«Давайте себе право на ошибки и глупости!»
Почему психоаналитическому психотерапевту вредно быть перфекционистом? Что такое настоящая забота о себе? Какой главный ресурс ПА-терапевта? Зачем ему брать пример с «тупой горной козы»? Что делать с сопротивлением, которое неизбежно возникает в процессе обучения на программе? Об этом и многом другом шла речь на встрече-знакомстве студентов первого курса с руководителем МП Андреем Владимировичем Россохиным и директором программы Екатериной Фёдоровой. Она состоялась в прошлый четверг, 2 октября. Встреча получилась теплой, интересной, иногда, возможно, несколько неожиданной. Кажется, первокурсникам удалось прочувствовать атмосферу нашего пространства и понять, что имел в виду Андрей Владимирович, когда говорил: «Это совершенно другое образование. Вы никогда ничего подобного не изучали!».
.jpg)
Сначала был Фрейд
«А что тут происходит? И почему Фрейдов так много?» — с любопытством интересовались студенты Вышки, проходя по коридору, вдоль которого были установлены большие баннеры с изображением создателя психоанализа.
Для слушателей первого курса нашей магистерской программы ответ на вопрос — причем тут Фрейд — был, конечно, очевиден. Будущие психоаналитические психотерапевты с удовольствием фотографировались на фоне баннеров, демонстрируя на камеру новенькие, только что полученные студенческие билеты. Здесь же знакомились с однокурсниками.
— Ой, а я вас запомнила по учебному чату! — радовалась одна из девушек своей новой знакомой.
— Добро пожаловать в пространство нашей магистерской программы по психоанализу и психоаналитической психотерапии! Пространство того самого бессознательного — безграничного, необъятного, непостижимого, — приветствовала первокурсников директор МП Екатерина Фёдорова. — Постичь его целиком и полностью невозможно, но перед нами такая задача и не стоит. Зато мы можем познакомиться с нашим бессознательным, удивиться ему. Отправимся в это путешествие вместе — плавно, поэтапно, аккуратно, бережно. Желаю вам по максимуму получить от этого удовольствие!

В ловушке перфекционизма
Слово «удовольствие» в тот вечер звучало часто. И Екатерина, и руководитель программы Андрей Владимирович Россохин несколько раз отметили: да, обучение у нас не самое простое, но главное, что нужно сделать первокурсникам, — это расслабиться и получить удовольствие, радость от учебного процесса.
Много говорили о том, что этому может помешать. Одна из ловушек — перфекционизм. Программа предлагает огромное количество возможностей, поэтому магистрантам придется делать выбор: на какие занятия ходить, а от чего отказаться. Попытки объять необъятное у некоторых слушателей, конечно, случаются, но они чреваты последствиями, предупредили АВ и Екатерина. Поэтому учиться выбирать, смягчать свой перфекционизм студентам, в любом случае, придется.
— Потому что работать с другим человеком перфекционист не сможет, — объяснил руководитель программы. — Бороться с этим можно только одним способом — расслабиться, отпустить себя, выйти из своего умного, перфекционистского образа, давать себе право на ошибки и глупости.
Андрей Владимирович честно сказал коллегам: да, вы многое пропустите, но переживать по этому поводу совершенно не нужно!
— Помните наше главное правило? Через год, два, три, пять, десять (и так далее) после окончания программы вы сможете вернуться и заново прослушать всё, что пропустили.

