• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Впечатления от «Экономики впечатлений»: как я стала магистром менеджмента после бакалавриата по истории

Рассказывает выпускница магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» Полковникова Наталья.

Несколько дней назад я стала выпускницей магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме». Ещё два года назад я была выпускницей бакалавриата Школы исторических наук НИУ ВШЭ, а сейчас закончила магистратуру факультета бизнеса и менеджмента. Оглядываясь назад, я понимаю, что два года назад оказалась в нужное время и в нужном месте, ведь сложно представить лучшую возможность для кардинальной смены образовательного направления с гуманитарного на социально-экономическое. Поступление в магистратуру на факультет бизнеса и менеджмента во многом можно считать счастливым стечением обстоятельств.

О поступлении.

К моменту окончания исторического факультета в июне 2014 года я была уверена в том, что хочу продолжить своё образование в магистратуре, но в то же время попробовать что-то совершенно новое. Я понимала, что помимо истории у меня есть огромный интерес к двум сферам: организация мероприятий (event-менеджмент) и туризму. Что касается мероприятий, то в этом смысле у меня был большой опыт в их подготовке и проведении: ежегодные студенческие выезды, факультетские праздники, выпускной, работа на Олимпиаде в Сочи, организация международных конференций, выездной школы в Польше для студентов и т.д. С другой стороны, Вышка в бакалавриате на факультете  истории подарила мне множество возможностей для международных поездок, в частности, я провела два месяца в Мемориальном музее Холокоста в г.Вашингтон в качестве стажёра-исследователя, четыре месяца я училась в Университете Хельсинки, будучи студентом по обмену в 2013 году, возила студентов в Польшу на международный семинар. Помимо этого, я всегда любила путешествовать и уже к тому моменту посетила 18 стран мира. Весь этот накопленный опыт мне хотелось каким-то образом использовать в дальнейшем обучении, но у меня не было мысли, как именно всё это можно связать воедино. Решение появилось совершенно внезапно в самый разгар приёмной кампании.

Мои друзья с факультета менеджмента при встрече рассказали мне о недавно открытой магистерской программе «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» и о том, что её возглавляет Марина Дмитриевна Предводителева. С моих слов ребятам показалось, что мне эта программа могла бы быть интересной, поэтому они посоветовали более подробно про неё почитать и связаться с руководителем программы, что я немедленно и сделала. Меня очень волновали мои шансы на поступление, так как я не посещала никаких подготовительных курсов по менеджменту, не была победителем или призёром олимпиады для выпускников и т.д. С другой стороны, мне было несколько страшно, смогу ли я освоить эту программу, учитывая отсутствие образования по данному направлению. Марина Дмитриевна любезно ответила на все мои вопросы и развеяла все сомнения. К моему удивлению и радости отбор на данную программу осуществлялся на основании экзамена по английскому языку и конкурсу портфолио, в котором учитывались такие показатели, как сертификаты по иностранным языкам, опыт научно-исследовательской работы, наличие публикаций, опыт работы в гостиничном бизнесе или на крупных мероприятиях и пр. С другой стороны, при обучении на этой программе must – изучение адаптационных дисциплин – Эконометрики и Организационного поведения, которые помогают освоиться новичкам в менеджменте. Всё необходимое для конкурса портфолио было в моём арсенале, поэтому я не просто поняла, что хочу и могу здесь учиться, но и сразу же отказалась от обучения в зарубежной магистратуре Университета Хельсинки, куда я предварительно поступила на программу по истории и политологии «Европейские исследования».

            Моё чутьё меня не подвело – с высокими результатами по конкурсу я была зачислена на  программу «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» на бюджетное место. В начале сентября у нас начались занятия, и во время знакомства с однокурсницами выяснилось, что в группе всего лишь два человека, предыдущее образование которых было гуманитарным, и одной из двух была я. В некоторой степени меня вновь одолели страхи, что учиться будет непросто, ведь все преподаватели интересовались, с каких специальностей пришли студенты, и мне казалось, что в соответствии с ответом большинства они определяли тот или иной подход к преподаванию. Однако практически все наши преподаватели старались учитывать наши различия и всегда интересовались, кому и что было непонятно, а также были готовы обсудить неясные моменты дополнительно.

