• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
29
Октябрь

Гостиничный бизнес и вуз: тесная работа для общего будущего

Магистерская программа «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» НИУ ВШЭ и гостиница «Сретенская» начали долгую и плодотворную историю сотрудничества.

О первых итогах и перспективах этого сотрудничества рассказывают Марина Дмитриевна Предводителева, академический руководитель магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме», и Наталья Алексеевна Обыденнова, Генеральный директор отеля «Сретенская», одного из самых известных в профессиональных кругах московских отелей категории 4*.

О целях сотрудничества гостиничного бизнеса и вузов
Наталья Алексеевна: Основные проблемы гостиничных предприятий - это нехватка квалифицированных кадров, обладающих знанием продвинутых технологий управления. Есть разные пути решения данной задачи: создание школ при отелях, приглашение на стажировку студентов и т.д. Но все эти пути не решают комплексно данную задачу. И мне кажется, что самый верный путь - это сотрудничество с вузами. 
Марина Дмитриевна: И по опыту реализации нашей магистерской программы, и в целом по образовательному рынку отмечу, что академическая подготовка в гостиничной сфере вне связи с реалиями бизнеса практически лишена смысла: выпускникам, не имеющим представления об особенностях бизнеса, очень трудно найти работу. По большому счёту наша цель - создание единой экосистемы, куда бы входили и вузы, и работодатели.
 
О формах сотрудничества 
Н.А.: Я бы сказала, что возможных форм взаимодействия достаточно много. Если смотреть с позиции бизнеса, то мы должны быть уверены, что студенты на образовательной программе получают именно те знания и навыки, которые требуются в отрасли. Конечно, в этой связи важнейшим форматом взаимодействия является практика студентов. После практики, как я считаю, обязательно должна быть защита проекта, студент должен продемонстрировать свои знания об отеле и его службах. После этапа практики, в период подготовки магистерской диссертации, также важно взаимодействие с бизнесом. Однако зачастую в жизни выходит, что бизнес не имеет представления о том, что происходит со студентом после окончания практики. Защищает ли он диплом? По какой теме? Выходит ситуация, когда мы в отеле вкладываемся в студента на практике, обучаем его, но не видим конечного итога.
М.Д.: Мне очень близка позиция Натальи Алексеевны. На нашей магистерской программе мы как раз стараемся «замкнуть круг», не ограничиваясь в контактах с бизнесом лишь только практикой студентов. Круглые столы в отелях, мастер-классы представителей бизнеса, преподавание ими отдельных учебных дисциплин, участие в работе комиссий по защите магистерских диссертаций и их рецензирование – эти основные формы взаимодействия с бизнесом позволяют нам быть ближе к запросам отрасли.
 
О роли образования
Н.А.: В целом могу сказать, что я согласна с высказываниями многих коллег по поводу того, что в нашей сфере важна роль практических навыков, но… На данный период времени  конкуренция в гостиничной отрасли все выше и выше, каждый день необходимо осваивать новые каналы сбыта, анализировать рынок, разрабатывать маркетинговые стратегии, создавать уникальное торговое предложение, внедрять высоко-технологичные продукты в отеле, соответствовать требованиям законодательства и т.д. А вот здесь без образования никуда: только лишь практический опыт без систематических знаний не сможет решить все задачи, которые стоят перед бизнесом. Я имею большой опыт работы в Государственных Аттестационных комиссиях (ГАК) по защите выпускных квалификационных работ студентов бакалавриата в других вузах, а в этом году впервые участвовала в работе ГАК в НИУ ВШЭ. Честно говоря, волновалась – не очень понимала, чего ожидать, так как магистратура как уровень образования пока не столь распространён в России, как в странах Запада. Но результатом защит выпускников магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» осталась довольна. Работы интересные, и некоторые из них можно и нужно применять в работе нашей отрасли. В таких работах есть заинтересованность не только бизнеса, но и Департамента спорта и туризма города Москвы.
В итоге резюмирую: для развития гостиничной отрасли остро необходимо тесное и системное взаимодействие бизнеса и вузов. Мы очень ждём мотивированных и грамотных выпускников с хорошим уровнем образования. А со своей стороны мы готовы к совместной работе с НИУ ВШЭ, которая бы помогла готовить таких выпускников.
М.Д.: Мы также готовы к тесному сотрудничеству, и очень в нём заинтересованы. Будем придумывать и реализовывать интересные форматы взаимодействия!