• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме»

Построить карьеру в гостиничных финансах после окончания магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме»? Легко!

Где и кем могут работать выпускники магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме»? Например, в отеле, в финансовом отделе

Выпускница магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме», Кредит менеджер отеля Холидей Инн Сокольники Ирина Потачинская, рассказывает о том, какие шаги следует пройти на пути к карьере в финансах.

1. Уже не первый год Вы работаете в финансовом отделе. Расскажите о Вашей текущей должности

В гостиничных финансах я работаю более 2,5 лет и хотела бы продолжать свое развитие в данном направлении. Моя текущая должность называется Кредит Менеджер. Как я упоминала в одном из прошлых интервью, должность сочетает в себе функции финансового аналитика, бухгалтера и коллектора. В этот список также следует добавить функцию риск-менеджера, так как через мою проверку на платежеспособность проходят все новые контрагенты, запрашивающие у отеля условия постоплаты – аналогичные задачи выполняют риск-менеджеры в банках. Именно такая многофункциональность данной позиции поддерживает мою мотивацию и интерес к финансам. Утро Кредит Менеджера начинается (разумеется, после кофе ☺) с проверки банковских поступлений предыдущего дня. Так мы узнаем, кто из давних должников погасил свою задолженность и, насколько крупные проекты MICE нас ждут впереди. С гостиницами часто сотрудничают агентства или компании напрямую (B2B сектор), которые присылают заявки на размещение гостей/проведение мероприятий. С каждой компанией в договоре согласованы свои условия по оплате (предоплата/частичная предоплата/постоплата; банковский перевод/кредитная карта/наличные средства и т.д.). Кредит Менеджер со своей командой отслеживает выполнение клиентами их обязательств. По Кредитной Политике отеля (Внутренний документ организации, свод правил по планированию, принятию и контролю оплат от контрагентов отеля) Кредит Менеджер должен раз в месяц проводить собрание кредитного комитета, на котором презентуется подробный отчет по текущей ситуации с компаниями, имеющими задолженность по оплате. На собрание приглашаются Финансовый директор, его заместитель и Директора Отдела Продаж. Совместным обсуждением мы разрабатываем стратегию работы с данными контрагентами, намечаем список шагов, которые следует предпринять для минимизации просроченной (более 90 дней) задолженности. Из текущих задач, которые выполняются Кредит менеджером на ежедневной основе, можно отметить согласование договоров с новыми компаниями в разделе условий оплаты; расчет и выплату комиссионных вознаграждений агентствам за привлечение клиентов, работу в системе Клиент-банк (контроль безналичных поступлений, перевод валюты с транзитного банковского счета на текущий, предоставление банку подтверждающих документов), сверку по взаиморасчетам с контрагентами, возвраты неиспользованных денежных средств и решение остальных различного рода вопросов, возникающих на участке по расчетам с покупателями. Покупателями в отеле являются как юридические лица (агентства, организации), так и физические лица – индивидуальные гости отеля. Что мне особенно нравится в моей должности, так это минимум бумажной работы. В основном все задачи выполняются при помощи компьютера либо личного диалога. Последнее средство я нахожу наиболее эффективным. Отдельное внимание стоит уделить закрытию месяца. Как и на многих должностях в отеле, у Кредит менеджера разработан свой Check list – перечень отчетов, которые показывают картину по взаиморасчетам с покупателями. Закрытие периода у Кредит менеджера начинается в последний день месяца, когда необходимо сделать дополнительные начисления по выручке, проверить корректность проводок в системе, закрыть все услуги, заканчивающиеся в текущем месяце. Первое число следующего месяца – это самое жаркое время, так как в сжатые сроки необходимо консолидировать данные по продажам услуг за месяц и собрать их в утвержденные формы Отчетов, а также подготовить таблицы сверки данных по системам, в которых ведется учет. Только после того, как все участки финансового отдела «закроются», Финансовый Директор может приступать к подготовке отчетности за месяц для сдачи высшему руководству.
 
