• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психоаналитик и психоаналитический терапевт — что общего и в чем разница?

На первый взгляд кажется, что это абсолютно идентичный профиль, но, на самом деле, различия есть, хотя порой они практически неуловимы. Психоанализ оказал большое влияние на развитие многих форм психотерапии. Он несет «прямую ответственность» и за происхождение психоаналитической психотерапии в том виде, в каком мы ее знаем сегодня.

На фото: Психоаналитик Сеймур Московиц (Нью-Йорк) — для проекта Марка Джеральда «В тени кушетки Фрейда».

На фото: Психоаналитик Сеймур Московиц (Нью-Йорк) — для проекта Марка Джеральда «В тени кушетки Фрейда».

В некотором смысле психоаналитическую психотерапию можно рассматривать как детище психоанализа. Вопрос в том, чем эти две формы психотерапии отличаются друг от друга. Сегодня в рубрике «Психологическое сообщество» поговорим именно об этом.

Отличие № 1: обучение

Обучение на психоаналитического психотерапевта занимает от двух лет. Чтобы стать психоаналитиком, учиться нужно гораздо дольше — от четырех до десяти лет после полученной фундаментальной психологической базы. Кроме того, во время обучения будущий психоаналитик обязан проходить личный анализ на кушетке и вести пациента под супервизией с членом Международной психоаналитической ассоциации (IPA). Некоторые наши выпускники выбирают путь двигаться в психоаналитики. Но и в том, и в другом случае профессионализация — процесс бесконечный. 

Отличие № 2: частота сеансов

Одна из особенностей проведения психоанализа — частота посещений психоаналитика. Например, основатель метода Зигмунд Фрейд еженедельно проводил шесть сеансов. Лишь значительно позже он согласился на пять сессий в неделю.

Очевидно, что выделить такое количество времени на работу с психоаналитиком могут немногие, поэтому со временем появился «компромисс» в виде психоаналитической психотерапии. Она предполагает меньшую частоту посещений — от одного до трех раз в неделю. 

Но и здесь в разных школах свой кадр. Например, во Франции аналитическая работа на кушетке три раза в неделю рассматривается как психоанализ, а в Великобритании — как психотерапия. И наоборот, психотерапия во Франции предполагает меньшую частоту сеансов (один-два раза в неделю), в то время как в Англии — более высокую (четыре-пять раз в неделю). 

Фрейд, очевидно, предвидел такое развитие событий, потому что в свое время сказал: «Весьма вероятно, что массовое применение нашей терапии вынудит нас сплавлять чистое золото анализа с медью».

Отличие № 3: формат

Психоанализ отличается от психоаналитической психотерапии форматом проведения сессий. В психотерапии они проходят «лицом к лицу»: пациент сидит напротив психотерапевта. В психоанализе в таком формате проходит только первичное интервью или диагностическая сессия. Уже на второй клиент ложится на кушетку и не видит психоаналитика.  

Что это дает? Когда пациент сидит напротив психотерапевта, то через него взаимодействует с внешним миром — следит за его реакциями, ждет оценки и т. п. Все его ресурсы волей-неволей уходят на тестирование другого. В такой ситуации  пациенту сложнее вступить в контакт со своей внутренней реальностью. 

Когда же человек лежит на кушетке и не видит психоаналитика, то в большей степени отвлекается от внешнего мира, освобождается от него, глубже погружается в свою внутреннюю реальность, больше регрессирует, фантазирует. То есть кушетка становится для пациента как бы переходным пространством между его фантазиями и реальностью. Человек воспринимает прошедший сеанс как сон, который не видел никто кроме него.

Это чрезвычайно важно, поэтому, работая в формате психоаналитической психотерапии «лицом к лицу», нужно стремиться организовать процесс так, чтобы он протекал, как если бы пациент лежал на кушетке. 

На фото: Психоаналитик Сеймур Московиц (Нью-Йорк) — для проекта Марка Джеральда «В тени кушетки Фрейда».

Отличие № 4: цели лечения

Один из крупнейших современных психоаналитиков Отто Кернберг так определял цели психоанализа и психоаналитической психотерапии: «Первая подразумевает возможность фундаментальной структурной реорганизации, в ходе которой вытесненный или отщепленный конфликт может быть интегрирован в сознательное Я, в то время как последняя направлена на лишь частичную реорганизацию психический структуры в контексте существенного симптоматического изменения».

То есть психотерапевт работает с симптомом пациента, старается держать фокус на его запросе. Задача специалиста в этом случае — облегчить состояние человека, оказать ему поддержку, стать для него чем-то вроде «костыля», хотя он также попытается достичь этого путем внесения изменений во внутренний мир пациента во время переноса.

Психоаналитик, как и психоаналитический психотерапевт, работает с симптомом пациента, но не только с ним. Настоящий психоанализ не делает акцент на одной, двух, трех и других травмирующих ситуациях. Главная задача психоаналитика — исследовать бессознательное, показать пациенту его внутренний мир, сформировать его наблюдающее Я. Шаг за шагом, тот учится выбираться из своих переживаний, смотреть на них со стороны, анализировать, превращать тревогу в рефлексию. 

Такая глубокая работа способствует тому, что проблемы, с которыми изначально приходит человек, разрешаются побочным образом. Это высший уровень изменений. Причем они случаются так, что пациент этого даже не замечает и осознает их задним числом. 

Отличие № 5: показания

В клинической практике необходимы обе формы терапии. Психоаналитик может работать в анализе с одними пациентами и в формате психоаналитической психотерапии — с другими, поскольку каждый из этих методов имеет свои показания и противопоказания. Например, психоанализ показан не всем. «Кушетка» в большинстве случаев показана только невротическим пациентам, в то время как не-невротическим анализ на кушетке противопоказан.

Решение о том, какой формат предложить клиенту, часто зависит не только от диагноза, но и от других причин: финансовых обстоятельств пациента, его личных предпочтений и т. д. 

В любом случае, психоанализ остается теоретическим и клиническим источником всех форм психоаналитической психотерапии, а также самой фундаментальной базой обучения на аналитического психотерапевта или психоаналитика.

 


При подготовке публикации мы использовали материалы лекций руководителя нашей программы А. В. Россохина.