Отто Кернберг: «Истина важнее хороших последствий»
Его называют живой легендой психоанализа. Он отдал этой работе более 60-ти лет своей жизни. Отто Кернберг — один из самых влиятельных современных психоаналитиков, крупнейший специалист в сфере пограничных расстройств личности, внес огромный вклад в развитие психоаналитической мысли (особенно в понимание пограничной организации личности и нарциссической патологии).Кернберг создал структурный подход к психическим расстройствам, изобрел экспрессивную психотерапию, показанную пограничным пациентам; предложил новый взгляд на нарциссизм. Разработал структурное интервью, которое считается замечательным диагностическим инструментом для определения уровня патологии пациента: психотического, пограничного или невротического (это один из важнейших факторов при выборе вида психотерапии). А еще поразил всех книгой о любви и сексуальности. Психоаналитик интегрировал две ветви психоанализа: теорию влечений и теорию объектных отношений. Он всегда подчеркивал: превыше всего — стремление к истине, объективности, открытости к различным точкам зрения. Именно это может привести к плодотворному результату. О наиболее ярких фрагментах из жизни Отто Кернберга читайте в новом выпуске рубрики «Псиантропология».

Бегство
Резкие черты лица, цепкий, проницательный взгляд — говорят, что внешне Отто Кернберг чем-то напоминает булгаковского Воланда. В его рабочем кабинете висит огромная гравюра, на которой изображена средневековая Вена — город, в котором психоаналитик родился и прожил 11 лет.
«Я люблю Вену, и мой отец тоже любил Вену. Он был монархистом, поэтому меня зовут Отто», — говорит Кернберг.
Будущий психоаналитик родился 10 сентября 1928 года в Вене, в семье министерского чиновника Лео Кернберга и Сони Паулы Фридман Кернберг. Его родители были евреями. В 1939 году, вскоре после вторжения Гитлера в Австрию, им пришлось бежать — сначала в Италию, а затем в Чили.
«Однажды мы с мамой гуляли по Марияхильферштрассе (так называется популярная торговая улица в Вене). Ее остановил мужчина из СА, штурмового отряда — военизированного формирования Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП) в Германии, и заставил чистить тротуар, — вспоминает психоаналитик. — Вокруг нас образовалась толпа. Это была очень неприятная ситуация».
Увидеть снова город своего детства Кернберг смог только в 1954-м.
«Там я встретил женщину, которая когда-то жила в нашем доме и которая, как мы предполагали, сообщала властям о соседях-евреях, — рассказывает он. — Когда мы увиделись, не знаю, кто из нас больше испугался, — я ее или она меня».
Психоанализ. Начало
Семья Кернбергов обустраивается в Вальпараисо — городе на чилийском побережье Тихого океана.
«В детстве Чили казалась мне раем, хотя первые годы для родителей там были очень трудными. Но, по крайней мере, я мог без страха передвигаться по улицам», — говорит психоаналитик.
Несмотря на то, что в Вальпараисо 11-летний Отто чувствует себя в безопасности, разлука с родным городом дается ему тяжело. Тоску по родине он пытается облегчить, активно общаясь с австрийскими эмигрантами.
После окончания школы будущий психоаналитик поступил на медицинский факультет Университета Сантьяго-де-Чили. На это его вдохновил дядя — Манфред Сакель, известный нейрофизиолог и психиатр. Под его влиянием юный Отто Кернберг решил изучать сначала психиатрию, а затем и психоанализ.
Еще во время учебы он стал активно интересоваться психотическими пациентами. В 1959 году этот интерес привел его в Университет Джона Хопкинса в Балтиморе (США). Исследованиями в области психотерапии Кернберг занимается совместно с известным американским психиатром, психотерапевтом Джеромом Франком.
«Вернувшись в Чили, Кернберг попытался убедить местное психоаналитическое общество в важности эмпирических исследований на благо пациентов, но не встретил большого отклика, что побудило его навсегда поселиться в США», — пишет коллега психоаналитика психиатр Даниэль Вебер.
Американский этап
Кернберг эмигрировал в Соединенные Штаты в 1961-м и сделал там блестящую карьеру — в буквальном смысле «от слесаря до директора завода». Сначала он поступает на работу в Мемориальный госпиталь Меннингера, который позже и возглавит. Одновременно Отто Кестенберг занимает должность супервизора и тренинг-аналитика Института психоанализа в Топике, а также директора научно-исследовательского отдела психотерапии Фонда Менингера.
В 1973 году Кернберг перебирается в Нью-Йорк, где становится директором клинического отделения Института психиатрии штата Нью-Йорк. В 1974-м он уже профессор клинической психиатрии Колумбийского университета и одновременно исполняет обязанности супервизора и тренинг-аналитика в Центре психоаналитического обучения и исследований Колумбийского университета.
В 1976 году Кернберг становится профессором психиатрии в Корнельском университете и директором Института расстройств личности в Нью-Йоркском госпитале — Корнельском медицинском центре.
В 1997-м психоаналитика выбирают на пост президента Международной психоаналитической ассоциации (IPA), которую он возглавляет в течение четырех лет.