О предметах.

Тем не менее, учиться действительно в первое время было очень сложно. Если среди адаптационных дисциплин я хорошо освоила «Организационное поведение», то с «Эконометрикой» всё было совершенно иначе – я едва сдала экзамен в конце декабря первого курса на минимальную оценку. Мне был интересен предмет, я ходила на семинары и лекции и решала задачи, но, несмотря на все усилия, не могла понять предмет. Тем не менее, опыт обучения в Вышке многократно доказывал мне, что если много работать, то всё обязательно получится. Думаю, именно это послужило для меня мотивацией всё же освоить курс статистического анализа на втором году обучения. Но самое интересное – это то,  что в конечном итоге моя магистерская диссертация не просто строилась на большом количестве статистических расчётов (в рамках анализа данных  я использовала регрессионный и факторный анализ, непараметрические методы оценок средних и моделирование структурными уравнениями), но и получила заветную «десять». :-)

            Если говорить о других предметах, которые были для меня трудными, то это однозначно «Экономика и финансы в индустрии гостеприимства и туризме», который вела Н.И. Новикова. В рамках изучения этого предмета каждое занятие я чувствовала, что мне очень не хватает дополнительных знаний, например, по бухгалтерскому учёту. Но интерес к тем проектам, которыми мы занимались на семинарах, сыграл решающую роль в освоении предмета. Например, я строила финансовую модель для открытия хостела в г. Ярославль и для туристического пакета по этому же городу. Таким образом, я самостоятельно разбиралась со всеми составляющими этих моделей, словно занималась их реализацией в действительности - такие знания не могут не быть полезными.

            Вообще, достаточно сложно выделить какие-то предметы, которые были более полезными среди прочих – наша программа построена таким образом, что нам старались рассказать обо всех важных аспектах, с которыми потенциально предстоит иметь дело при работе не только в индустрии гостеприимства или туризме, но и в сфере услуг в целом. Мы говорили о маркетинге и стратегии компании, о присутствии компании в сети Интернет и о потребительском поведении, о глобальной конкуренции и управлении проектами, об управлении человеческими ресурсами и о методах научных исследований и т.д. Для меня абсолютно все изученные дисциплины были новыми, нужными и интересными – это было именно то, что я хотела узнать в рамках смены специализации. Часть курсов мы прослушали на английском языке – для Вышки это нормальная практика, но в моём случае это имело дополнительное преимущество, так как позволяло изучить дополнительную лексику английского языка в сфере менеджмента. К слову о языках,  я начинала учить немецкий язык ещё в бакалавриате, в магистратуре же у меня была отличная возможность продолжить изучение предмета на факультете мировой экономики, и эту возможность я также использовала. В целом, я чувствую, что после окончания факультета бизнеса и менеджмента я повысила свою ценность на рынке труда.

            Об изменениях.

Как я писала ранее, в начале обучения меня интересовали сферы организации мероприятий и туризма. Я хотела написать курсовую работу, которая бы совмещала обе сферы, и думаю, что мне действительно это удалось. Моё исследование в рамках курсовой 1-го года было посвящено управлению удовлетворённостью участников международных конференций. Однако со временем в сфере моих интересов произошла некоторая трансформация, а именно, я стала уделять больше внимания именно гостиничной индустрии. Большое количество информации об отелях, а также моя практика в одном из лучших отелей Москвы «Лотте»- партнёре нашей магистерской программы - оказали на это определённое влияние. Практика позволила мне посмотреть изнутри на работу крупного международного люксового отеля, а именно увидеть своими глазами, как строится процесс предоставления первоклассного сервиса за счёт слаженной работы разных подразделений отеля. Позднее, на втором году обучения, я устроилась на работу в небольшую гостиничную компанию «Маллиотт», которая занимается предоставлением апартаментов в разных странах мира в посуточную аренду. Исследование для моей магистерской диссертации было именно об этой компании, а именно об удовлетворённости её клиентов.

