• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оценить вклад туризма в экономику помогут социологические методы

Интервью с директором Института социальной политики и социально-экономических программ ВШЭ Сергеем Смирновым

Сергей Смирнов, директор Института социальной политики и социально-экономических программ ВШЭ, доктор экономических наук

8.07.2014

Экономика туризма находится на стыке трех дисциплин — экономики, географии и социологии. Социологию нужно знать, потому что приходится проводить исследования и опросы. География не менее важна: нужно хорошо представлять себе специфику российских регионов и особенности размещения достопримечательностей.

— Сергей Николаевич, что изучает аналитик, специализирующийся на экономике туризма?

— Существует научное определение, согласно которому туристы — это люди, которые покидают на определенный срок привычную среду обитания (в бытовом понимании), место своего постоянного проживания и останавливаются в месте посещения хотя бы на одну ночь. Они могут переезжать с любыми целями — в командировку, к родственникам, отдохнуть, посмотреть достопримечательности и так далее.

Часто слово «турист» вызывает ассоциации куда более узкие — человек, карабкающийся в горы с рюкзаком или спускающийся с них на горных лыжах, фотографирующий Спасскую башню или рассекающий на моторном транспортном средстве. В действительности люди, переезжающие в другой город или страну исключительно с целью отдыха и осмотра достопримечательностей, — лишь небольшая часть туристов. А есть — и их большинство, во всяком случае, в России — деловые туристы, есть посещающие родственников. К числу туристов не относят тех, кто ищет в месте посещения работу или уже работает, то есть получает доход.

Экономика туризма изучает потребности этих людей, их расходы, а также работу индустрии туризма, обеспечивающей их нужды, — гостиниц, предприятий общественного питания, транспортных компаний, туристских объектов.

— А где работают аналитики, исследующие экономику туризма?

— Естественно, в аналитических структурах, в федеральных и региональных органах законодательной и исполнительной власти. Их профессиональные знания позволяют давать более или менее достоверные оценки вклада туризма в экономику страны или региона. Они знают, как можно получить информацию о том, сколько денег туристы оставляют в том или ином городе или регионе, как распределены туристические потоки по стране. Подобные исследования заказывают и Ростуризм, с которым работает наш институт, и администрации регионов. Без таких специалистов невозможно разработать программы развития туризма и организовать их мониторинг. Мне кажется, это очень интересная работа. На таких аналитиков выходит и бизнес-сообщество.

— Приведите пример аналитического проекта по оценке вклада туризма в экономику.

— На самом деле, оценить вклад туризма в экономику не так просто. Как, допустим, узнать, сколько люди, приезжающие в Москву, тратят на гостиницы в год? Можно, конечно, просто прийти в гостиницы и провести опросы — спрашивать, а сколько вы заплатили за отель? В свое время мы с коллегами пытались так делать. Оказалось, что смысла в этом нет никакого — люди очень неохотно называют точные суммы. Непременно либо преувеличивают, либо преуменьшают.

Поэтому сейчас в исследованиях туризма используется так называемый «метод вмененных расходов». Опросы проводятся в музеях, в национальных парках, в тех же гостиницах. Туристов спрашивают, где они останавливались. Если в гостинице, то примерно какого она уровня? Сколько ночей они провели в Москве? Поскольку цены на гостиницы в Москве известны, можно с высокой точностью оценить, сколько человек потратил на проживание. Дальше — ресторан. Задаются вопросы: где вы обедали и ужинали? В ресторане? А как часто? Средний счет в московском ресторане тоже известен. Потом спрашиваем, куда вы ходили, что смотрели, и так оцениваем, сколько люди потратили денег на музеи, зоопарк, театры и прочее. То же самое — с билетами на самолет или поезд.

Таким образом, оценивается вклад туризма в экономику региона и в России, и во всем мире. Подобные исследования проводятся во многих странах — например, во Франции, в Италии, в Испании.

Если благодаря исследованиям удается выяснить, что туризм играет существенную роль в пополнении бюджета региона, местные власти уже могут развивать различные проекты в этой отрасли, авторитет национальной или региональной туристской администрации возрастет.

Сейчас, например, в центральной России во многих городах производства закрыты, соответственно нужно создавать новые рабочие места. Для некоторых городов туризм может стать хорошей альтернативой, если региональные власти займутся развитием соответствующей индустрии.

