• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История урбанистики и социология города

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на формирование целостного представление об истории урбанистики и основных вехах в теоретическом осмыслении города и развитии городских исследований в культурологическом срезе городов. Слушатели освоят навыки чтения и интерпретации разных типов социологических текстов о городе, познакомятся с методами анализа различных типов городских культур и интерпретации культурологических кодов в городах. В результате освоения дисциплины слушатели научатся видеть развитие городов в широком историческом контексте ирассматривать город как сложную систему взаимосвязей, имеющую пространственные, экономические, экологические, культурные, социальные и социально-психологические аспекты.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать целостное представление об истории урбанистики и основных вехах в теоретическом осмыслении города и развитии городских исследований, а также культурологическом срезе городов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентируется в предыстории урбанистики
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Фюстеля де Куланжа
  • Представляет своеобразие античного города
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами К. Маркса
  • Представляет динамику развития города в контексте всемирно-исторического процесса
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Ф. Энгельса
  • Представляет своеобразие раннего промышленного города в период бурной индустриализации
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами М. Вебера
  • Представляет своеобразие исторических типов городов и, в частности, западного буржуазного города
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Ф. Тённиса.
  • Представляет основные векторы развития города в мировой истории
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Г. Зиммеля
  • Представляет своеобразие крупного современного города
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Ч. Бута
  • Имеет представления об истоках современных монографических городских обследований
  • Знает и анализирует логику проекта «городов-садов»
  • Имеет представление о плане «города-сада» Э. Говарда
  • Имеет представление о движении городских обследований, их своеобразии и их месте в истории исследований города
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом Р. Парка в анализе города и городских сообществ
  • Представляет и воспроизводит общую логику чикагских городских исследований
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами чикагской человеческой экологии
  • Представляет и сопоставляет разные версии городской экологии
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Х.У. Зорбо
  • Представляет и воспроизводит логику трансформации городских сообществ в современном мире
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Л. Вирта
  • Представляет и воспроизводит логику трансформации изолированных сообществ внутри современных крупных городов
  • Ориентируется в разнообразии и тематике городских исследований Чикагской школы
  • Имеет представление о многообразии методов, применявшихся в чикагских городских исследованиях
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом Л. Вирта для определения и анализа урбанизма
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом, аналитическими приемами и объяснительными схемами В. Беньямина
  • Воспроизводит беньяминовскую логику исследования современного города через детали
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Л. Мамфорда
  • Воспроизводит общую логику исторического процесса урбанизации
  • Анализирует функциональные и дисфункциональные стороны городского развития
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами А. Лефевра для анализа городских пространств
  • Владеет навыками критического анализа города и городского развития
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами С. Милграма
  • Имеет представление о своеобразии социально-психологического подхода к анализу современного крупного города
  • Имеет представление об истоках «ментальной картографии»
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Лос-Анджелесской школы
  • Представляет логику постмодернистской критики современного города
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Э.Амина и Н.Трифта
  • Имеет представление о значимости и своеобразии исследования современной городской повседневности
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами М. Кастельса
  • Имеет представление о концепции глобального (информационного) города
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами С. Сассен
  • Имеет представление о логике и своеобразии концепции глобального города
  • Имеет представление о сути концепции «креативного города» и диапазоне ее применимости
  • Владеет основными концепциями производства городов и необходимым терминологическим аппаратом
  • Знаком с основными фундаментальными трудами исследователей городов, понимает агентов городской жизни и их роли в процессах взаимодействия
  • Понимает суть различений и неравенств в городском пространстве
  • Владеет теориями социальных взаимодействия акторов городского пространства
  • Способен анализировать, критически осмыслять и дифференцировать городское пространство
  • Знаком с факторами влияния на социальную ткань города и повседневные практики
  • Владеет и способен применить на практике теории сенсорной и эмоциональной дифференциации городских пространств
  • Владеет знаниями о категориях синтаксиса городской жизни: непрерывности, разрывов и пустот, понимает их роль и место в структуре городских исследований, способен к анализу категорий в рамках исследовательских работ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ УРБАНИСТИКИ. Тема 1. Тема города в философской и социальной мысли до середины XIX века.
    Вводные замечания. Общий замысел и задачи курса. Тема города в античной философии (Платон, Аристотель). «Град земной» и «Град небесный» в христианской теологии. Рост интереса к городу как самостоятельному предмету изучения в XIX веке. Город в истори-ческих исследованиях. Нюма Дени Фюстель де Куланж: античный город и гражданская община. Своеобразие античного города.