Добраться до перевала
Еще одна опасность, с которой сталкиваются слушатели программы в процессе обучения, это сопротивление. Оно может проявляться в том, что человек заболевает или начинает опаздывать на занятия, обесценивает: себя, метод, программу, преподавателей. Появляются мысли в духе: я не справляюсь, у меня ничего не получается. Это тоже история про сопротивление.
Преодолевать его Андрей Владимирович предложил с помощью одной из своих любимых метафор о «тупой горной козе», которая родилась в результате его одиночных походов по горному Алтаю.
— Поначалу, когда идешь в горы, у тебя много сил, но уже через несколько километров устаешь. Если светит солнце, то ты идешь, облитый потом, облепленный мухами. Если дождь, то месишь глину — вообще жуть! На Алтае, чтобы добраться до перевала, нужно минимум два-три дня. Всё это время ты видишь перед собой примерно одно и то же. В голову начинают лезть мысли вроде: зачем мне всё это нужно? Ты ищешь аргументы, чтобы вернуться назад. Это и есть сопротивление. Чтобы его преодолеть, нужно стать тупой горной козой, которая ни о чем не думает, а просто передвигает ноги и идет вперед. Если вы будете это делать, то неизбежно доберетесь до перевала. Что такое перевал? Вы увидите новое пространство, которое до этого момента было для вас абсолютно закрытым.
То же самое в работе с пациентом. Иногда мы работаем, и нам кажется, что вообще ничего не меняется — одно и то же, тоска смертная! Знаете, какой главный ресурс психоаналитического психотерапевта? Беспомощность! Ты принимаешь собственную беспомощность, но при этом продолжаешь двигать ногами. И в один момент перед вами и вашим пациентом открывается что-то новое.

Рождение психоаналитика
Руководитель нашей программы рассказал историю своего собственного преодоления сопротивления, когда его, уже состоявшегося, уважаемого специалиста, кандидата психологических наук, изучившего буквально все направления психотерапии, фактически заставили получить психоаналитическое образование.
— Я — один из пионеров телесно-ориентированной психотерапии в России. Заниматься психоанализом тоже начал в нашей стране одним из первых. Фактически я прошел путь, что называется, «от слесаря до директора завода». В 1998 году в Москве состоялся первый конгресс психоаналитиков, я выступал на нем с докладом. Там я познакомился с известным французским психоаналитиком Аленом Жибо (ныне научный руководитель нашей магистерской программы, в то время он был президентом Европейской психоаналитической федерации). В перерыве он подошел ко мне, мы познакомились, и с тех пор дружим. Ален постоянно говорил мне: «Андрей, тебе нужно получить психоаналитическое образование, пройти свой собственный психоанализ, чтобы лучше узнать себя. Тогда ты будешь психоаналитиком, а пока ты — не психоаналитик».
Эти слова вызвали у меня жуткое сопротивление. Ален Жибо буквально заставил меня начать анализ. Я согласился, но первые два года сильно сопротивлялся этому процессу. Только через два года я наконец расслабился, и у меня начался анализ мечты, который продлился восемь лет. Я понял, что действительно не знал о себе вообще ничего.
Анализ Андрей Владимирович проходил у одного из известных французских специалистов Юлии Кристевой. Его супервизорами были легендарные Джойс МакДугалл, Андре Грин, Сезар Ботелла.
— Фактически это моя «психоаналитическая родословная» — в психоанализе ее важно знать. Это то, что я преподаю; то, что характеризует нашу программу. Ее основа, сердцевина — это дух французского психоанализа.
На сегодняшний день Андрей Владимирович — единственный в России титулярный член Парижского психоаналитического общества (SPP). Два года назад он представил собственную теорию квантового психоанализа на персональной конференции в SPP. Для этого выступления руководитель нашей МП несколько месяцев углубленно изучал французский язык.