Строитель мостов
Отто Кернберг — крупнейший специалист в области лечения пациентов с пограничными расстройствами и злокачественным нарциссизмом, которые до этого считались неизлечимыми.
Терапевтический подход Кернберга, известный как психотерапия, ориентированная на перенос (TFP), широко используется в лечении пациентов с тяжелыми расстройствами личности.
Разработанное им структурное интервью считается замечательным диагностическим инструментом для определения уровня патологии пациента: психотического, пограничного или невротического (это один из важнейших факторов при выборе вида психотерапии).
А еще Кернберга называют «строителем мостов» между классическим и современным психоанализом.
«Учение, основанное Зигмундом Фрейдом, подвержено постоянным изменениям. За прошедшие десятилетия возникло большое количество различных, порой противоречащих друг другу течений, — пишет Даниэль Вебер. — Дочь Фрейда Анна продолжила мысли отца, расширила и объединила их в эго-психологии, которая видит индивида в центре интереса. Мелани Кляйн, с другой стороны, уделяла больше внимания важности ранних отношений между матерью и ребенком и разработала так называемую теорию объектных отношений. В результате между представителями этих двух подходов разгорелась ожесточенная полемика.
Отто Кернберг выступает за то, что соперничество необязательно должно приводить к жесткой конфронтации, а вот тщательное изучение нескольких сторон может привести к плодотворному результату.
“Истина важнее хороших последствий”, — это главный принцип, который сопровождал его на протяжении всей профессиональной карьеры. Сохранение объективности и независимого духа, а также открытость к различным точкам зрения сделали его строителем мостов между классическим и современным психоанализом».
Путь этот не был безоблачным, но психоаналитика эти трудности не остановили. В связи с этим он часто вспоминал слова одного из своих наставников:
«Люди, которые пытаются строить мосты, в конечном итоге подвергаются обстрелам с обоих берегов».

О любви
Еще одной работой, которая удивила коллег и почитателей Отто Кернберга, стала его книга «Отношения любви: норма и патология». В ней психоаналитик размышляет о том, что необходимо для долгосрочных любовных отношений. На вопрос, что побудило его написать книгу о любви, доктор Кернберг ответил:
«Я много лет лечил пациентов с тяжелыми расстройствами личности, и обнаружил, что в их любовных отношениях было сложно предсказать, как они будут себя чувствовать, исходя из их индивидуальных расстройств. Иногда очень больные пациенты имеют хорошие любовные отношения и браки, а другие, которые кажутся гораздо более здоровыми, имеют проблемные отношения и не могут поддерживать стабильные отношения. Тогда я задумался над вопросом: что держит пары вместе, что их разделяет? И решил более систематически изучить вопросы, которые приводят к удовлетворительным отношениям в парах».
В итоге психоаналитик пришел к выводу, что существует три главных элемента, которые определяют гармоничные любовные отношения. Первое — это понимание друг друга в сексуальной сфере. Второе — взаимодействие на эмоциональном уровне. Третье — общий набор ожиданий от брака, одинаковая система ценностей, желание узнавать друг друга.
«Если эти три вещи есть, то для начала этого достаточно, — считает доктор Кернберг. — Конечно, нужно быть готовым к кризисам, которые для кого-то могут быть фатальными, но для кого-то станут точкой роста».

Продолжение следует!
Недавно выдающемуся психоаналитику современности исполнилось 97 лет. В день его рождения, 10 сентября, Отто Кернберга назначили почетным президентом IPA. Несмотря на почтенный возраст, он продолжает выступать на различных научных конференциях, обучает молодых коллег, принимает пациентов, дает интервью.
«Старость — не причина, чтобы перестать учиться, читать лекции и работать с пациентами, которые хотят знать, почему они такие, какие они есть, — говорит Отто Кернберг. — Утешение я нахожу в тихие моменты размышлений, чтения хорошей книги и времени, проведенного с семьей».