  • Тема 2. Карл Маркс: Город и общественно-исторический процесс.
    Город и историческое развитие материального производства, разделения труда, форм соб-ственности. Меняющаяся роль города на разных стадиях общественного развития. Город в контексте изменяющихся общественных отношений. Город и цивилизация. Город и политика. Город и буржуазия: отчуждение, денежная экономика, труд, капитал, частная собственность. Коммунистическая утопия: перспективы разделения «города» и «деревни».
  • Тема 3. Фридрих Энгельс: Западный промышленный город XIX века
    Описание пространственных структур и санитарных условий в промышленных городах Англии XIX века в работе «Положение рабочего класса в Англии» (глава «Большие горо-да»). Типовая структура западного промышленного города XIX века. Рабочие кварталы и бедность. Город эпохи капитализма. Экономические условия формирования пространст-венной структуры города. Дискурс «прогулки по городу».
  • Тема 4. Макс Вебер: Город и становление буржуазного общества
    Социологическое понятие города. Город и рыночное хозяйство. Типы города. Город про-изводителей, город потребителей, торговый город, города сельскохозяйственного типа. Город в экономическом, правовом, политико-административном аспектах. Город и город-ская община. Историческое развитие городов. Западный город. Исчезновение сословных различий в западном городе, развитие буржуазии.
  • Тема 5. Фердинанд Тённис: Город и Gemeinschaft/Gesellschaft
    Gemeinschaft и Gesellschaft как основные понятия тённисовской социологии. Город в кон-тексте соотношения общностных и общественных аспектов в социальной жизни. Большой промышленный город как максимальное воплощение Gesellshaft. Ослабление и угасание общинных форм коллективной жизни в городских условиях.
  • Тема 6. Георг Зиммель: Большие города и духовная жизнь
    Большой город и современность. Проблемы большого города. Психологическая среда большого города. Большой город и развитие рефлексивного сознания (интеллектуализма). Город и денежное хозяйство. Горожанин как человеческий тип: безличность и индивиду-альность. «Чужак». Специфика социальных отношений в большом городе. Город и инди-видуальная свобода.
  • Тема 7. Чарльз Бут: Исследование бедности в Лондоне
    17-томный труд «Жизнь и труд лондонцев». Территориальная структура Лондона. Клас-сификация горожан по уровню благосостояния. Классификация занятий (отраслей). Карты бедности. Изучение религиозной жизни и деятельности церквей по городским районам. Количественная информация и материалы интервью. Конструирование «районов» для исследовательских целей. «Моральная статистика». Значение исследования Бута.
  • Тема 8. Эбенезер Говард: Концепция «города-сада»
    Книга Говарда «Города-сады будущего». Критика промышленного города. Соединение города и природы. Идеальный город Говарда: идея «города-сада». Движение за развитие городов-садов и его отзвуки в концепции нового урбанизма.
  • Тема 9. Движение «social surveys» в начале ХХ века
    Движение социальных обследований в Великобритании и США. Его связь с филантропией и социальной работой. Исследовательская и реформаторская деятельность Hull-House в Чикаго (Джейн Адамс, Эдит Эбботт, Софонисба Брекинридж). Картографирование городов. Питтсбургское обследование. Угасание движения социальных обследований на фоне развития научных эмпирических исследований городских сообществ («Мидлтаун» супругов Р. и Х. Линд, «Янки-Сити» У.Л. Уорнера).
  • Тема 10. Городская социология Чикагской школы: Город как «социальная лабора-тория» (Роберт Эзра Парк)
    «Социально-экологический» подход Р.Э. Парка, его основные характеристики. Город как «социальная лаборатория». Программа городских исследований Парка («Город: предложения по исследованию человеческого поведения в городской среде», 1915). Человеческая экология и экологические аспекты города. «Естественные ареалы» и «естественные сообщества». Город как мозаика «культурных миров». Сегрегация. Человеческая природа и город: «маргинальный человек» как антропологический тип. Город и современность.
