• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономика гостиничного и туристического бизнеса

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Кто читает:
Школа финансов
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Экономика и финансы в индустрии гостеприимства и туризме» рассчитан на студентов 2-го года обучения по магистерской программе «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» по специализации «Менеджмент в туризме и гостиничной индустрии» (факультет бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ), относится к циклу специальных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку, служит основой для профессиональной ориентации студентов при выборе направления научного исследования в рамках подготовки магистерской диссертации. Для образовательной программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» настоящая дисциплина является обязательным курсом. Для успешного овладения материалом дисциплины желательно обладать знаниями начального уровня в следующих областях знаний: • Бухгалтерский учет • Управленческий учет • Экономика и финансы фирмы (Экономический анализ фирмы) Успешное освоение курса предполагает наличие у студента навыков владения программным продуктом MS Excel на уровне уверенного пользователя основными функциями
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов системы теоретических знаний и практических навыков в области экономики и управления финансами компаний индустрии гостеприимства и туризма с учетом современных достижений науки и практики экономического анализа фирм и финансового менеджмента
  • формирование у будущих отраслевых специалистов понимания специфики и особенностей экономики и финансов в сфере услуг в ракурсе выбранной отрасли
  • овладение практическими навыками разработки финансовых планов, системы управления экономикой и финансами, экономического обоснования бизнес-стратегии с учетом отраслевых особенностей и организационной структуры компании
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знать концептуальные основы экономики компании и финансового менеджмента
  • Знать методы управления с учетом специфики индустрии ГиТ: источниками финансирования, внеоборотными и оборотными активами, затратами, себестоимостью, платежеспособностью, финансовой устойчивостью, финансовыми результатами и прибылью, рисками и факторами, способными привести к угрозе банкротства
  • Знать особенности управления экономикой и финансами индустрии гостеприимства и туризма
  • Иметь навыки (приобрести опыт) поиска, сбора, обработки и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности компаний индустрии ГиТ с использованием современных информационно-поисковых ресурсов, компьютерных баз данных и т.п.
  • Иметь навыки (приобрести опыт) прогнозирования деятельности в формате бизнес-плана, простой финансовой модели, бюджета;
  • Иметь навыки (приобрести опыт) разработки документов экономического планирования деятельности, форматов конкретных бюджетов с учетом особенностей компании в отрасли (гостиница, точка питания при гостинице, туроператор, турагент);
  • Уметь анализировать специфические показатели деятельности компаний, проводить сравнительный анализ и выбирать наиболее эффективные управленческие решения для повышения финансовой устойчивости и снижения финансовых рисков
  • Уметь применять полученные знания при планировании бизнеса, построении системы бюджетного управления, определении зон доходности и центров ответственности;
  • Уметь рассчитывать экономические и финансовые показатели деятельности компаний индустрии гостеприимства и туризма;
  • Уметь формулировать цели и задачи экономического развития, формировать целевые экономические и финансовые показатели компании
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Особенности экономики и финансов в индустрии гостеприимства и туризме. Лекция 1. Особенности финансового менеджмента на предприятиях индустрии гостеприимства и туризма. Особенности системы финансового и бухгалтерского учета в индустрии ГиТ.
    Финансовый менеджмент как технология управления средствами предприятия и источниками их образования. Цели и задачи финансового менеджмента. Основная цель – управление стоимостью компании. Основные черты финансового менеджмента на предприятиях индустрии ГиТ. Значимость основных объектов управления в зависимости от специфики отрасли: источники финансирования, доходы, внеоборотные и оборотные активы, затраты и себестоимость, платежеспособность и кредитоспособность, финансовая устойчивость, финансовые результаты и рентабельность. Роль и функции финансового менеджера. Финансовый и бухгалтерский учет, нормативная база системы учета для индустрии гостеприимства и туризма. Организационно-правовые формы юридических лиц в индустрии ГиТ и их влияние на систему финансового менеджмента и финансового учета.
  • Тема 1. Лекция 2. Отраслевые особенности в формировании доходной составляющей, подходы к ценообразованию.
    Специфика услуг гостиничного и туристического бизнеса: основные и вспомогательные услуги. Схемы ценообразования и виды тарифов, статичные (Rack Rate) и динамичные (гибкие) тарифы (Best Flexible/Available rate), торговая наценка ресторана. Варианты стратегии ценообразования в туристическом бизнесе. Формирование цены по этапам движения туристической услуги (продукта) на рынке. Методы управления доходами в гостиничном и туристическом бизнесе. Эксплуатационная программа гостиничного хозяйства и принципы ее составления, производственная программа ресторанного хозяйства. Прогнозирование спроса и объема туристических услуг. Недельные и сезонные циклы.