2. Вы работаете в финансах, но при этом у Вас нет финансового образования. Разве это необязательное условие для того, чтобы попасть в данную сферу?

На самом деле, необходимое образование у меня есть. Факультет Бизнеса и менеджмента в Высшей Школе Экономики дает отличную финансовую базу, которой впоследствии достаточно для работы в финансовой сфере. Еще в бакалавриате нам преподавались такие курсы, как «Бухгалтерский и управленческий учет, анализ финансовой отчетности», «Финансовый менеджмент», «Экономический анализ фирмы», «Налоги и налогообложение» и многие другие, имеющие прямое отношение к данной деятельности. Большую пользу принесло углубленное изучение Microsoft Office, в частности Excel, а также дисциплина «Моделирование в менеджменте», на которой нас обучили структурировать любую проблемную ситуацию, превращая ее в модель, которую впоследствии было легко разрешить.
В список дисциплин магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» входит очень ценный курс для будущего финансиста - «Экономика и финансы в индустрии гостеприимства и туризме», читает Новикова Нина Иосифовна. В виде практического задания нам было предложено выбрать один из трех проектов: отель Startup, средний по размеру отель либо крупную гостиницу. По выбранному отелю требовалось составить эксплуатационную программу, определить центры доходов и центры затрат, рассчитать ряд показателей и допущений, а в итоге мы должны были получить самостоятельно рассчитанные Отчет о прибылях и убытках, Отчет о движении денежных средств и бухгалтерский баланс. В реальном отеле подобной отчетностью занимается высший финансовый состав (главный бухгалтер и финансовый директор), а в Вышке это делают студенты. Курс был сложным, но, в конце концов, готовый проект с отчетами принес поистине высокий уровень самоудовлетворения. Теперь жду не дождусь, когда мне выпадет шанс заполнить эти отчеты в действующем отеле – наверняка не раз обращусь к своему проекту.
 
3. Что Вы посоветуете нынешним студентам, которые в будущем хотят строить карьеру в финансах?

Высшая Школа Экономики дает для этого все возможности. Гибкая система формирования собственного пула дисциплин МАГОЛЕГО и выбор факультативов – это отличный шанс взять себе на изучение несколько дополнительных курсов по финансам. Кроме того Вышка сотрудничает с онлайн платформой Coursera, где в открытом доступе можно найти огромное множество материалов как Российских финансистов, так и зарубежных. Наиболее ценным для таких студентов будет получить практику в финансовом отделе престижного отеля. Причем в этом также может помочь Вышка – у магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» с каждым годом все больше партнерств с топовыми отелями Москвы. Руководитель программы Предводителева Марина Дмитриевна поддерживает связь с выпускниками. Таким образом, можно попасть на практику в интересуемый отдел, а впоследствии, возможно, получить предложение о работе. При открытии новой вакансии всегда приоритет будет отдан тому кандидату, в образовании которого уверен работодатель. Вышка дает такое образование. Пройдя практику в финансовом отделе, студент сможет определить для себя, «его» ли это направление. Мы всегда рады поделиться опытом и рассказать интересующимся ребятам о специфике работы каждого участка. Важно, чтобы интерес исходил от самого студента, тогда практика пройдет продуктивно. Недавно в Холидей Инн Сокольники девушка-стажер из IHG академии (http://www.ihgacademy.com/home), которая усердно трудилась и показывала заинтересованность во время своей стажировки, получила сразу два оффера от отеля на позицию Координатора Службы Гостиничного Хозяйства и на позицию Бухгалтера по расчетам с дебиторами. В настоящее время она успешно работает со мной в финансовом отделе.  Будущий финансист должен обладать определенным набором компетенций как профессиональных, так и личных. Для этого необходимо заложить фундамент еще в вузе. В себе следует развивать системное аналитическое мышление, уделять внимание деталям и цифрам, изучать много бухгалтерской литературы, чтобы стать финансово-подкованным. Цифры нужно любить, уметь их читать и выявлять неточности. Как у нас говорят: если дебет не идет с кредитом, значит есть ошибка; если идет, значит ошибок две ☺. И еще одно важное качество, без которого будет сложно работать в гостиничных финансах, это коммуникабельность. Отель – многогранный живой организм, в котором денежные потоки служат кровеносной системой. Если в системе случается сбой, то финансовый отдел сразу же это обнаруживает благодаря таблицам сверок, которые ведутся на ежедневной основе. В таких ситуациях требуется умение собрать информацию у операционных отделов, в некоторых случаях подключить коллег своего отдела, чтобы возникшая ошибка была скорректирована. Навыки делового общения очень важны в такой отрасли, как гостеприимство.
 