  • Тема 11. Городская социология Чикагской школы: «Городская экология» (Эрнест У. Бёрджесс и Родерик Д. Маккензи)
    «Городская экология» как направление в исследованиях города. Основные экологиче-ские понятия для описания и анализа городских сообществ. Исследование города Колам-буса (Р.Д. Маккензи) как ранний образец экологического исследования города. Экологи-ческая модель «роста города» Бёрджесса. Концентрическая модель зонирования город-ского пространства. Другие модели расположения городских зон. Город и hinterland. Раз-ные версии «городской экологии». Картографический метод. Опыт зонирования и выде-ления естественных сообществ в городе Чикаго. Соседства.
  • Тема 12. Городская социология Чикагской школы: судьба сообществ в современном большом городе (Харви У. Зорбо)
    Классическое исследование Х.У. Зорбо «Золотой берег и трущобы». Феномен сегрегации. «Естественные ареалы» и «культурные сообщества». Проблема возрождения «сообществ» в городах. Исчезновение «культурных сообществ» в условиях современного большого города. Физическая близость и социальные дистанции.
  • Тема 13. Городская социология Чикагской школы: Городские «гетто» (Луис Вирт)
    Классическое исследование Л. Вирта «Гетто». Еврейское гетто как прототипический случай гетто. Механизмы образования и сохранения гетто. Механизмы исчезновения гетто. Юридические, экологические, экономические, политические, культурные и социально-психологические аспекты геттоизации. «Внутренние города» и трущобы.
  • Тема 14. Чикагская школа: Город как мозаика «миров» (Нельс Андерсон, Пол Г. Кресси, Уолтер Реклесс, Клиффорд Шоу, Фредерик М. Трэшер)
    Классические чикагские городские эмпирические исследования 20-х – 30-х гг. ХХ в. Ис-следование Н. Андерсона «Хобо» («Бродяга»). Историческая судьба чикагской «Хобоге-мии». Экологическое исследование проституции (У. Реклесс, «Порок в Чикаго»). Типы проституции и «ареалы порока». «Треугольник порока». Экологические исследования делинквентности и преступности в Чикаго (К. Шоу, «Ареалы делинквентности»; Ф.М. Трэшер, «Шайка»). Чикагский «Gangland» и его территориальная структура. Исследова-ние П.Г. Кресси «Таксидэнс-холл». «Делинквентные субкультуры». Другие исследования естественных и культурных сообществ в Чикаго (Ч. Джонсон, П. Сью, П. Янг, Н. Хейнер и др.).
  • Тема 15. Луис Вирт: Концепция урбанизма
    Классическая работа Л. Вирта «Урбанизм как образ жизни». Проблема определения «го-рода». Основные характеристики города. Трансформация институтов, социальных отно-шений и личностей в городской среде. Урбанизм как «образ жизни» и «состояние духа». Относительность границы между «сельским» и «городским».
  • Тема 16. Вальтер Беньямин: Город как репрезентация исторической эпохи
    Социально-критический подход к анализу города и городских ландшафтов. Работа В. Беньямина о «пассажах». Город как репрезентация исторической эпохи. Город как текст: визуальные образы городских ландшафтов как конденсации смыслов. Анализ Парижа как «столицы XIX столетия». Город и капитализм. Фланёр как тип городского обывателя.
  • Тема 17. Льюис Мамфорд: Город в исторической перспективе
    Классическая работа Мамфорда «Город в истории». Город как естественное и искусст-венное явление. Материальный, социальный и культурный аспекты города. Функции города. История урбанизации. Средневековый, барочный и промышленный город, мегалополис и биотехнический город. Урбанистическая цивилизация. Городская культура. «Минимум жизни». Критика ошибок в планировании современных городов. Принципы правильного городского планирования. Идея органической связи человечества со средой. Будущее города. «Невидимый город».
  • Тема 18. Анри Лефевр: Город и социальное производство пространства
    Социальное производство пространства. Проживаемое пространство. Репрезентирован-ное пространство и его производство. Город в условиях неокапитализма. Повторяемые пространства. Визуализация пространств. Унифункциональность и мультифункциональ-ность объектов в городских ансамблях. «Право на город». «Новый урбанизм». «Город-ская революция». Метод «ритманализа».
  • Тема 19. Стэнли Милграм: «Ментальные карты» городов.
    Психологическое понятие «когнитивных карт» (Э. Толмен, У. Найссер). Городская жизнь как психологический опыт. Субъективное восприятие города его жителями: «ментальные карты» города. Индивидуальные и коллективные образы городов. Городская анонимность. Вертикальное измерение в городах. Сельское и городское.