  • Тема 1. Лекция 3. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности гостиниц, службы питания в отеле и туристического бизнеса.
    Процент загрузки номерного фонда (Occupancy rate), средняя фактическая стоимость номера (Average Achieved Room Rate - AARR), средняя дневная цена (Average Daily Rate- ADR), доход на номер от проживания (Revenue per Available Room per Day – RevPAR), валовая операционная прибыль на один номер (Gross operating profit per available room – GOPPAR) как индикатор финансового потенциала гостиницы. F&B служба как дополнительная услуга: проходимость и средний чек, товарооборот, выручка и операционная прибыль по видам услуг на квадратный метр / единицу оборудования / единицу персонала / точку, коэффициент корреляции и др. Объемные показатели в туристическом бизнесе, валовый доход, прочие доходы, издержки обращения, прибыль и рентабельность.
  • Тема 2. Лекция 4. Источники формирования финансовых ресурсов гостиничного и ресторанного хозяйства и туристических компаний.
    Капитал как источник формирования финансовых ресурсов. Собственный капитал: уставный капитал, амортизационные отчисления, прибыль, эмиссия акций. Заемный капитал и способы его привлечения: банковский и коммерческий кредит, лизинг, бюджетное финансирование. Соотношение собственного и заемного капитала – обоснование стратегических решений и управление структурой капитала. Инвестиционная деятельность и оценка эффективности инвестиций в индустрии гостеприимства, инвестиционные процессы в туристической отрасли. Политика кредитования, дивидендная политика.
  • Тема 3. Управление активами, структура затрат и достижение безубыточности. Лекция 5. Внеоборотные и оборотные активы.
    Материальные внеоборотные активы – экономическая сущность, особенности в гостиничном, ресторанном и туристическом бизнесе и классификация, показатели оценки состояния и эффективности использования. Определение стоимости, износ и амортизационная политика. Использование рентинга, хайринга и лизинга в гостиничном, ресторанном и туристическом бизнесе. Нематериальные внеоборотные активы, их специфика, роль и значение для гостиничного, ресторанного и туристического бизнеса. Подходы к определению стоимости деловой репутации и интеллектуального капитала. Специфика франчайзинга. Оборотные активы – сущность, состав и структура, факторы, определяющие величину оборотных средств. Источники формирования оборотных активов, классификация по степени ликвидности. Виды материально-производственных запасов. Формирование денежного потока и управление денежными средствами. Определение оптимального объема денежных средств. Специфика образования дебиторской задолженности в индустрии ГиТ и методы управления ею. Показатели оборачиваемости и эффективности управления оборотными активами.
  • Тема 3. Лекция 6. Структура затрат, основные составляющие себестоимости, понятие и способы достижения точки безубыточности.
    Классификация затрат. Варианты группировки затрат в гостиничном бизнесе: по местам возникновения (подразделения по работе с клиентами, вспомогательные и обслуживающие подразделения), видам услуг, видам затрат и статьям калькуляции. Издержки производства и обращения ресторанного бизнеса и их классификация. Предельные издержки и их особое значение для туристического бизнеса. Специфика формирования (калькулирования) себестоимости услуг, факторы, влияющие на себестоимость. Применение системы «директ-костинг». Маржинальный подход и расчет точки безубыточности, эффект операционного рычага. Расчет порога рентабельности и запаса финансовой прочности.
  • Тема 4. Система планирования: бюджетирование как технология планирования, учета, контроля и управления. Лекция 7. Базовые понятия и основы: управленческая технология и составные элементы бюджетирования.
    Отражение стратегических целей в системе бюджетного управления. Специфика Master Budget: операционные бюджеты как база для обоснования и расчета финансовых бюджетов, взаимосвязь и корреляция показателей бюджетов. Вспомогательные и дополнительные бюджеты как средство углубленного планирования и контроля. Финансовые бюджеты: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс. Элементы системы бюджетирования: процессы и объекты, выбор варианта сочетания элементов. Тотальное, необходимое и минимальное бюджетирование. Прогнозный и директивный подход в бюджетном планировании и управлении. Требования к информации и источники информации, особенности сопоставления информации, план-фактный анализ и корректировка планов. Понятие центров ответственности, принципы определения подразделений как центров ответственности в системе бюджетирования. Стимулирование исполнения бюджета и его финансовые источники.
  • Тема 4. Лекция 8. Особенности системы бюджетирования в компаниях индустрии ГиТ.
