• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялся двухдневный семинар Рене Руссийона - легенды современного французского психоанализа

Участники семинара стали первыми в России, кто услышал от мэтра о новых идеях и концепциях "Я" в контексте его исследований нарциссизма.

В этом году семинар впервые прошел в онлайн-формате: для психоанализа границы открыты всегда!

К мероприятию подключилось больше 400 человек! Среди них - слушатели, преподаватели и выпускники магистерской программы "Психоанализ и психоаналитическая психотерапия", а также внешние участники из разных регионов и стран.

По словам Рене Руссийона, идея рассмотреть нарциссизм через призму новых концепций "Я" возникла в ходе работы с начинающими психоаналитиками, так как правильное понимание "Я" помогает эффективно вести пациентов, страдающих нарциссическим расстройством личности. Поскольку именно проблемы с функционированием "Я" и ведут к расстройствам с нарушением идентичности.

Отталкиваясь от работы З. Фрейда 1921 года "Психология масс и анализ Я", профессор Руссийон задает вопросы: - Как функционирует "Я"? И почему "Я" функционирует неправильно? - Где проходят границы "Я"? - Что "Я" берет изнутри, а что из вне? - Откуда "Я" берет энергию для инвестирования в себя? У Фрейда анализ "Я" введен в контекст масс, взаимоотношений человека с окружением, и такая психология уже является групповой. Ее нельзя рассматривать вне связи с группой, массами. Концепции У. Биона, Д. Винникотта, Д. Анзье также объединены темой взаимодействия субъекта с его окружением.

В рамках семинара Рене Руссийон говорит о не-нарциссических концепциях нарциссизма: рассматривает субъект в его взаимодействии с объектом, анализирует "Я" как субъекта. Предполагает, что внутри нашего "Я" есть незнакомые нам области, которые как будто не являются субъектом и задается вопросом: как они становятся субъектом "Я"?

Изложение Рене Руссийона логично и последовательно – двигаясь от одного вопроса к другому, он представляет слушателю полную картину его концепции. Просто и понятно он говорил и об основных понятиях психоанализа: переходе от первой ко второй топике, идентификации, управлении влечениями.

Значительная часть семинара была посвящена теории оболочек ("конвертов"), которые становятся ядром "Я". С наглядными примерами и схемами Р. Руссийон увлекательно рассказал о двух типах не-удовольствия и энергии для инвестирования "Я". Большой интерес и множество вопросов вызвали рассуждения мэтра о способах регуляции "Я" (идеал-Я, Я-идеал, Сверх-Я). Если в основе идеал-Я лежит опыт "райской жизни" в материнской утробе, когда все желания исполнялись сразу, то как вернуться туда? Когда ребенок сталкивается с ограничением, появляется Я-идеал (родитель, который может сделать то, что недоступно ребенку). И родитель, передавая ребенку определенные правила, благодаря которым ребенок может стать взрослым, становится Сверх-Я. Тема сложная и многогранная. Она откликнулась многим слушателям и была проиллюстрирована примерами из личной жизни Р. Руссийона (его опытом раннего взаимодействия со своими детьми).

По ходу своих рассуждений мэтр делал отсылки к тем авторам, у которых можно почитать подробнее о раннем взаимодействии матери и ребенка: М. Дорнесу, Д. Стерну, Б. Розенбергу, С. Фрайберг. Некоторые части концепции Рене Руссийона казались по началу непонятными, сложными, однако Р. Руссийон – мастер говорить просто о сложных вещах. И его семинары – это всегда уникальный опыт понимания самых сложных тем психоаналитической теории. Так произошло и в этот раз: по просьбе слушателей он приводил много примеров из собственной психоаналитической практики. И то, что в первый день семинара казалось непонятным и вызывало вопросы (а вопросов было много!), прояснялось к концу второго дня.

Слушать мастера такого уровня можно бесконечно! Прекрасный перевод Ольги Валентиновны Чекунковой практически стер языковой барьер: семинар слушался легко и увлекательно оба дня. Ольга Валентиновна - преподаватель и супервизор нашей магистерской программы, автор курса "Техника и практика французской психоаналитической школы", клинический психолог, психоаналитически-ориентированный психотерапевт, кандидат Международной психоаналитической ассоциации и Парижского психоаналитического общества. 

Семинар закончился не только словами благодарности на трех языках (русском, французском и английском), но и аплодисментами мэтру! К материалу, полученному в эти два дня, можно возвращаться снова и снова и каждый раз узнавать для себя что-то новое.

Рене Руссийон – член IPA, титулярный член Парижского психоаналитического общества, профессор и директор департамента клинической психологии Университета Люмьер Лион 2, Президент лионской группы психоанализа. Основная область научных интересов Руссийона - нарциссические расстройства, которым посвящены его книги «Парадоксы и пограничные ситуации» (1991), «Агония, расщепление и символизация» (1999). Долгие годы в своей лионской лаборатории он исследует особенности раннего взаимодействия матери и ребенка.

Автор репортажа - слушательница первого курса нашей магистерской программы Мария Яцкова.

***
Следующая статья в рубрике Рецензии на семинары — «Особенности пограничного и психотического уровней функционирования»