  • Тема 20. Лос-анджелесская школа урбанистики: Эдвард Соха
    Лос-анджелесская школа урбанистики. Городская среда как логика пространственной организации. Пространственная специфичность урбанизма. «Построенная среда» и «геоистория» городского пространства. «Постметрополис» и «постметрополисный» переход. «Триалектика» городского пространства: «первопространство», «второпространство» и «третьепространство». Региональность городского пространства. «Вторая городская революция» и «новая урбанизация». «Третья городская революция». «Космополис»: глобализация городского пространства. «Сим-города».
  • Тема 21. Эш Амин и Найджел Трифт: Городская повседневность
    Развитие концепции «нового урбанизма». Повседневные практики в городе. Экологиче-ская среда, биополитика, ощущения. «Столкновения». Судьба сообщества и человеческой близости в современном городе. Город и глобальная экономика: город как площадка в хозяйственной системе. Город как место сосуществования глобального и локального, виртуального и реального. «Инженерия столкновений» и «инженерия определенности». Власть, управляемость и «попытки бегства» в городе. Город и демократия.
  • Тема 22. Мануэль Кастельс: «Информационный город»
    Город, информационная эпоха и глобализация. Пространственная концентрация верхних слоев генерирования знания и информационных потоков в крупных метрополисах и диффузия этих развитых услуг в международной городской иерархии. Конкуренция между городами. Глобальный город как процесс. «Пространство мест» и «пространство потоков». Информационный город. Роль мегаполисов.
  • Тема 23. Саския Сассен: «Глобальный город»
    «Глобальный город», его роль в глобальной системе. Гиперконцентрация власти и фи-нансовых ресурсов. Ослабление связи города с хинтерландом. Укрепление сетевых свя-зей в разных сферах. Транснациональные урбанистические системы. Лондон, Нью-Йорк, Токио. Новая география центров и окраин. Город и национальное государство. «Цен-тральности». Транстерриториальность и локализация глобальных экономических, поли-тических, культурных процессов в глобальных городах. Рост неравенств; город как арена противоречий и конфликтов («пограничная зона»). Переосмысление «локального».
  • Тема 24. Чарльз Лэндри: «Креативный город»
    Город и креативность. Город и новая («креативная») экономика. Устаревание старых мо-делей городского планирования. Концепция «креативного города». Креативные индуст-рии. Построенная среда как milieu для креативности. Культура креативности. Культурные ресурсы. «Креативный класс» (Ричард Флорида). Экоурбанизм.
  • ЧАСТЬ II. СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА. Тема 1. Производство города: город как дискурсивное образование
    Производство города (А. Лефевр, С. Ло): множественность агентов и механизмов. Роль «сильных» и «слабых» публик в производстве городского (Н. Фрейзер). Иерархичность и реализация интересов власти, символическое исключение, стигматизация, возникновение и закрепление неравенства. Значение дискурсивного производства городской жизни. Аналитический язык как механизм производства знания: критические языки описания города и релевантные категории.
  • Тема 2. Производство города: город как совокупность повседневных практик
    Апология обывателя: обыватель как творец и реинтерпретатор города (М. Де Серто, Ж.-Ф. Агояр, Дж. Скотт). Основные агенты современной городской жизни, их коллективность и единичность. Уличные персонажи (Дж. Джейкобс, М. Дюньер), люди-инфраструктуры (А. Симон) как попытка дифференциации ролей обывателя. «Стратегии» и «тактики» в создании и использовании городского пространства. Способы исследования городской агентности (В. Ф. Вайт, Н. Ананд, М. Кузенбах, Ж.-Ф. Агояр).
  • Тема 3. Городские различения, неравенства и исключения
    Различения – неирархизированные отличия - как характеристика городской жизни (П. Бурдье, Дж. Молнар, М. Ламон). Неравенства как иерархизированные отличия, их роль в городской жизни, производстве городского пространства и практиках городской жизни (Л. Вакан, А. Симон, Т. Калдейра). Способы совместной жизни в дифференцированном и иерархизированном городе – действующие языки описания: совместная жизнь (convivality), сегрегация (Т. Калдейра, Э. Гофман), городские войны (А. Аппадураи, Ж. Бодрияр, С. Грэхем), параллельность жизни и различие траекторий (З. Бауман), право на город и депривация (Д. Митчелл, Д. Харви, Е. Тыканова и А. Хохлова).