Самые яркие впечатления.

Помимо описанной практики в отеле «Лотте», в моей памяти очень ярко отложились те экскурсии, которые для нас на первом курсе проводила одна из наших преподавателей и ведущий бизнес-тренер в индустрии гостеприимства, Анета Коробкина. В конце первого курса мы за несколько дней посмотрели самые красивые отели г. Москва – «Four Seasons», «St.Regis», «Lotte», «Ararat Park Hyatt», «Marriott Royal Aurora», «Метрополь». Запомнились также многочисленные онлайн-лекции иностранных профессоров, ежегодные конференции,  выступления приглашённых зарубежных преподавателей, а также фестиваль путешествий НИУ ВШЭ «I like trip», организованный студентами нашей программы.

Было бы несправедливо не сказать несколько слов о моей группе. Мне очень повезло быть старостой нашего дружного коллектива. Мы все были очень разными, но нас всех объединяла любовь к путешествиям. Я с теплотой буду вспоминать то время, которое мы провели вместе в корпусе факультета бизнеса и менеджмента на Кирпичной улице.

О планах на будущее.

Мою выпускную квалификационную работу, которой руководила доц. Е.К. Пантелеева, не только оценили на самый высокий балл, но и порекомендовали трансформировать в публикацию и кандидатскую диссертацию, в том числе – рецензент, которым был, как принято на программе, преподаватель другого вуза, а именно – профессор Сочинского Государственного университета А.М. Ветитнев. Поэтому, если говорить о моих планах на будущее, то, с одной стороны, я задумываюсь о продолжении обучения в аспирантуре. Иногда меня посещают мысли о том, что в один прекрасный день я пополню преподавательский состав нашего ВУЗа. Для меня было бы большой честью делиться накопленными знаниями и опытом с будущими студентами, а также делать вклад в развитие науки в ведущем исследовательском университете страны. С другой стороны, мне бы хотелось предварительно набраться практического опыта в индустрии гостеприимства, поэтому я также рассматриваю вариант трудоустройства в отель. Пока не могу сказать, как именно всё сложится, но думаю, что в ближайшее время у меня появится ответ на этот вопрос :-)

Пожелания и благодарности.

            Вряд ли словами можно выразить ту благодарность, которую я испытываю к нашему университету и всему преподавательскому составу, но хочу сказать большое спасибо каждому преподавателю, который сделал свой вклад в то, чтобы сегодня мы могли носить гордое звание магистров. Отдельную благодарность я выражаю руководителю нашей программы, Предводителевой Марине Дмитриевне, за создание этой магистерской программы, за её постоянное развитие и просто за всё, что она сделала для каждого из нас и для меня лично. Большое спасибо Пантелеевой Елене Константиновне за её прекрасное научное руководство моей диссертации; Казакову Сергею Петровичу за его неоценимую помощь в процессе написания дипломной работы; Зобниной Маргарите Ренатовне за её помощь и поддержку в трудную минуту во время написания первой курсовой работы.

Я бы хотела пожелать всем тем, кто также планирует сменить направление образовательной подготовки, три основные вещи: 1) как можно раньше определиться с наиболее интересным для Вас направлением, иначе сложно преодолевать трудности, если к предмету не лежит душа; 2) узнать по максимуму о способах поступления и начать заранее готовиться (к слову, возможностей очень много: олимпиады, Дни открытых дверей, Зимние школы, научный семинар для абитуриентов и пр.); 3) много работать и всегда ставить себе амбициозные цели, которые, на первый взгляд, могут казаться недостижимыми. Верьте в себя, в свои способности и ничего не бойтесь! Ну и, конечно, самое важное, любите своё дело!

С уважением и благодарностью,

Наталья Полковникова