    Бюджет гостиницы: отель как самостоятельная операционная единица или часть холдинговой структуры – различия в процедуре и составе бюджетов. Показатели, используемые для расчета доходов и затрат по видам операционных бюджетов. Структурные подразделения гостиницы как центры ответственности (финансовой ответственности, доходов, затрат). Понятие зон доходности, определение модели гостиницы и выделение зон доходности. Детализация бюджета доходов и расходов по видам услуг и центрам ответственности. Использование маржинального подхода для оценки рентабельности услуг (зон доходности). Ресторан как зона доходности в составе гостиницы. Применение нормативного метода при расчете затрат. Бюджет туристической компании: туроператор и турагент – различия в процедуре и составе бюджетов. Горизонт планирования, учет сезонных факторов и особенностей ценообразования туристического продукта. Планирование затрат и методы сокращения затрат.
  • Тема 4. Лекция 9. Применение процессно-ориентированного бюджетирования в индустрии ГиТ.
    Применение процессно-ориентированных принципов организации компании и процессно-ориентированное бюджетирование (activity-based budgeting, ABB), как метод повышения эффективности деятельности компании и управления стоимостью. Принципы и приемы описания процессов, расчета и оценки рабочей нагрузки, классификация затрат, прямой расчет стоимости и распределение затрат на процессы. Обоснованное управление стоимостью с учетом особенностей продуктов и услуг индустрии ГиТ.
  • Тема 5. Лекция 10. Анализ финансового состояния и финансовых результатов. Оценка экономической эффективности деятельности. Управление финансовыми рисками.
    Определение финансовой устойчивости компаний ГиТ в конкурентной среде: оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса, анализ взаимосвязи актива и пассива баланса, оценка финансовой устойчивости, абсолютные и относительные показатели финансовой устойчивости, анализ платежеспособности, кредитоспособности и ликвидности, диагностика вероятности банкротства. Специфические показатели экономической эффективности деятельности компаний в гостиничном, ресторанном и туристическом бизнесе. Методы максимизации прибыли и рентабельности. Понятие риска. Диагностика и классификация рисков: рыночные риски, кредитные риски, риск ликвидности, операционные риски, стратегические риски. Управление рисками: идентификация и ранжирование рисков, методы диагностики, алгоритмы управления рисками, способы минимизации рисков в зависимости от стратегии компании: снижение, избежание, принятие. Оценка эффективности проведения антирисковой программы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Кейс 1 (неблокирующий)
    (задания на выбор группе): • сформировать эксплуатационную программу отеля в зависимости от выбранного типа отеля; • спрогнозировать спрос и объем услуг туристической компании с учетом цикличности на выбранном направлении.
  • Кейс 2 (неблокирующий)
    задания на выбор на примере конкретного предприятия индустрии гостеприимства и туризма. Материалом для выполнения является финансовая отчетность за несколько лет, материалы открытых источников, задание предполагает элементы допущений: • анализ структуры внеоборотных активов, амортизационной политики и методов управления ими; • анализ структуры оборотных активов, методов управления запасами, денежными средствами, дебиторской задолженностью, оценка эффективности управления оборотным капиталом; • анализ состава и структуры затрат, определение точки безубыточности, порога рентабельности и запаса финансовой прочности, оценка методов управления затратами, применяемых предприятием.
  • Кейс 3 (неблокирующий)
    Разработать блок операционных бюджетов и сформировать на их базе финансовые бюджеты для предприятий (по выбору): гостиница, точка питания при гостинице, туроператор, турагент. Две части задания: • первое выступление – осуждение схемы бюджетов, связей и информационных потоков, и иерархии центров ответственности; • второе выступление – защита бюджета.
  • Кейс 4 (неблокирующий)
    Получение практических навыков проработки бизнес-идеи для дальнейшего моделирования и расчета экономики бизнеса и финансового результата. Форма представления – презентация.
  • Кейс 5 (неблокирующий)
    На базе материалов кейса 4 группа строит небольшую модель в формате Excel.
  • Экзамен (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.16 * Кейс 1 + 0.16 * Кейс 2 + 0.16 * Кейс 3 + 0.16 * Кейс 4 + 0.16 * Кейс 5 + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бюджетное управление предприятием : Учеб.-практ. пособие, Дугельный А. П., Комаров В. Ф., ISBN: 5-7749-0312-5, 2003
  • Финансовый менеджмент: теория и практика, Ковалев В. В., ISBN: 978-5-392-00582-6, 2009
  • Финансы и бухгалтерский учет в туризме : Учебник для вузов, Солодухина О. И., Здоров А. Б., Локтев А. А., и др., ISBN: 5-279-02446-5, 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гостиничный сервис и туризм: Учебное пособие / Д.Г. Брашнов. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. - 224 с.: 60x90 1/16. - (ПРОФИль). (переплет) ISBN 978-5-98281-234-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/223577
  • Экономика предприятия туризма: Учебник/Степанова С. А., Крыга А. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 346 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-005445-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/520908