  • Тема 4. Дифференциация современной городской среды: мезоподход
    Проблема дифференциации городского пространства: множественность единиц городской структуры, их изменчивость, транзиторность и неопределенность. Проблематизация словаря описания городской дифференциации и изменчивости. Субурбанизация как процесс, характеризующий современный этап развития городов (Р. Кейл, М. Дэвис, С. Ло). Исследования пригородности: пригород как новая «лаборатория» городской жизни (Р. Кейл), пригород как конгломерат сообществ (С. Ло, Т. Калдейра), как городская символическая и пространственная периферия (Л. Вакан, М. Дикеш), как часть глобальных городских преобразований (Фелпс, Ву). Способы исследования субурбанизации.
  • Тема 5. Дифференциация современной городской среды: микроподход
    Структуры, выделяемые микроподходом к изучению города (Э. Амин, Н. Трифт): дом, двор, соседство, улица, район и пр., их релятивистский характер и взаимосвязь. Анализ исследований дома как части городской среды (О. Бредникова, О. Ткач). Высотность городской застройки и ее влияние на социальную ткань и повседневные практики (Дж. Джейкобс, Мастард, Бакстер).
  • Тема 6. Сенсорные и эмоциональные среды городской жизни
    Политика стерилизации и формирование сенсорной городской среды. Мультисенсорность городских опытов, сенсорная иерархия и её последствия для городской жизни. Сенсорная джентрификация сенсорная манипуляция и приватизация. Эмоциональные ландшафты города. Психогеография, антропология чувств, более-чем-репрезентативная/нерепрезентативная география и инструменты изучения сенсорных и эмоциональных ландшафтов города.
  • Тема 7. Синтаксис городской жизни: непрерывность, разрывы и пустоты
    Понятие синтаксиса городской жизни (М. Де Серто). Непрерывность городской жизни как характеристика и манипулятивная практика (Р. Колхас). Городские разрывы (А. Лефевр) и пустоты (А. Хусен). Заброшенные пространства (Р. Абрамов). Практики и инфраструктуры мобильности как связки городских пространств (Глен и Лайонс, Макфарлейн). Ритмика городской жизни: полиритмичность, (де)синхронизация. Ритманализ как аналитическая схема (А. Лефевр, Т.Эденсор).
  • ЧАСТЬ III. ЭТНИЧНОСТЬ И МИГРАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ. Тема 1. Этничность
    Этничность как сфера исследований, исследовательский подход и научный термин. Генеалогия конструктивистских исследований этничности. Концептуальная схема для анализа этнических явлений: категории, атрибуты, нормы, практики. Этнические явления в прошлом и настоящем через призму концептуальной схемы. Китайцы дельты Миссиссиппи: между белыми и черными. Крымские караимы – от евреев к тюркам. Этничность на Севане: анекдоты и не только. Этничность в пространстве – история одной IT-фирмы в Оше. Изобретение килта и были ли викинги? Этничность в музеях Калмыкии.
  • Тема 2. Миграция
    Миграция – определения. Мировая история как история миграции. Типы миграции. Некоторые понятия и явления, связанные с миграцией. Миграция в России. Как исследовать миграцию. Второе поколение мигрантов – презентация результатов исследования.
  • Тема 3. Интеграция
    Интеграция и альтернативные наименования. Линейная vs. сегментная ассимиляция. Измерения интеграции. Подходы к изучению интеграции. Классические и современные исследования интеграции. Операционализации аспектов интеграции. Особенности полевых исследований интеграции мигрантов в России и за рубежом.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа (Часть I)
    Оценивается активность на семинарских занятиях, качество работы в аудитории, глубина освоения обсуждаемых текстов.
