• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психоаналитическая дифференциальная диагностика и первичное интервью. Отзыв слушательницы 2 курса нашей программы Екатерины Левиной.

С помощью курса Маргариты Леонидовны Евсеевой удалось создать для себя репрезентацию того, что такое невротический и пограничный пациент, удалось простроить понять отличия невротической структуры личности от пограничной и психотической. Сложилась примерная схема элементов, которые необходимо определять в работе с пациентами при первичном интерьвью.

Психоаналитическая дифференциальная диагностика и первичное интервью. Отзыв слушательницы 2 курса нашей программы Екатерины Левиной.


Самая важная часть работы на семинарах безусловно заключается в создании у себя образов пограничных пациентов на примерах из практики.
По итогам занятий удалось подытожить все сказанное и выделить следующие характерные черты пограничной структуры личности.

1. Диффузное, нестабильное, неопределенное Я, непонимание своего места в жизни;

2. Запрет на реализацию – мать лишает ребенка выбора своей дальнейшей судьбы («У тебя ничего не получится, ничего не выйдет»), таким образом, ребенок понимает, что любое отделение от матери не принесет никаких результатов, в связи с чем отделяться от матери нет необходимости;

3. Нарушение отношений дочери-матери-отсутствует разница поколений, дочь с матерью выступают в качестве партнеров, подруг;

4. Сексуальные перверсии – сон с родителями, секс при детях и т.д.);

5. Взаимодейсвие по принципу идеализация-обесценивание;

6. Высокий уровень агрессии, фантазии об уничтожении значимого другого;

7. Запрет на родительство (появление гинекологических соматических заболеваний)нельзя быть взрослой женщиной, нет ролевой определенности;

8. Первертное поведение;

9. Детское поведение после замужества;

10. Отсутствует представление о другом как о целостном объекте – непонимание, что у другого есть чувства



При этом важно помнить, что черты указанные выше могут относиться и к невротику в регрессии, и в зависимости от этого необходимо корректировать процесс лечения.
Особой специфичностью отличаются и отношения с матерью пограничного пациента. Пограничный пациент, как правило, находится в симбиозе с матерью, отсюда следует идеализация матери (мать как недостижимый идеал), при этом мать одновременно выступает и в качестве жертвы отца, который требует сексуального удовлетворения. Чаще всего мать пограничных пациентов находится в дистанции от своих детей, тем самым обеспечивая невозможность отделения (от плохого объекта  сложнее отделиться, чем от хорошего). Ребенок для матери всегда плохой, грязный, что влечет за собой постоянное нападение на тело, запахи, внешность  ребенка. В подростковом возрасте текое поведение матери может привести к возникновению анорексии, буллимии.
Таким образом, ребенок для того, чтобы заслужить любовь матери постоянно должен чего-то достигать, к чему-то стремиться для того, чтобы хоть как-то приблизиться к недостижимой матери.
В таких семьях отец, как правило, обесценен. Унижение, обсуждение негативных качеств отца с детьми доставляет матери определенное удовольствие.
Отсутствие пары и обесцененный отец приводит к невозможности женщины простраивать свою пару, свои отношения. Для таких женщин мужчина всегда несет исключительно функциональный характер – необходим только для зачатия детей, впоследствии необходимость в нем отпадает и он отстраняется от пары ребенка-матери.
При работе с такими пациентами важно помнить, что терапевт будет идеализирован как мать и работа в таком переносе не должна носить длительный характер – необходимо постепенное обесценивание. Проработка начинается с того, что мать вела себя одинаково и по отношению к отцу, и по отношению к ребенку. В этом случае у ребенка и обесцененного отца появляется что-то общее.
Постепенно появится понимание тог, что негативные качества ребенка и отца, это спроецированные анальные черты матери. Отец будет реабилетирован, в связи станет возможным процесс сепарции от матери.