуске проекта «Наши люди».

— Николай, расскажите, пожалуйста, каким был ваш путь в психологию. Почему вы решили стать психотерапевтом?

— Мне кажется, я как будто с детства шел к этому. Все, и дома, и друзья — говорили мне, что я не по годам взрослый. В конфликтных ситуациях они часто обращались ко мне за советами с просьбой рассудить, кто прав, кто виноват. Я тоже чувствовал, что у меня есть это внутреннее зерно — разбираться в людях. 

Но о том, чтобы стать психологом, я на момент окончания школы не думал. Я мечтал стать архитектором, но потом понял, что не сдам рисунок. Решил поступать в строительный (архитекторы и строители учатся в одном вузе). Подал документы в четыре университета, в том числе в политехнический, на химико-технологический факультет. В итоге решил учиться там.

Во время учебы был активистом профсоюза — сначала стал профоргом, потом председателем профбюро. Работал со студентами, участвовал в конкурсах. Мне нравилось общаться с людьми, помогать им решать различные проблемы. Наверное, именно тогда я и задумался о том, чтобы попробовать себя в помогающей профессии. 

После окончания университета я переехал в Москву. Жизнь в столице первое время складывалась непросто. Начал читать книги по психологии. Понял, что в дальнейшем хочу быть голосом для людей, помогать им. А еще меня привлекала идея планировать свое рабочее время самостоятельно; самому решать, сколько и с кем работать.  

Любовь не с первого взгляда

— Я пошел учиться в РГГУ на годичную программу профессиональной переподготовки «Психология личности». Ты мы изучали в том числе различные модальности. Меня привлекла когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Тогда же я пошел учиться в Школу эмоционального интеллекта на еще одну программу профессиональной переподготовки, которая специализируется на тревоге и фобиях. Обучение там строилось тоже вокруг КПТ. 

К психоанализу я относился с некоторым недоверием. Мне казалось, что это нечто недоказательное, не имеющее структуры. А я же — технарь, моя работа связана с IT, то есть у меня всё везде очень структурировано. КПТ хорошо вписывалась в эту картину, поэтому я решил, что буду развиваться в этом направлении. 

Но вскоре после того, как начал практику, понял, что это как-то поверхностно и шаблонно, и мне этого мало — хотелось большей глубины. Стал изучать, какие есть магистерские программы по психологии; узнал, что в Вышке есть МП по психоанализу и психоаналитической психотерапии. Успел подать документы буквально за несколько дней до окончания приемной кампании.

Честно скажу, я чувствовал великое сопротивление, размышляя о том, идти ли мне сюда учиться. Было много сомнений: а вдруг это не мое? Но в итоге решил, что этот вариант будет для меня лучшим. Так, кстати, и получилось, о своем решении не пожалел ни разу.

— Вы сказали, что чувствовали сильное сопротивление. Тогда почему всё-таки выбрали нашу программу? Какие аргументы стали решающими?

— Во-первых, мне понравилось, что программа — практикоориентированная. В других вузах такого нет. Я понял, что, закончив ее, уйду не просто с дипломом и теоретическими знаниями, но и с конкретным багажом практических навыков. Это привлекло меня в первую очередь. Еще почитал об Андрее Владимировиче Россохине, посмотрел интервью с его участием; понял, что это значимая фигура в российском психоанализе. Это тоже подкупило и повлияло на мое решение учиться здесь.    

— Какими были первые впечатления от учебы? Как происходило погружение в психоанализ?

— Сопротивление, предшествовавшее поступлению на программу, сохранялось весь первый семестр. Оставалось и скептическое отношение к психоанализу, которое присутствовало изначально. В нем много символичных, достаточно специфических терминов вроде «плохой и хорошей груди». И вот ты сидишь на лекции, слушаешь и думаешь: «Господи, какая грудь? Мы же взрослые люди! Причем тут плохая/хорошая? Жадная/нежадная?». У меня сначала было ощущение, что я в какую-то секту попал. Наверное, в тот момент во мне происходил внутренний бунт: ты пришел учиться, а тебе это вообще не ложится.

