• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Основы проектирования пешеходной и велосипедной инфраструктуры

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватели


Стонт Максим Анатольевич

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на формирование у студентов компетенций в области проектирования городских пространств с целью обеспечения комфортных условий для пешеходов, велосипедистов и прочих пользователей немоторизованного транспорта. Дисциплина освещает такие вопросы, как принципы проектирования пешеходной инфраструктуры и территорий вблизи станций общественного транспорта, место велосипеда в транспортной системе города и принципы проектирования велоинфраструктуры. В результате освоения курса студенты будут понимать роль немоторизованных перемещений в обеспечении городской мобильности, знать основные критерии качества инфраструктуры для немоторизованных перемещений, сформировать представление о проектировании объектов инфраструктуры для немоторизованных перемещений, уметь применять принципы проектирования в реализуемых проектах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов компетенций в области проектирования различных элементов городских пространств с целью обеспечения комфортных и безопасных условий для пешеходов, велосипедистов и прочих пользователей немоторизованного транспорта и участников дорожного движения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знаком с ролью и важностью немоторизированных способов передвижения, понятием микромобильности. Оперирует терминологическим аппаратом.
  • Понимает основные принципы проектирования пешеходных пространств. Оперирует терминологическим аппаратом.
  • Понимает основные принципы проектирования пространств и инфраструктуры для маломобильных граждан. Оперирует терминологическим аппаратом.
  • Знаком с концепциями взаимодействия пешеходов и транспорта, включая аспекты микромобильности. Оперирует терминологическим аппаратом.
  • Знаком с типологиями и видами пространств, на которых организовано движение транспорта и пешеходов. Оперирует терминологическим аппаратом.
  • Понимает принципы размещения парковочных лотов, учитывающие влияние на среду. Оперирует терминологическим аппаратом.
  • Понимает принципы и цели формирования транспортно-пересадочных узлов, влияние сформированной среды на транспортное поведение. Оперирует терминологическим аппаратом.
  • Владеет практическими приемами и понимает типологии общественных пространств. Оперирует терминологическим аппаратом.
  • Понимает цели и принципы развития велосипедной инфраструктуры. Понимает типологию велосипедной инфраструктуры. Оперирует терминологическим аппаратом.
  • Владеет практическими приемами проектирования велосипедных сетей, включая этапность. Оперирует терминологическим аппаратом.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Роль немоторизованных перемещений в транспортной системе города.
    История концепций места пешехода в городе. Современная классификация улиц. Взаимодействие пешеходов, автомобилистов, общественного транспорта в городе. Виды немоторизованных перемещений, виды персональных транспортных средств.
  • Тема 2. Пешеходные перемещения.
    Принципы проектирования пешеходной инфраструктуры. Значение фасадного фронта и его восприятие. Виды уличной активности. Влияние качества пешеходной инфраструктуры на транспортное поведение.
  • Тема 3. Принципы построения безбарьерной среды.
    МГН, категории МГН. Доступная/безбарьерная среда: концепция, нормативы, проблемы реализации. Проектирование и мониторинг.
  • Тема 4. Концепции безопасности дорожного движения.
    История положения дел с безопасностью движения пешеходов и велосипедистов. Концепция Vision Zero. Исследования аварийности. Меры успокоения движения. Место и методы применения. Роль успокоения движения в снижении аварийности.
  • Тема 5. Организация совместного движения пешеходов, транспорта, велосипедистов на городских улицах.
    Организация совмещенных пространств (shared space) и прочих типов совмещения движения транспорта общественного, автомобильного и немоторизованного. Концепция complete streets.
  • Тема 6. Размещение парковочных мест.
    Проблема парковки. Парковочная политика и ее влияние на город. Парковочные нормативы. Методы размещения парковки в городской среде. Методы размещения парковки, их влияние на состояние и на восприятие среды.
  • Тема 7. Роль дизайна в концепции застройки, ориентированной на общественный транспорт (TOD).
    Пешеходы и велосипедисты в рамках концепции TOD. Принципы проектирования транспортно-пересадочных узлов. Роль повышения качества среды в управлении спросом.
  • Тема 8. Опыт трансформации улиц.
    Опыт Москвы и других городов. Структура взаимодействия между различными стейкхолдерами городских проектов по трансформации улиц. Влияние инфраструктуры для немоторизованных перемещений на транспортное поведение и на городскую экономику.
  • Тема 9. Концепции развития велосипедного движения и велосипедной инфраструктуры.
    Задачи развития велосипедного движения. Роль велосипеда в городе. Другие персональные транспортные средства. Особенности средств новой мобильности. Стратегии развития велосипедной инфраструктуры в городах. Роль велосипеда в эмансипации женщин.
  • Тема 10. Создание велосипедной инфраструктуры: практика.
    Типы и виды объектов линейной и точечной велосипедной инфраструктуры. Взаимодействие велосипедистов с другими участниками движения. Опыт построения велосетей. Опыт проведения политики развития велодвижения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Работа над Проектом 1
  • неблокирующий Групповая презентация Проекта 1
    Вся группа студентов, выполняющая Проект 1, получает одну и ту же оценку за групповую презентацию.
  • неблокирующий Работа над Проектом 2
  • неблокирующий Групповая презентация Проекта 2
    Вся группа студентов, выполняющая Проект 2, получает одну и ту же оценку за групповую презентацию.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Групповая презентация Проекта 1 + 0.3 * Групповая презентация Проекта 2 + 0.1 * Работа на семинарах + 0.2 * Работа над Проектом 1 + 0.1 * Работа над Проектом 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Gehl, J. (1998). Public Spaces, Public Life submitted by Royal Danish Academy of Fine Arts, Copenhagen [EDRA / Places Awards - Research]. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssch&AN=edssch.oai%3aescholarship.org%2fark%3a%2f13030%2fqt17q591xt
  • National Association of City Transportation Officials. (2013). Urban Street Design Guide. Washington: Island Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=660096
  • National Association of City Transportation Officials. (2014). Urban Bikeway Design Guide, Second Edition (Vol. Second edition). New York: Island Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=806098
  • National Association of City Transportation Officials. (2015). Global Street Design Guide. [Place of publication not identified]: Island Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1398236
  • Ohland, G., & Dittmar, H. (2004). The New Transit Town : Best Practices In Transit-Oriented Development. Washington, DC: Island Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=164143
  • Shoup, D. C. (2017). The High Cost of Free Parking : Updated Edition (Vol. Updated edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1620064

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Walker, J. (2012). Human Transit : How Clearer Thinking About Public Transit Can Enrich Our Communities and Our Lives. Washington, DC: Island Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=411021