— Можете привести удачный пример такого рода из российской практики?

— Наш институт провел оценку вклада туризма в развитие Ярославской области. Известно, что у нее очень высокий потенциал в части развития туризма, и региональные власти всерьез взялись за развитие туристической инфраструктуры, разработали соответствующую программу.

Например, там есть город Переславль-Залесский. В советское время несколько предприятий выпускали там фотобумагу, фотопленку, химикаты для их обработки, которые с развитием цифровой фотографии стали никому не нужны. Производства закрылись, работать стало негде. Но город Переславль находится на пути между двумя городами Золотого кольца — Ярославлем и Ростовом Великим, так что грех не заехать по дороге. В городе начали развивать туризм, появились частные гостиницы, кафе, множество частных музеев. В результате были созданы рабочие места, и Переславль превратился в один из важных историко-культурных центров.

Сам город Ярославль — тоже удачный пример. Там благодаря развитию туризма появилось большое количество гостиниц, других предприятий туристической индустрии. Или еще пример — город Мышкин. Когда там закрылись предприятия, был шанс, что он просто исчезнет. Но городская администрация сделала акцент на то, что он очень удачно, живописно расположен, придумала удачный бренд города — мышь, открыла несколько своеобразных музеев, и город выжил и не обнищал в отличие от многих других ему подобных.

— А какие проекты в области туризма выполняют федеральные чиновники?

— Есть федеральная целевая программа развития туризма, которую разрабатывали федеральные чиновники. Ее реализация предусматривает сотрудничество между федеральными, региональными властями и частным бизнесом. Региональные власти разрабатывают проекты освоения территорий, федеральный бюджет выделяет средства на инфраструктурное обустройство туристского кластера, а частный бизнес уже строит гостиницы, санатории и прочее. Кроме того, федеральные чиновники вместе с экспертами принимают решения о финансировании тех или иных мероприятий в рамках федеральной целевой программы. Скажем, недавно было решено профинансировать из средств ФЦП строительство ряда объектов для чемпионата мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году.

— Какими знаниями должен обладать аналитик, специализирующийся в области экономики туризма?

— Изучая экономику туризма, нужно быть и экономистом, и географом, и социологом. Социологию нужно знать, потому что приходится проводить исследования и опросы. География не менее важна: нужно хорошо представлять себе специфику российских регионов и зарубежных стран как туристских дестинаций (мест назначения туристических путешествий).

Скажем, есть задача развивать туризм на Дальнем Востоке России. Что там может быть интересно? Вулканы на Курилах, Долина гейзеров на Камчатке. На какую целевую аудиторию мы можем рассчитывать? В первую очередь — на людей состоятельных, так как все эти развлечения стоят весьма недешево. До Петропавловска-Камчатского лететь отовсюду далековато, а до Долины гейзеров оттуда еще нужно добраться. Осматривать ее можно только с вертолета. Получается, в список минимальных расходов мы включаем облет на вертолете камчатских гейзеров.

Или другой пример. Есть у нас на Дальнем Востоке город Благовещенск-на-Амуре, там есть паромная переправа в Китай, через которую постоянно курсируют китайцы. Нужно представлять себе географию региона, чтобы понимать — через пункты пограничного контроля идет специфический поток китайских туристов-«деловиков». А вот «классический» китайский турист никакой паромной переправой пользоваться не будет. Он прилетит сразу в Москву, съездит в Санкт-Петербург, и ни о каком Благовещенске, возможно, даже не узнает.

Еще один специфический пример — граждане Польши, которые постоянно пересекают границу Калининградской области, но ночевать в Калининграде не останавливаются. Они часто ездят на территорию РФ, покупая у нас водку, табачные изделия, бензин. Но рассчитывать на интерес большинства из них к достопримечательностям Калининграда и местным гостиницам не приходится. Это типичные «деловики» в массе своей. Чтобы знать эти нюансы, нужно разбираться в экономической географии.

— Где можно получить специализацию в области экономики туризма?

— Эта область достаточно узкая, поэтому специально ей мало где учат. Но, например, у нас в НИУ ВШЭ есть интересная магистерская программа «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме».

Беседовала Екатерина Рылько