Но во втором семестре произошел резкий поворот — меня, что называется, «пробило», и случилась любовь с психоанализом. Так что метафоры Андрея Владимировича про медленную черепаху и горную козу, на самом деле, очень точные. Всему свое время. Для каждого  психоанализ раскрывается в нужный момент.

И еще я понял, что это не та программа, где нужно пытаться впихнуть в себя с жадностью все знания. Первое время я ходил на все занятия и семинары, забросил спорт и вообще свою обычную жизнь. Но в какой-то момент осознал, что жить так два года невозможно, что нужен баланс.

Научиться плыть по течению

— Вы изменились за этот год учебы?

— Главное глобальное изменение, которое произошло со мной за это время, заключается в том, что я научился слушать, не перебивать, не навязывать свое мнение. Причем первыми это заметили мои друзья. Я понял, что мне нравится быть в позиции наблюдателя, слушателя. И вообще я стал как будто добрее что ли.

— А что стало для вас главным открытием за этот учебный год?

— Может быть, это прозвучит немного странно, но я как будто научился плыть по течению. До учебы на программе я был человеком «про эффективность», жил по принципу: нужно бежать, узнавать что-то новое, быстрее что-то делать. Благодаря программе я понял, что это не всегда нужно; что иногда обстоятельства складываются таким образом, что надо расслабиться, перестать спешить. По сути, моя влюбленность в психоанализ случилась именно в такой момент.

— Вы продолжаете сейчас практиковать в КПТ?

— Нет, я прекратил эту деятельность после первого семестра — понял, что на двух стульях не усидишь, что сочетать КПТ с психоанализом нехорошо. После Нового года я переделал все свои страницы в соцсетях, везде написал, что занимаюсь психоанализом и психоаналитической психотерапией. В ближайшее время планирую начать работать с пациентами ЦПП, допуск к практике уже получил.

В феврале пошел в личную терапию. Мне кажется, она обязательно нужна, если ты работаешь с клиентами. Через личную терапию ты не просто лучше узнаешь себя, но и подмечаешь какие-то важные моменты, которые затем можешь использовать в работе. 

— Вы уже размышляли о том, какую тему хотели бы исследовать в магистерской диссертации?

— Точно пока не определился, но на данный момент мне больше всего близки тема расстройств пищевого поведения и тема мотивации и дисциплины. Возможно, мне удастся связать их в одном исследовании, но четкой определенности в этом вопросе у меня сейчас нет. Хочется выбрать такую тему для диссертации, чтобы она перешла потом в жизнь, стала профессиональной нишей.

— Думали о том, как будет складываться ваша профессиональная история после окончания программы? Будете ли вы совмещать психотерапию с работой в IT или со временем планируете полностью уйти в психотерапию?

— Да, я планирую полностью уйти в психотерапию. Но для этого нужно время, потому что строить свою личную практику, на самом деле, не так просто.  То есть переход явно планируется, но не моментальный.

Не надо бояться эссе!

— У нас на программе началась приемная кампания. Что бы вы сказали абитуриентам, которые, возможно, так же, как вы год назад, тревожатся, чувствуют сопротивление, сомневаются?

— Я бы посоветовал прислушаться к себе, к своим внутренним ощущениям. Если вы тоже любите глубину, то психоанализ — это то, что вам нужно.

И еще. Знаю, что многих абитуриентов пугают вступительные испытания, особенно мотивационное эссе. «Как представлю, что нужно что-то написать, всё желание поступать исчезает», — сказала мне как-то одна знакомая.

Поверьте, ничего страшного в эссе нет! Нужно посвятить этому буквально один вечер: сесть и искренне написать, что вы чувствуете, почему хотите учиться на программе. Главное здесь — не пытаться следовать каким-то шаблонам. Потому что сам психоанализ — не про шаблоны, а о том, что вы чувствуете.