«Хочу на ручки»
Самая большая ценность программы заключается в том, что для слушателей эти два года обучения становятся процессом не только образовательным, но и психотерапевтическим. Он организован так, что магистранты погружаются в него сразу, буквально с первых дней учебы: программа по-настоящему практикоориентированная, еженедельно на ней проходит больше 80-ти часов групповых супервизий, это основной инструмент обучения и профессионализации.
— Тем, кто попадает в психоаналитический процесс впервые, вначале может быть тяжело, — говорит АВ. — На одной супервизии разбирается четыре кейса. Что-то из того, что вы слышите, может цеплять, поднимать, обострять внутренние конфликты. Ваша главная задача — научиться заботиться о себе. Не ждать, когда вас накроет, а почувствовать это как можно раньше, и на время «отойти в сторону». Потому что, если вы нарушите свою психику, то учиться дальше не сможете. Тем самым вы тренируете свое психоаналитическое Я — то самое, которое наблюдает за собой, за своими чувствами. Точно так же вы будете это делать, находясь в кабинете с пациентом. На самом деле, это часть вашей профессиональной идентичности.
Поскольку пространство программы — взрослое, то и забота о себе — это прежде всего личная ответственность каждого слушателя, отметил руководитель МП. Однако она устроена так, что все, кто нуждается в помощи и поддержке, могут попросить о ней. Для этого в личных кабинетах магистрантов есть опция «Хочу на ручки».
— Если чувствуете тревогу, не успеваете, испытываете какие-то еще негативные чувства, нажмите на эту кнопочку, и вам обязательно помогут и поддержат, — сказала Екатерина Фёдорова. — Все вопросы, которые вас волнуют, мы, конечно, будем обсуждать на наших Open Talk по четвергам.
Научиться быть нейтральным
Еще одно качество, которое слушателям предстоит развивать в себе, это психологическая нейтральность — умение занять в конфликте третью позицию.
— В этом есть глубокий смысл, — говорит Андрей Владимирович. — Представьте: на консультацию приходят супруги, каждый обвиняет другого в том, что испортил ему жизнь. Худшее, что может сделать в такой ситуации психолог, это встать на чью-то сторону — даже неосознанно. Это называется контрперенос. Настоящий психотерапевт держит нейтральность, он не попадает в ловушку двух сторон конфликта. Его главная задача — не просто дать возможность говорить одному и второму, слушать их. Его задача — постепенно развернуть их друг к другу, чтобы они начали говорить друг с другом. Это и есть психологическая нейтральность. При этом у каждого из вас могут быть личные политические предпочтения. Вы можете делиться ими дома, на кухне, но здесь у нас профессиональное, психоаналитическое пространство, где политики нет.

Открыть невидимую часть вселенной
Одна из главных вещей, которой магистрантам также нужно будет научиться, это умение отпускать себя, не бояться говорить, задавать вопросы, чувствовать.
— Вам нужно разрешить своему детскому Я проявляться, играть — это и есть психоанализ, — сказал Андрей Владимирович.
Как это может выглядеть на практике, руководитель МП продемонстрировал во второй части встречи-знакомства — на мастер-классе, во время которого первокурсники смогли почувствовать себя в роли психоаналитиков. Их «пациентом» стала картина Анри Руссо «Сон Ядвиги». Задачей магистрантов было разобраться, что бессознательно хотел сказать художник этой работой.
— Есть видимая часть картины, — объяснил руководитель программы. — А наша задача — открыть что-то невидимое, скрытое. Для этого нам нужно постараться войти в резонанс с бессознательным художника. Говорите всё, что вы чувствуете, что приходит вам в голову: фантазии, ассоциации... Не думайте, не рассуждайте. Когда вы начинаете ассоциировать, сновидение оживает, занавес начинает потихоньку приоткрываться, и тогда мы можем увидеть, что там, на сцене, происходит на самом деле.
Мастер-класс продолжался около часа. Поначалу гипотез было немного, первокурсники озвучивали их осторожно и даже скупо: это только кажется, что говорить всё, что ты чувствуешь, легко. Но постепенно ассоциации, фантазии магистрантов становились всё более образными и яркими.
В конце встречи Андрей Владимирович снова удивил.
— То, что я сегодня вам говорил, не есть истина, — сказал он. — Бессознательное может иметь миллион разных интерпретаций — это лишь одна из них. Нужно выдвигать гипотезы, но не слишком в них верить, а дальше присматриваться, прислушиваться, сомневаться, искать... Психоанализ — долгий процесс. Настоящему психоаналитику ничего не понятно. Для нас каждый человек — абсолютно неизвестная вселенная, которую нам, шаг за шагом, нужно открывать вместе с пациентом.
В ответ раздались аплодисменты.
Расходились первокурсники медленно и словно нехотя. Долго стояли у входа в Вышку — делились друг с другом впечатлениями от своего первого учебного дня.
__________________________
Фотоальбом нашего психоаналитического путешествия «9.0» можно полистать здесь.
Ищите на фотографиях себя и своих друзей, делитесь снимками в своих социальных сетях!

