• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Выпускники // Александр Рыжков

Александр Рыжков, выпускник Высшей школы урбанистики 2015 года

Александр Рыжков, выпускник Высшей школы урбанистики 2015 года


Александр Рыжков 
Год рождения 1991, выпускник Высшей школы урбанистики 2015 года.
Тема дипломной работы: «Подходы к организации конкурсов на право осуществление пассажирских перевозок в городах России». Научный руководитель: С.Б. Сиваев.

Основные выводы дипломной работы
В выпускной работе я исследовал договорные отношения в общественном транспорте крупных городов России. Это раздел муниципального управления, в котором устанавливаются правила взаимоотношений между бизнесом (в моем случае — перевозчиком) и городской администрацией. Перед началом работы я долго изучал зарубежный опыт в этом вопросе — смотрел, какая логика отношений выстраивается между перевозчиками и исполнительной властью. В развитых странах, например, есть несколько устоявшихся схем, в соответствии с которыми распределяются роли между администрацией и операторами перевозок.

Для своего исследования я составил собственную методологию, как можно рассматривать отношения между перевозчиками и городской администрацией в России. Я изучил опыт 15 городов с численностью больше миллиона, включая, конечно же, Москву и Санкт-Петербург. Проанализировал конкурсную документацию, посмотрел, как город заказывает услуги перевозчиков, вплоть до отслеживания назначения оператора на обслуживание конкретного маршрута. В каждом городе ежегодно проводятся десятки таких конкурсов. В итоге удалось выявить интересные закономерности, хотя в целом я убедился (и это был печальный вывод), что договорные отношения не ориентированы на улучшение потребительских качеств общественного транспорта.К сожалению, сложившиеся практики никак не способствуют росту качества перевозок. Городская администрация, как правило, не гарантирует перевозчику стабильную выручку. В ответ на это, перевозчики не стараются обеспечить высокое качество перевозок, например, соблюдать расписание движения. Все эти тонкости, в конечном итоге, и формируют специфику общественного транспорта, которым мы пользуемся ежедневно. Из-за этого в российских городах мы редко видим новые комфортабельные автобусы, не говоря уже о современных билетных системах с бесплатной пересадкой между маршрутами.

Тем не менее, я надеюсь, что положение начнет постепенно улучшаться. Недавно, в частности, был принят новый федеральный закон 220-ФЗ, положения которого вполне соответствует опыту развитых стран. Посмотрим, как он будет реализовываться на деле.

Образование в Высшей школе урбанистики
До поступления в Высшую школу урбанистики я окончил кафедру городского строительства Уральского Федерального Университета в Екатеринбурге. В ходе обучения мы выполняли весьма интересные задачи, например, рисовали генеральные планы городов на 100 – 200 тысяч жителей, рассчитывали протяженность сетей общественного транспорта и проектировали транспортные развязки. Однако же, я относился к этому лишь как к учебному процессу и не был с головой погружен в вопросы, которые стоят перед российскими городами сегодня.

Все изменилось на пятом курсе, когда мне повезло заняться весьма интересной дипломной работой по общественному транспорту. Кроме того, в конце пятого курса я посетил в качестве слушателя конференцию «Города для людей», которая очень меня вдохновила. Я начал интересоваться современной урбанистикой и понял, что хочу продолжать свое обучение именно в этом направлении. Примерно тогда я и узнал про ВШУ.

Обучением во ВШУ я доволен. Образование здесь дается профессиональное и по-настоящему академическое. Это в лучшую сторону отличает его от других, менее формальных образовательных программ, которые есть сегодня в России. Мне очень запомнился курс Эдуарда Константиновича Трутнева — он буквально изменил мое представление о градостроительной деятельности, в частности, в условиях рыночной экономики. Также большое влияние на мою профессиональную точку зрения оказал Олег Артемович Баевский  в рамках его курса было дано доходчивое объяснение того, под воздействием каких факторов происходит эволюционное изменение городской среды.

Ценность образования ВШУ, на мой взгляд, в том, что оно позволяет приобрести экспертные знания по урбанистике для специалистов самых разных областей. Здесь обучаются и архитекторы, и социологи, и культурологи, и даже журналисты — и для всех них такие знания оказываются хорошим подспорьем в дальнейшем профессиональном совершенствовании. 

Участие в проектах
Уже с сентября 2013 года, поступив на магистратуру, я начал работать в Институте экономики транспорта и транспортной политики под руководством Михаила Яковлевича Блинкина. В течение всего обучения мне удавалось успешно совмещать учебу с работой. За прошедшие два года я успел поучаствовать во многих исследовательских и проектных работах.

Мы принимали участие в нескольких по-настоящему уникальных работах. Например, в прошлом году мы исследовали необходимость полноценного развития пассажирских перевозок по Москве-реке. До этого таких комплексных работ по водному транспорту никогда не проводилось. Мы пришли к выводу, что водный транспорт (предназначенный непосредственно для перевозки пассажиров по городу) не имеет практически никаких преимуществ перед традиционными видами общественного транспорта, в особенности того, что касается технических качеств. Да и то, что прибрежные территории Москвы-реки заселены весьма слабо и не имеют прямого доступа к пересадкам на метро, говорит о том, что спрос на транспортные поездки посредством водного транспорта будет весьма низким. В итоге мы рекомендовали сохранить его в существующем экскурсионно-прогулочном сегменте.

С 2015 года я занят в разработке планов управления перевозками на период проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года в двух городах: в Волгограде и в Калининграде. Это, пожалуй, самые сложный и ответственный проект из тех, над которыми мне приходилось работать ранее. Он предполагает постоянное взаимодействие с различными государственными органами власти в области разработки и согласования всех наших проектных решений по грамотной координации огромного количества гостей города и городского транспорта. Кроме того, мы задумываемся и о наследии — то есть о том, что и в каком виде останется в городе после окончания чемпионата.