Свободное общение
По ту сторону сознания
«Когда меня спрашивают, как можно стать психоаналитиком, я всегда отвечаю: с помощью изучения своих собственных сновидений», — пишет Зигмунд Фрейд. Систематическую работу в этом направлении основатель психоанализа начал в 1895 году. Толчком для нее послужил сон, который приснился ученому в ночь с 23 на 24 июля, и который вошел в историю психоанализа под названием «Инъекция Ирме». С легкой руки нашего преподавателя Дмитрия Викторовича Селиванова дата 24 июля получила у нас на программе название Dream Day. Работа со сновидениями — один из ключевых навыков в психоаналитическом подходе. На нашей программе слушателей, конечно же, учат развивать его. В частности, эту тему они изучают на курсе Виталины Олеговны Чибис «История и теория психоанализа». Магистранты разбираются, что скрывают сновидения, как понять смысл образов и символов, которые приходят во сне, как использовать это знание в работе.
Гореть, но не выгорать
Какая способность нужна каждому из нас, чтобы гореть, но не выгорать? Ответы на эти вопросы — в новом видео с Андреем Владимировичем Россохиным.
Как связаны теория Фрейда, Франция и наша МП?
«Нельзя забывать о пристрастии французов к харизматическим личностям, умеющим соблазнять либо своим словом, либо окружающей роскошью, либо героическими идентификациями, которые они вызывают», — писал основатель Международной ассоциации истории психоанализа, психиатр и психоаналитик Ален де Мижолла. — Будь то Жанна д'Арк, “король-солнце” Людовик XIV, Наполеон, генерал де Голль, либо фокусники типа Калиостро и Робера Удена; либо же, в нашей более скромной и не столь древней профессии, — Жан-Мартен Шарко, Гаэтан Гасиан де Клерамбо или Жак Лакан».
Чем обусловлено такое обаяние и привлекательность французского психоанализа? Предлагаем поразмышлять об этом в новом выпуске «Психологического сообщества».
О смысле жизни и почему его не надо искать
В жизни может наступить момент, когда мы задаемся вопросами: зачем я живу? В чем смысл моей жизни? Можно искать ответ, обратившись к философии и абстрактным рассуждениям о том, зачем мы родились. Можно подойти к поиску ответа рационально, задумавшись о том, какую пользу мы приносим своим существованием в мире. И в том, и в другом случае за вопросом стоит желание обнаружить смысл как внутреннее чувство уверенности, что всё не зря, и какая-то логика во всём происходящем есть, и что движение жизни куда-то направлено. Откуда же берется эта жажда смысла, и может ли быть так, что с психоаналитической точки зрения за ней скрывается неуверенность, отсутствие опоры или разочарование? Об этом размышляет в своей новой авторской колонке наш преподаватель, психоаналитический психотерапевт Мария Чершинцева.
Психоанализ и личный бренд
Вместе с Андреем Владимировичем Россохиным рассуждаем о том, как развивать личный бренд с помощью психоанализа. Основатель и руководитель нашей программы уверен: личный бренд укоренен в бессознательном человека.
«Мне всегда были интересны люди, и этот интерес сохраняется до сих пор»
Нашему преподавателю, психоаналитику Юлии Германовне Овчинниковой было лет 13-14, когда она решила, что станет психологом. В голове отчетливо появилась мысль: «Хочу помогать людям!». Какое-то время она выбирала между психологией и нейрохирургией, но интерес к психологии победил. Сейчас Юлия Германовна — психоаналитик и супервизор, кандидат психологических наук, член IAAP (International Association of Analytical Psychology) и Британского психоаналитического совета (BPC), автор многочисленных публикаций. На нашей программе она ведет авторский курс «Психоаналитическая практика: ремесло и искусство». Мы поговорили с Юлией Германовной о том, как проходило ее профессиональное становление, что значит для нее преподавательская работа, что помогает поддерживать интерес к профессии и в чем она находит вдохновение и опору.
Как мы реагируем на критические ситуации: вытеснение
Вытеснение — основополагающий процесс в психике, с которого начинается ее развитие. Но еще это и психологическая защита от фрустрации в неприятной или кризисной ситуации. В случае вытеснения психика защищается от возможного повреждения, как бы удаляя из сознания ту информацию, которая вызывает наибольшее беспокойство, раздражение или неприятие. О том, как формируется этот защитный механизм; почему невозможно «забыть» насовсем то, что тревожит, как вернуть вытесненное без ущерба для психики, читайте в новой авторской колонке* нашего преподавателя, психоаналитического психотерапевта Марии Чершинцевой.
Детство - источник интереса к себе и миру
В День защиты детей публикуем 11-минутное видео, в котором Андрей Владимирович Россохин размышляет об эмпатии, которая есть в каждом, и о том, как она связана с нашим детством.
«Экспертность и профессиональную опору нам дают психоаналитические знания, полученные на программе»
«После поступления на программу наша жизнь разделилась на “до” и “после”», — говорят выпускницы МП Ольга Кулик и Ануш Киракосян. Девушки закончили программу два года назад. Благодаря учебе у нас они не только обрели новую интересную профессию, но и смогли лучше понять себя, а еще исполнить свою мечту — создали интересный психологический проект, аналогов которому в России, возможно, нет.
Исключительная судьба Жаклин Шаффер
25 мая — день рождения у выдающегося современного психоаналитика, главного в мире специалиста по психоанализу женского Жаклин Шаффер! В детстве ее называли дикаркой из-за неумения общаться с окружающими. Она могла навсегда остаться скромным, никому не известным секретарем, но сделала яркую профессиональную карьеру. О том, как мадам Шаффер стала фигурой мирового масштаба, читайте в нашей новой статье. Спойлер — однажды она просто спросила себя: а что мне делать дальше со своей жизнью?