• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Финансовый менеджмент и финансовое моделирование в индустрии гостеприимства и туризме

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Кто читает:
Школа финансов
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Финансовый менеджмент и финансовое моделирование в индустрии ГиТ» рассчитан на студентов 2-го года обучения по магистерской программе «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» по специализации «Менеджмент в туризме и гостиничной индустрии» (факультет бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ), относится к циклу специальных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку, служит основой для профессиональной ориентации студентов при выборе направления научного исследования в рамках подготовки магистерской диссертации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов системы теоретических знаний и практических навыков в области экономики и управления финансами компаний индустрии гостеприимства и туризма с учетом современных достижений науки и практики финансового менеджмента и финансового моделирования
  • Формирование у будущих отраслевых специалистов понимания специфики и особенностей экономики и финансов в сфере услуг в ракурсе выбранной отрасли
  • Овладение практическими навыками планирования, прогнозирования, разработки бюджетов и финансовой модели, системы управления экономикой и финансами, экономического обоснования бизнес-стратегии с учетом отраслевых особенностей и организационной структуры компании
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знать концептуальные основы финансового менеджмента и финансового моделирования
  • Знать методы управления с учетом специфики индустрии ГиТ: источниками финансирования, внеоборотными и оборотными активами, затратами, себестоимостью, платежеспособностью, финансовой устойчивостью, финансовыми результатами и прибылью, рисками и факторами, способными привести к угрозе банкротства с использованием современных инструментов прогнозирования и моделирования
  • Знать особенности планирования и управления экономикой и финансами индустрии гостеприимства и туризма
  • Иметь навыки (приобрести опыт) поиска, сбора, обработки и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности компаний индустрии ГиТ с использованием современных информационно-поисковых ресурсов, компьютерных баз данных и т.п.
  • Иметь навыки (приобрести опыт) прогнозирования деятельности в формате бизнес-плана, простой финансовой модели, бюджета
  • иметь навыки (приобрести опыт) разработки документов экономического планирования деятельности, форматов конкретных бюджетов с учетом особенностей компании в отрасли (гостиница, точка питания при гостинице, туроператор, турагент)
  • Уметь анализировать специфические показатели деятельности компаний, проводить сравнительный анализ и выбирать наиболее эффективные управленческие решения для повышения финансовой устойчивости и снижения финансовых рисков
  • Уметь применять полученные знания при планировании бизнеса, построении системы бюджетного управления, определении зон доходности и центров ответственности
  • Уметь рассчитывать экономические и финансовые показатели деятельности компаний индустрии гостеприимства и туризма
  • Уметь формулировать цели и задачи экономического развития, формировать целевые экономические и финансовые показатели компании
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Финансовый менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме. Лекция 1. Особенности финансового менеджмента на предприятиях индустрии гостеприимства и туризма.
    Финансовый менеджмент как технология управления средствами предприятия и источниками их образования. Цели и задачи финансового менеджмента. Основная цель – управление стоимостью компании. Основные черты финансового менеджмента на предприятиях индустрии ГиТ. Значимость основных объектов управления в зависимости от специфики отрасли: источники финансирования, доходы, внеоборотные и оборотные активы, затраты и себестоимость, платежеспособность и кредитоспособность, финансовая устойчивость, финансовые результаты и рентабельность. Роль и функции финансового менеджера. Инвестиционная деятельность и оценка эффективности инвестиций в индустрии гостеприимства, инвестиционные процессы в туристической отрасли. Политика кредитования, дивидендная политика.
  • Тема 2. Система планирования: бюджетирование как технология планирования, учета, контроля и управления. Лекция 1. Базовые понятия и основы: управленческая технология и составные элементы бюджетирования.
    Отражение стратегических целей в системе бюджетного управления. Специфика Master Budget: операционные бюджеты как база для обоснования и расчета финансовых бюджетов, взаимосвязь и корреляция показателей бюджетов. Вспомогательные и дополнительные бюджеты как средство углубленного планирования и контроля. Финансовые бюджеты: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс. Элементы системы бюджетирования: процессы и объекты, выбор варианта сочетания элементов. Тотальное, необходимое и минимальное бюджетирование. Прогнозный и директивный подход в бюджетном планировании и управлении. Требования к информации и источники информации, особенности сопоставления информации, план-фактный анализ и корректировка планов. Понятие центров ответственности, принципы определения подразделений как центров ответственности в системе бюджетирования. Стимулирование исполнения бюджета и его финансовые источники.
  • Тема 2. Лекция 2. Особенности системы бюджетирования в компаниях индустрии ГиТ.
    Бюджет гостиницы: отель как самостоятельная операционная единица или часть холдинговой структуры – различия в процедуре и составе бюджетов. Показатели, используемые для расчета доходов и затрат по видам операционных бюджетов. Структурные подразделения гостиницы как центры ответственности (финансовой ответственности, доходов, затрат). Понятие зон доходности, определение модели гостиницы и выделение зон доходности. Детализация бюджета доходов и расходов по видам услуг и центрам ответственности. Использование маржинального подхода для оценки рентабельности услуг (зон доходности). F&B как зона доходности в составе гостиницы. Применение нормативного метода при расчете затрат. Бюджет туристической компании: туроператор и турагент – различия в процедуре и составе бюджетов. Горизонт планирования, учет сезонных факторов и особенностей ценообразования туристического продукта. Планирование затрат и методы сокращения затрат. Эксплуатационная программа гостиничного хозяйства и принципы ее составления, производственная программа F&B и дополнительных услуг. Прогнозирование спроса и объема туристических услуг. Недельные и сезонные циклы.