4. Какую траекторию развития в финансовом отделе отеля Вы видите для себя?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассказать о самой структуре финансового отдела в отеле. Структуры бывают разными, но, если говорить о крупных отелях (более 200 номеров), то зачастую отдел Финансовой и бизнес поддержки (или Финансовый отдел) подразделен на три блока: Бухгалтерия, Закупки и IT. В некоторых гостиницах отдельно выделено, подразделение, отвечающее за контроль затрат, Cost Control, если этого требует загрузка. В рамках бухгалтерии действуют два крупных участка: по расчетам с покупателями и по расчётам с поставщиками. В зависимости от объемов продаж гостиницы на этих участках работает несколько человек. Остальные функции распределены между отдельными должностями. Внутренний Аудитор по доходам отвечает за корректность выгрузки данных из гостиничных систем, за отлаженность внутренних финансовых потоков. Кассир ведет операции по поступлениям и выдаче наличных денежных средств. Бухгалтер по расчету заработной платы – должность говорит сама за себя. Я начинала свою карьеру в финансах с позиции Бухгалтера по расчетам с покупателями. За время работы прошла кросс-тренинги в Закупках, Cost Control, на участке Главного кассира и Внутреннего аудитора. Данный опыт привел меня на должность Кредит менеджера в Холидей Инн Сокольники, где в настоящее время я отвечаю за участок по расчетам с покупателями. Следующим шагом в своей карьере планирую освоение участка по расчетам с поставщиками. Во главе финансового отдела стоит Финансовый директор (эта должность иногда называется Директор по финансовой и бизнес поддержке или Финансовый контроллер). За ним по статусу и значимости следуют Заместитель финансового директора и Главный бухгалтер. В некоторых отелях три данные должности могут быть объединены. Чтобы попасть в высший финансовый состав, необходимо детально понимать движение денежных потоков, а это возможно после освоения всех участков. Кроме того, финансовый учет в отелях ведется по двойным стандартам. С одной стороны это Российское законодательство – РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учета), которое регулярно обновляется и должно неукоснительно соблюдаться. С другой стороны, это USALI (Uniform System of Accounts for the Lodging Industry) - единая система унифицированных счетов и отчетов, используемая для финансового анализа и планирования в предприятиях гостиничной индустрии. Глава финансового отдела должен контролировать учет по всем стандартам, а также он несет ответственность за прохождение внутреннего, внешнего аудита и налоговых проверок за весь свой отдел. Следовательно, прежде чем расти по карьерной лестнице, нужно стать профессионалом в широком пуле финансовых вопросов.

Подводя итог, могу со своей стороны отметить: если абитуриент нацелен на карьеру в финансовой сфере в отеле, нужно брать курс на эту траекторию с самого начала обучения на магистерской программе «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме». Пройдите практику в отделе финансов, изучите финансово – ориентированные курсы на Coursera, возьмите курс по выбору из предлагаемых МАГОЛЕГО, пишите курсовую и диплом под руководством Н.И. Новиковой. И у вас всё получится!