Как говорит бессознательное
Этой весной на нашей программе состоялся первый семинар французского психоаналитика и лингвиста Лорана Данона-Буало. Он был посвящен теме «Язык в психоанализе». Семинар был глубоким и погружающим в основные понятия о связи языка и бессознательного. Месье Буало за три дня встреч подробно рассмотрел то, как речь и слова, будучи продуктами сознания, влияют на процесс психотерапии. Также он проанализировал, какие функции они выполняют в работе с пациентами. Психоаналитик подчеркивал, что язык становится не просто средством коммуникации, но и инструментом, через который проявляются бессознательные процессы.
В новом выпуске рубрики «Конспекты» — основные идеи, которые прозвучали на семинаре.
Слова, которые важны
Одной из главных тем семинара была тема вербализации и роли слов в формировании сознания. Лоран Данон-Буало отдельно акцентировал внимание на сложности переходов между основными понятиями в психоаналитическом процессе. Казалось бы, мы употребляем их каждый день, но что за ними стоит?
Для специалистов, практикующих в психоаналитическом методе, важно изучить такие базовые понятия как «репрезентация», «сонорный образ слова» и «ассоциативный процесс». Они играют большую роль в понимании механизмов работы сознания и бессознательного.
В частности, автор семинара подробно раскрыл смысл понятия «репрезентация», которое часто звучит в нашем психоаналитическом пространстве. Оно описывает элементы реальности, представленные в сознании, и включает две части — репрезентацию вещей и репрезентацию слов.
В психоанализе нам важно понимать, что бессознательные желания и мысли могут быть представлены в сознании через слова и образы. И работа с двумя этими элементами помогает аналитику и пациенту выстраивать мостики между разными аспектами психики.
Раскрыл Лоран Дано-Буало и интересное определение «сонорный образ слова». Иными словами, это воспоминание о звуке произнесенного слова, которое хранится в памяти. Именно это воспоминание играет ключевую роль в установлении связи между словом и его значением. В психоаналитическом процессе понимание сонорного образа помогает разобраться, как слова и их звучание влияют на восприятие и интерпретацию реальности. Это особенно важно при анализе сновидений и свободных ассоциаций.
Ассоциации и работа с ними и есть тот механизм, благодаря которому идеи и образы связываются друг с другом. В этом взаимодействии и рождается психический опыт. В психоаналитическом методе через ассоциации мы можем выявить те скрытые связи, что формируются между сознательным и бессознательным. Понимание природы ассоциативного процесса позволяет психотерапевту глубже проникать в область скрытого, туда, где живет тайные желания и страхи пациента.
Эти три понятия тесно связаны между собой и образуют основу языковой части психоаналитического процесса. Репрезентация позволяет понять, как элементы реальности представлены в сознании, сонорный образ слова помогает установить связь между словом и его значением, а ассоциативный процесс способствует выявлению скрытых связей между идеями и образами. Введение этих понятий в начале семинара помогло создать основу для дальнейшей работы и понимания психических процессов в целом.
Простое понимание вербализации по Фрейду
Зигмунд Фрейд считал, что наши мысли и чувства связаны с языком особым способом. Наши мысли начинают существовать в сознании тогда, когда мы можем назвать их словами. Для этого важны звуки слов, которые хранятся в нашей памяти в виде «сонорных образов».
Но откуда берется сознание? Бессознательные желания превращаются в осознанные именно через звучание слов. Мы запоминаем не только значение слова, но и его звучание, что помогает нашему мозгу строить смыслы и формировать осознанные мысли.
Согласно Фрейду, каждое слово состоит из двух частей: слышимой части (звук) и той, что связана с движением рта (моторная составляющая). Именно звуковые образы играют ключевую роль в создании смысла, позволяя нам понимать и интерпретировать окружающий мир.
Фрейд подчеркивал, что связь между нашим внутренним миром и речью проходит через звуковую составляющую слов. Чем точнее человек способен называть явления, тем яснее и богаче его внутренний мир.
Метафора монистических следов
Одним из непростых для понимания практиками остается термин «монистические следы». Лоран Данон-Буало прекрасно раскрыл это определение через метафору. Представьте себе, что происходит некое событие, которое оставляет след в душе, — оно становится как бы царапиной на бессознательном. Это сознательное событие, которое мы будем рассматривать через образ царапины, возникает благодаря возбуждению желаний. Затем оно связывается с представлением о предмете и превращается в представление слова — сознательную единицу мысли.
Репрезентация вещи не относится к уровню сознания. На первом этапе монистический след (царапина, оставленная травматическим событием) активизируется за счет влечений, соединяется и превращается в репрезентацию вещи. Для того, чтобы репрезентация вещи стала сознательной, нужно, чтобы она соединилась с репрезентацией слова.
Репрезентация слова, согласно Фрейду, — это сознательное воспоминание о ранее услышанном слове и о тех артикуляционных движениях, которые необходимо сделать для того, чтобы слово произнести. То есть репрезентация слова включает в себя два элемента. Воспоминание услышанных звуков, и воспоминание о тех движениях, которые нужно сделать, чтобы произнести слово.
Фрейд больше интересовался слуховой частью, а не артикуляционной. В своей работе он писал о двух типах афазии: афазии Брока и афазии Верника.
Казалось бы, чем этот неврологический материал Фрейда поможет психоаналитикам? Доктор Фрейд рассматривал афазии как проявление бессознательных конфликтов и подавленных желаний. Их изучение помогает психотерапевтам лучше понимать, как бессознательное влияет на речь и поведение пациента.
Именно афазии могут проявляться в виде оговорок, пропусков слов или трудностей с формулировкой мыслей. Это может дать нам ключи к пониманию скрытых конфликтов и желаний пациента.
Также афазии могут указывать на проблемы с символической репрезентацией. Например, амнестическая афазия может сигнализировать о трудностях с символизацией. А это очень важно для психоаналитической работы, в которой символы играют ключевую роль.
_______________________
Как сказал ведущий семинара Лоран Данон-Буало, эта тема может быть очень сложной для понимания практиками. Но, усвоив эту информацию, можно обрести важный инструмент, который поможет психоаналитическому терапевту лучше понимать пациента и его внутренние конфликты.
Поняв природу связи между языком и бессознательным, аналитик сможет глубже и тоньше понимать, как выстраивать свою работу с каждым конкретным пациентом и как при помощи слов искать доступ к тому, что скрыто.