• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Организационное поведение

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Кто читает:
Кафедра управления человеческими ресурсами
Статус:
Курс адаптационный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватель


Липатов Сергей Алексеевич

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по магистерским программам направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент», изучающих дисциплину «Организационное поведение». Программа разработана в соответствии с: • с образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки «Менеджмент» (уровень подготовки – магистр); • рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент», утвержденным на 2018-2019 учебный год (уровень подготовки – магистр).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • ознакомление студентов с основными проблемами организационного поведения как на индивидуальном и групповом уровнях, так и на уровне организации в целом, подходами к их решению, формирование базовых теоретических представлений. • Знания, полученные слушателями в ходе изучения дисциплины «Организационное поведение», должны обеспечить им возможность выработки обоснованной управленческой позиции по отношению к проблемам поведения людей в деловых организациях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает определение понятия "организационное поведение"; знает основные модели организационного поведения
  • 1. Идентифицирует предмет организационного поведения; 2. Знает периодизацию и особенности основных этапов развития организационного поведения как управленческой дисциплины; 3. Демонстрирует знание эволюции подходов к оценке роли трудовых ресурсов в деятельности организации.
  • 1. Владеет теоретическим материалом о различных типах поведения в организации.
  • 2. Имеет представление о видах контрпродуктивного поведения в организации.
  • 3. Знает основные разновидности надролевого поведения в организации.
  • 1. Владеет теоретическим материалом об индивидуальных характеристиках личности и установках работника, влияющих на трудовое поведение. 2. Дает определение основным понятиям в теориях личности. 3. Демонстрирует способность прогнозировать эффективность применения мер по мотивации сотрудников с учетом их личностных особенностей.
  • 1. Знает основные положения теорий мотивации, особенности их применения для решения управленческих задач. 2. Демонстрирует способность прогнозировать эффективность применения мер по стимулированию сотрудников.
  • 1. Владеет теоретическим материалом о динамике группы и групповых эффектах. 2.Знает основные ограничения и возможности коллективной работы и принятия решений в группе. 3. Знает основные теоретические подходы к организации работы в группе.
  • 1. Дает определение основным понятиям в теориях лидерства и власти в организациях 2. Знает основные положения теорий лидерства и власти, особенности их применения для решения управленческих задач .
  • Знает различные концепции и модели организационной и деловой культуры.
  • Демонстрирует понимание характера влияния социокультурных факторов на результат управленческих воздействий.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в организационное поведение
    Понятие организационного поведения. Современные подходы к пониманию и изучению организационного поведения. Место организационного поведения в системе наук. Научные основы организационного поведения. Модели организационного поведения. Тенденции поведения человека в современной организации.
  • Тема 2. Индивидуальное поведение в организации
    2.1. Поведение человека в организации. Типы поведения в организации по критерию соответствия ролевым ожиданиям: ролевое, надролевое, антиролевое (девиантное, контрпродуктивное). Структура ролевого поведения. Нормативная структура роли. Уровни ролевого поведения личности. Многообразие и конфликт социальных ролей и ролевых ожиданий. Контрпродуктивное поведение в организации, классификация его видов. Саботаж. Абсентеизм и презентеизм. Буллинг (моббинг) в организации. Трудоголизм. Надролевое (экстра-ролевое) поведение. Понятие «поведение гражданина организации». Классификация его видов по Д. Органу. Выгоды «гражданского поведения» сотрудников для организации. Условия и способы стимулирования «гражданского поведения» в организации.
  • Тема 2.2. Индивидуальные различия людей в работе: Личность и способности.
    Современные взгляды на личность в психологической науке. Отечественные представления о структуре личности: характер, темперамент, способности. Зарубежные концепции личности. Пятифакторная модель личностных черт. Типологический подход Майерс-Бриггс. Личные концептуальные черты (локус контроля, авторитаризм, макиавеллизм и др.) и эмоциональная устойчивость. Интеллектуальные и физические способности. Эмоции и организационное поведение. Индивидуальные ценности и установки. Удовлетворенность работой.
  • Тема 2.3. Мотивация организационного поведения.
    Мотивация индивидуального труда. Мотивационные модели. Основные теории трудовой мотивации. Содержательные (А. Маслоу, К. Альдерфер, Д. Макклеланд, Ф. Херцберг) и процессуальные теории мотивации (В. Врум, Э. Лоулер и Л. Портер, Э. Лок, С. Адамс). Проблемы стимулирования труда. Основные системы методов улучшения мотивации работников и повышения результативности их труда: экономические методы, управление по целям, обогащение труда, метод соучастия или вовлечения работников. Эффективность труда и трудовая мотивация.