  • Тема 2. Лекция 3. Применение процессно-ориентированного бюджетирования в индустрии ГиТ.
    Применение процессно-ориентированных принципов организации компании и процессно-ориентированное бюджетирование (activity-based budgeting, ABB), как метод повышения эффективности деятельности компании и управления стоимостью. Принципы и приемы описания процессов, расчета и оценки рабочей нагрузки, классификация затрат, прямой расчет стоимости и распределение затрат на процессы. Обоснованное управление стоимостью с учетом особенностей продуктов и услуг индустрии ГиТ.
  • Тема 4. Финансовое моделирование как инструмент развития и управления в индустрии ГиТ. Лекция 1. Понятие финансового моделирования. Общие принципы и логика построения модели.
    Понятие финансового моделирования. Прогнозирование и моделирование. Бухгалтерский учет, управленческий учет, бюджетирование, бизнес-план и финансовая модель – общее и особенное. Факторы, определяющие рост значимости финансового моделирования, задачи и области применения. Модели общего и специального назначения. Детерминированные и вероятностные модели. Модели «состояния» и модели «деятельности». Модель как основа стратегии развития компании. Основные результаты построения финансовой модели и их использование. Составляющие моделирования: экономическая логика, отчетность и экономика, архитектура и «механика». Драйверы и метрики. Принципы построения финансовой модели: агрегация и интеграция, последовательность построения, простота и гибкость, логичность построения. Блоки финансовой модели, обособленность и взаимосвязь блоков. Ограничения и допущения при построении финансовой модели. Проектирование модели, формулировка цели и этапы моделирования: последовательность действий, спецификация модели, некоторые правила грамотного построения и проверки корректности модели. Источники информации для построения финансовой модели.
  • Тема 4. Лекция 2. Моделирование операционной деятельности компании и финансового результата. Особенности моделирования предприятий индустрии ГиТ.
    Качественная операционная модель как основа финансовой модели. Отражение особенностей отрасли в финансовом моделировании, основные факторы влияния: технология и технологические процессы, экономика отрасли, отраслевое законодательство, особенности налогообложения. Классификация доходов и затрат и ранжирование их по степени значимости для моделирования. Сценарный анализ в моделировании операционной деятельности и построении финансовых моделей (имитационное моделирование): принципы выбора параметров сценарного анализа. Модели, зависимые от сбыта (sales drinen model) и модели «затраты плюс» - выбор подхода и целесообразность применения, первая отраслевая зависимость. Исторические данные, их использование и интерпретация при моделировании. Обоснование ограничений и допущений: анализ рынка и конкурентной среды, выбор индексов-дефляторов с учетом отраслевой составляющей модели. Моделирование отдельных компонентов: доходы и их обоснование, капитальные затраты и амортизация, оборотный капитал и особенности его моделирования в российских компаниях, прямое моделирование затрат по видам (целесообразность), моделирование точки безубыточности, налоги с оборота и в структуре себестоимости. Переложение данных на годы и кварталы. Отражение ключевых параметров бизнеса в прогнозном комплекте: Баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, моделирование пакета финансовых отчетов. Значение баланса и переменная-замыкатель. Моделирование денежного потока прямым и косвенным методом, преимущества, недостатки, аргументация при выборе метода. Лист финансирования – моделирование кредитов, займов и выплат, определение будущей стоимости заемных средств. Моделирование отложенных налоговых активов и обязательств, налоговой и бухгалтерской прибыли. Расчет стоимости капитала: оценка стоимости собственного капитала, оценка стоимости долга, средневзвешенная стоимость капитала
  • Тема 5. Управление рисками.
    Понятие риска. Диагностика и классификация рисков: рыночные риски, кредитные риски, риск ликвидности, операционные риски, стратегические риски. Управление рисками: идентификация и ранжирование рисков, методы диагностики, алгоритмы управления рисками, способы минимизации рисков в зависимости от стратегии компании: снижение, избежание, принятие. Оценка эффективности проведения антирисковой программы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Кейс 1 (неблокирующий)
  • Кейс 2 (неблокирующий)
  • Кейс 3 (неблокирующий)
  • Кейс 4 (неблокирующий)
    На базе материалов кейса 4 группа строит и защищает небольшую модель в формате Excel.
  • Кейс 5 (неблокирующий)
  • Экзамен (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.16 * Кейс 1 + 0.16 * Кейс 2 + 0.16 * Кейс 3 + 0.16 * Кейс 4 + 0.16 * Кейс 5 + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бюджетное управление предприятием : Учеб.-практ. пособие, Дугельный А. П., Комаров В. Ф., ISBN: 5-7749-0312-5, 2003
  • Финансовый менеджмент: теория и практика, Ковалев В. В., ISBN: 978-5-392-01397-5, 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гостиничный сервис и туризм: Учебное пособие / Д.Г. Брашнов. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 224 с.: 60x90 1/16. - (ПРОФИль). (переплет) ISBN 978-5-98281-234-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/223577
  • Экономика предприятия туризма: Учебник / С.А. Степанова, А.В. Крыга. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 346 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-005445-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/339110
  • Экономика предприятия туризма: Учебник/Степанова С. А., Крыга А. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 346 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-005445-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/520908