• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Работа женского" у обоих полов

В первые дни апреля на нашей программе состоялся семинар легенды французского психоанализа - психоаналитика, удивительной Жаклин Шаффер. Семинар о женском: внутреннем, тревожащем, часто не принимаемом обоими полами…

"Работа женского" у обоих полов

Обаятельная мадам Шаффер рассказывала о работе женского так, что ее хотелось слушать и слушать. Казалось, знакомые тексты Фройда в ее изложении звучали по-особенному.
Вслед за Фройдом, назвав отказ от женского у обоих полов частью «великой загадки, того, что называют сексуальностью», Жаклин Шаффер отметила, что эта загадка различия полов постоянно ставит вопросы не только перед психоаналитиками, но и перед всем обществом.

Что есть женское? Только ли в области физиологии лежат отличия между мужским и женским? Можно ли «стереть» разницу полов?

С точки зрения физиологии, чтобы быть мужчиной или женщиной, достаточно обладать соответствующими половыми органами. Однако в психоанализе речь идет о психической сексуальности, а она предполагает проделывание определенной психической работы. Благодаря такой работе обеспечивается доступ к женскому, поддерживается различие между полами и формируется психосексуальная идентичность.

Фройд описывает развитие психосексуальности, используя для этого три пары понятий: активность/пассивность; универсальный пенис/ кастрированный пенис; мужское/ женское. Первая пара – это пара противоположностей, она соответствует анальной стадии развития; вторая пара – выражение принципа «всё или ничего», соответствующего фаллической стадии и только третья пара – мужское/ женское описывает настоящую разницу между полами и переход на генитальную стадию.

Ж. Шаффер задается вопросом о том, почему же происходит отказ от женского? Вопросом, который каждый может адресовать и себе. Что такого таит в себе женское, что от него проще (?) отказаться, чем столкнуться с ним.

«Женское вызывает тревогу, - рассуждает мадам Шаффер. – Женский половой орган скрыт, иррепрезентабелен, вызывает множество фантазмов и связан со страхом кастрации. Женское также определяет сексуальное влечение. Женщина способна принять в себе огромное количество несвязанного либидинального возбуждения и при этом не вызвать взлом психики, а наоборот, связать это возбуждение. Способность женщины к сексуальному наслаждению – также источник страха».

Как же работать с женским? Либо отрицать разницу полов (и здесь появляется «нейтральность» полов), либо признать ее, идентифицироваться и перейти на генитальную стадию.

Примечательно, что признать женское в себе важно обоим полам: и мужчинам, и женщинам. Но как выражается присутствие женского у мужчин?

«Женское – это дать право на существование другого, - объясняет Ж. Шаффер. – Говоря про женское у мужчин, имеется в виду интерес, любопытство в исследовании инаковости другого: когда женщина вызывает не тревогу и страх, а интерес. И тогда отказ от женского рассматривается как ненависть к другому, отличному от себя, отказ от принятия инаковости другого».

Такой отказ часто является причиной конфликтов, в том числе внутри семьи, между мужчиной и женщиной.

С исследованием инаковости другого связана тема инфантильной сексуальности: любопытства ребенка, его способности познавать и исследовать. Исследовать себя, другого и мир в целом. По мнению мадам Шаффер, женщины более близки к инфантильному, а значит, и к бессознательному. Женское у психоаналитика (независимо от его пола) позволяет принимать инфантильность своих пациентов, а это крайне важная способность.

Тема женского вызвала множество вопросов слушателей. Иногда рассуждения как будто «уходили» в область физической сексуальности, однако мадам Шаффер умело возвращала их именно в область психического, как будто призывая каждого проделывать собственную психическую работу, не уходить в агирование, а стараться ментализировать.

Ответы на вопросы стали полноценной частью семинара. Рассуждения о причинах «застревания» на фаллической стадии, о конфликтах между мужчинами и женщинами в семье, об изменении отношения к институту брака, об инфантильной сексуальности, сделали семинар практико-ориентированным и позволили увидеть, как психоаналитическая теория находит свое отражение в повседневной жизни.

Жаклин Шаффер - главный специалист в мире по психоанализу женского, одна из ярчайших звёзд французского психоанализа, действительный член Международной психоаналитической ассоциации, титулярный член Парижского психоаналитического общества, тренинг-аналитик Парижского института психоанализа. 
*** *** ***
Отзывы наших слушателей, участников семинара

«Шарм и обаяние Жаклин Шаффер, казалось, чувствовались даже через экран! Ее легкость и непринужденность завораживали. Фокус моего внимания постоянно смещался с того, что она говорит, на нее саму – настолько чудесно она выглядела! Как органично в ней сочеталось женское и женственность. А какую тему она представила… Женское. Сколько споров и конфликтов с этим связано. Насколько противоречиво отношение к женскому и женщинам: оно и манит, и вызывает ужас… Возможно, как и все неизвестное, скрытое – его и хочешь познать, и боишься, что оно тебя уничтожит».

Мария Яцкова,
слушательница 1 курса

"Смотря на Жаклин Шаффкр - воплощение самой Женственности, хочется бежать искать свою красную помаду и шанелевские серьги :) Мадам Жаклин действительно является легендой французского психоанализа. Открытие женского тела, ее поиск сексуального наслаждения, способность женского Я принимать несвязное возбуждение является источником тревоги не только мужчин, но и женщин. Путь, который проделывает возбуждение, которое потом станет влечением – возбуждение, возникшее в теле, психизируется и становится возбуждением. Сексуальное влечение обладает главным сказуемым – постоянная сила давления или напор влечения – и это является эволюцией, которая (постоянная сила давления) отличает человека от животного. Лакан настаивает на том, что постоянная характеристика силы влечения ни в коем разе не может быть подобно биологической функции инстинкта животных, которое всегда имеет определённый ритм, влечение же постоянная сила, напор влечения. И это причиняет страдание Я, и заставляет Я проделывать психическую работу, чтобы адаптироваться. Именно таким образом Я отделяется от Оно, возбуждение становится влечением. Человеческая сексуальностью является психосексуальностью. И именно поэтому влечение вписывается в контексте отношений и в этом контексте отношений постоянная сила, напор влечения, связан с ответом того, на кого это влечение направлено. Сигнал появления постоянной силы этого влечения является появление тревоги – «Я больше не является хозяином в своей доме» – пишет про это Фрейд. Если возбуждение не может психизироваться и превратиться во влечение, тогда мы имеем дело с распространением психосоматических проблем и других патологий. В отличие от потребности, которое может быть удовлетворено особым/специфическим способом, либидо никогда не может быть удовлетворено, как пишет Фрейд – мы должны представить себе, что есть что-то в природе сексуального влечения, что не способствует тому, чтобы реализация влечения получило полное удовлетворение. Заявить о том, что получено удовлетворение влечения от объекта или сублимации – в этом состоит работа Я».

Ксения Барке,
участник семинара, выпускница магистерской программы по психоаналитическому бизнес-консультированию

 

***
Следующая статья в рубрике Рецензии тна семинары — Работа с травмой в психоаналитическом подходе