  • Тема 3.1. Групповая динамика в организации.
    Современные представления о психологии группы и групповой динамике. Роли, нормы, сплоченность, совместимость. Особенности развития группы, групповое мышление, влияние меньшинства, сдвиг к риску при принятии группового решения. Групповая дискуссия и принятие решений. Формальные и неформальные группы в организациях. Типы формальных групп. Развитие неформальных групп и их характеристики. Взаимодействие формальных и неформальных групп в организации. Команды в организации. Социальная идентичность работников организации. Организационная идентификация и организационная приверженность работников. Межгрупповые отношения в организации. Взаимозависимость групп. Межгрупповые конфликты и методы их разрешения. Межгрупповая конкуренция и кооперация в организации. Группоцентризм. Феномены внутригруппового фаворитизма и аутгрупповой враждебности. Условия конкуренции и сотрудничества.
  • Тема 3.2. Власть, руководство и лидерство в организации.
    Власть и политика в организации. Виды власти и источники авторитета. Руководитель и лидер — отличие и сходство. Теории лидерства (руководства). Теории черт лидера. Характеристики личности эффективного руководителя. Поведенческие теории: стиль руководства. Традиционные (нормативные) подходы. Ситуационные подходы к эффективному лидерству. Новые подходы к лидерству: теория атрибутивного лидерства, харизматическое и трансформационное лидерство.
  • Тема 4. Организация как социальная система.
    Современные представления об «организационной (корпоративной) культуре». Сходство и различие различных подходов к пониманию организационной культуры. Компоненты, измерения и уровни организационной культуры. Динамическая модель организационной культуры Э. Шейна. Соотношение национальной и организационной культур. Национальные деловые культуры. Типологии корпоративных культур. Влияние культуры на эффективность и жизнедеятельность организации. Организационная социализация. Усвоение работниками элементов организационной культуры. Сохранение и воспроизводство организационной культуры. Функционирование и развитие организации. Изменения в организации и организационные изменения. «Естественность» и «рациональность» в процессах изменения организации. Циклы организационного изменения. Организационные изменения и изменения культуры организации. Концепция организационного развития. Организационное развитие как целенаправленный процесс изменения корпоративной культуры. Циклы жизни организации.
  • Тема 5. Влияние национальной культуры на организационное поведение.
    Причины «периферийности» проблематики национальной культуры в зарубежных учебниках по организационному поведению. Организация как микромодель общества. Культуры и культурное разнообразие. Типологии ценностных ориентаций: Г. Хофштед, Р. Инглхарт, Ш. Шварц. Поведение в разных культурах. Параметры межкультурных различий. Коммуникация, мотивация и лидерство в разных культурах. Организационное поведение и глобализация. Реальные условия функционирования и социальная организация российского бизнеса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контроль посещаемости и качества работы на аудиторных (лекционных и семинарских) занятиях
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание представляет собой реферативный перевод статьи на английском языке, опубликованной за последние пять лет в ведущих международных академических журналах по одной из тем, рассматриваемых в рамках курса. Реферативный перевод – это полный письменный перевод заранее отобранных частей оригинала, составляющих связный текст, построенный по тому же логическому плану, что и оригинал. Как правило, сжатие составляет от 20 до 50% оригинального текста.
  • блокирующий Экзамен проводится в письменном виде в форме теста
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Домашнее задание + 0.3 * Контроль посещаемости и качества работы на аудиторных (лекционных и семинарских) занятиях + 0.4 * Экзамен проводится в письменном виде в форме теста
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Robbins, S. P., & Judge, T. (2017). Organizational Behavior, Global Edition (Vol. 17 edition, Global edition Stephen P. Robbins, Timothy A. Judge). Harlow: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1419688
  • Мкртычян Г. А. - ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 237с. - ISBN: 978-5-9916-8789-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/organizacionnoe-povedenie-433912
  • Организационное поведение : учебник для вузов, Лютенс, Ф., Гончаровой, О. Е., 1999
  • Организационное поведение : учебник, Шермерорн, Дж., Хант, Дж., 2004
  • Основы организационного поведения, Роббинз, С.П., Пелявского, О. Л., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Культура и экономическое поведение : сб.ст., Белик, А. А., Белянин, А. В., 2011
  • Управление жизненным циклом корпорации, Адизес, И. К., Кузина, В., 2007
  • Холден, Найджел Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению 521500 «Менеджмент» и специальностям 350400 «Связи с общественностью», 350700 «Реклама» / Н.Дж. Холден; Пер. с англ. под ред. проф. Б.Л. Ерёмина. — М. : ЮНИТИ-ДАНА,2017. — 384 с. (Серия «Зарубежный учебник») - ISBN 978-5-238-00886-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028506