  • неблокирующий Контрольная работа (Часть I)
    Контрольная работа выполняется дома. Контрольная работа представляет собой написание текста объемом 3-4 страницы по од-ной из тем, изучаемых в рамках дисциплины (возможно выступление с докладом по тек-сту на занятии (5 минут). В качестве темы для контрольной работы может быть взят лю-бой из вопросов, содержащихся в настоящей программе (см. раздел 7), либо тема, пред-полагающая сравнение разных точек зрения на один и тот же вопрос, охватываемых со-держанием программы. Студент может взять и другую тему в рамках содержания программы. В этом случае те-ма заблаговременно обсуждается с преподавателем. Подготовка задания по теме, не вхо-дящей в приведенный список и не согласованной заранее с преподавателем, не допуска-ется; в случае нарушения этого правила работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
  • неблокирующий Аудиторная работа (Часть II)
  • неблокирующий Эссе (Часть II)
    Примерные темы эссе (тема эссе должна быть согласована с преподавателем индивидуально): ‒ Агентность производства города; ‒ Производство городских неравенств: пространственный аспект; ‒ Производство городских неравенств: символический аспект; ‒ Пригородная жизнь: пространственная организация, социальные отношения, символическая иерархия; ‒ Городские сенсорные опыты; ‒ Дом как среда и практика городской жизни; ‒ Соседство как городской феномен, навык быть соседом; ‒ Городской синтаксис: связки и разрывы.
  • неблокирующий Презентация эссе (Часть II)
  • неблокирующий Аудиторная работа (Часть III)
  • неблокирующий Эссе (Часть III)
    Аналитический текст объемом 3000 слов.
  • неблокирующий Экзаменационное собеседование
    В случае, если сумма всех оценок за текущий контроль КРОМЕ Экзаменационного собеседования составляет 4 и больше балла, Экзаменационное собеседование не обязательно и оценка за пром.аттестацию выставляется по представленной формуле Пром.аттестации. Прохождение экзаменационного собеседования обязательно только для тех, у кого оценка за Пром.аттестацию ниже РОВНО 4 баллов. Те, у кого оценка за Пром.аттестацию от 4 до 10 баллов, вправе пройти собеседование по своей инициативе. При прохождении Экзаменационного собеседования итоговая оценка складывается из Опром.ат. (т.е. сумма всех остальных форм контроля) • 0,6 + Оэкз.собес. • 0,4.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.17 * Аудиторная работа (Часть I) + 0.198 * Аудиторная работа (Часть II) + 0.132 * Аудиторная работа (Часть III) + 0.17 * Контрольная работа (Часть I) + 0.066 * Презентация эссе (Часть II) + 0.066 * Эссе (Часть II) + 0.198 * Эссе (Часть III)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Charles Hirschman, Philip Kasinitz, & Josh Dewind. (1999). The Handbook of International Migration : The American Experience. Russell Sage Foundation.
  • Брубейкер Р. - Этничность без групп - Издательский дом Высшей школы экономики - 2012 - 408с. - ISBN: 978-5-7598-0973-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100165
  • Избранное. Образ общества, Вебер, М., 1994
  • Информационная эпоха : экономика, общество и культура, Кастельс (Кастеллс), М., 2000
  • История хозяйства. Город : пер. с нем., Вебер, М., 2001
  • Общность и общество : основные понятия чистой социологии, Теннис, Ф., 2002
  • Социология : сб., Маркс, К., 2000
  • Теоретическая социология. Ч.1: ., , 2002
  • Хрестоматия по истории социологии. Ч.1: ., , 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Marcus Banks. (1996). Ethnicity: Anthropological Constructions. Routledge.
  • Michael H. Fisher. (2013). Migration : A World History. Oxford University Press.
  • Rocheva, A., & Varshaver, E. (2017). Gender Dimension of Migration from Central Asia to the Russian Federation. Asia-Pacific Population Journal, 32(2), 87–135.
  • WIMMER, A. (2009). Herder’s Heritage and the Boundary-Making Approach: Studying Ethnicity in Immigrant Societies. Sociological Theory, 27(3), 244–270. https://doi.org/10.1111/j.1467-9558.2009.01347.x
  • ВАРШАВЕР ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, & РОЧЕВА АННА ЛЕОНИДОВНА. (2016). Интеграция Мигрантов: Что Это И Какую Роль В Ее Осуществлении Может Играть Государство. Журнал Исследований Социальной Политики, 14(3).
  • Галактика Интернет : размышления об Интернете, бизнесе и обществе, Кастельс (Кастеллс), М., 2004
  • Евгений Александрович Варшавер, Анна Леонидовна Рочева, & Наталия Сергеевна Иванова. (2019). Интеграция мигрантов второго поколения в возрасте 18-35 лет в России: результаты исследовательского проекта. Monitoring Obŝestvennogo Mneniâ: Ekonomičeskie i Socialʹnye Peremeny, 2. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.2.15
  • История теоретической социологии. Т.3: ., Баньковская, С. П., 2002