• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Демографические вопросы развития городов

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс адаптационный
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль

Преподаватели


Абылкаликов Салават Иргалиевич

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Демографические вопросы развития городов» является специализированной демографической дисциплиной для студентов образовательной программы «Управление пространственным развитием городов». Курс нацелен на то, чтобы дать студентам представление о фундаментальных основах методов сбора и анализа информации о населении, особенностях протекания демографических процессов в городском населении. В ходе освоения курса студенты будут знать проблематику современных исследований демографии городов в России и других странах и имеющихся теоретических подходов к их объяснению. Иметь представление о сложной системе территориальной организации и самоорганизации общества, о пространственной «привязке» социально-демографических явлений и процессов, а также овладеют необходимыми компетенциями и базовыми навыками анализа и оценки демографической ситуации в городских поселениях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Демографические вопросы развития городов» являются: • формирование представления о фундаментальных основах методов сбора и анализа информации о населении, особенностях протекания демографических процессов в городском населении; • введение в проблематику современных исследований демографии городов в России и других странах и имеющихся теоретических подходов к их объяснению; • формирование представлений о сложной системе территориальной организации и самоорганизации общества, о пространственной «привязке» социально-демографических явлений и процессов; • овладение необходимыми компетенциями и базовыми навыками анализа и оценки демографической ситуации в городских поселениях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные источники статистических данных о населении.
  • Умеет пользоваться статистикой текущего учета, переписей населения, выборочных обследований и ведомственной информацией.
  • Понимает взаимосвязи возрастно-полового состава населения и демографических процессов, протекающих в городах, регионах и стране, а также в целом в мире.
  • Оценивает положительные и отрицательные стороны старения населения и эффективность мер по минимизации возникающих негативных эффектов.
  • Знает основные показатели, характеризующие смертность населения и правильно их интерпретирует.
  • Демонстрирует понимание теории эпидемиологического перехода и исторической эволюции смертности, особенностей российской модели смертности, различия в смертности городского и сельского населения.
  • Знает основные показатели, характеризующие рождаемость и брачность населения, правильно их интерпретирует.
  • Демонстрирует понимание теории второго демографического перехода и исторической эволюции рождаемости и брачности, а также их современные тенденции развития.
  • Демонстрирует понимание концепции демографического перехода.
  • Анализирует роль демографических сдвигов в росте численности городского населения.
  • Умеет рассчитывать и интерпретировать основные показатели, характеризующие воспроизводство населения.
  • Знает основные показатели, характеризующие международную миграцию населения, проблемы сопоставления статистики разных стран.
  • Имеет представления о притягивающих и выталкивающих факторах миграции и ее роли в формировании населения городов, влиянии на ее рынок труда.
  • Знает основные показатели, характеризующие внутреннюю миграцию населения в России и проблемы статистики внутренней миграции.
  • Демонстрирует понимание масштабов и структурных особенностей внутренней миграции.
  • Оценивает роль основных центров притяжения внутренних мигрантов в России.
  • Умеет пользоваться результатами демографических прогнозов международных организаций, государственных статистических ведомств и научных организаций и грамотно их интерпретировать.
  • Имеет представление об основных методах построения прогнозов населения.
  • Анализирует цели, основные направления и меры демографической и миграционной политики, принимаемые на федеральном и региональном уровнях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Источники данных о населении.
    Изучение городов с точки зрения демографии. Демографические процессы, демографические структуры, демографическое поведение. Система данных о населении. Переписи населения в России и зарубежных странах. Текущий учет демографических событий и миграции. Административные источники данных о населении. Понятие о регистрах населения. Выборочные социально-демографические обследования (микропереписи населения России 1985, 1994, 2015 гг., DHS, GGS, CAP, WFS, RLMS).
  • Анализ поло-возрастной структуры. Старение населения.
    Первичное, вторичное и третичное соотношение полов. Причины и последствия деформации полового состава. Факторы изменений возрастной структуры. Влияние возрастно-половой структуры на демографические процессы. Демографические волны и их демографические и социально- экономические последствия. Старость и демографическое старение. Последствия демографического старения и адаптация городов к старению населения.
  • Смертность. Эпидемиологический переход.
    Система показателей смертности. Причины смерти и международная классификация болезней. Смертность и здоровье, самоохранительное поведение. Историческая эволюция смертности. Различия в смертности между мужчинами и женщинами, городским и сельским населением. Теория эпидемиологического перехода. Современные тенденции смертности.
  • Особенности рождаемости и брачности городского населения.
    Репродуктивное поведение городского населения. Тенденции рождаемости в городах. Концепция Второго демографического перехода. Контрацептивная революция. Формирование брачной структуры населения. Брачность, разводимость, овдовение. Повторные браки, регистрируемые и нерегистрируемые браки. Исторические типы брачности. Современные тенденции брачности.
  • Воспроизводство населения. Демографический переход.
    Воспроизводство населения и демографический рост. Показатели воспроизводства. Режим и тип воспроизводства. Демографический переход и демографическая революция. Стадии демографического перехода. Демографический взрыв. Глобальные демографические проблемы. Рост городского населения.
  • Миграция населения. Международная миграция.
    Определения миграции. Типология миграционных процессов. Статистика и измерение миграции, проблемы международных сопоставлений. Основные источники статистической информации о миграции населения. Притягивающие и выталкивающие факторы миграции. Международная миграция как фактор формирования населения городов. Тенденции международной миграции. Теория миграционного перехода. Миграция и рынок труда, нелегальная миграция.
  • Внутренняя миграция. Региональные особенности миграционных процессов в России.
    Отличия внутренней миграции от международной. Масштабы и структурные характеристики внутренней миграции в России. Проблемы статистики внутренней миграции. Миграция как фактор динамики населения регионов России. Основные центры притяжения внутренних мигрантов в России. Миграция и урбанизация. Миграция и иные формы пространственной мобильности в Московском столичном регионе.
  • Демографические прогнозы. Демографическая и миграционная политика.
    Население мира: тенденции, особенности, дифференциация стран по основным демографическим параметрам, урбанизации. Задачи и типы прогнозов населения. Обзор методов построения прогнозов населения. Цели, основные направления и меры демографической и миграционной политики. Опыт проведения демографической политики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Мини-контрольные работы на семинарах
    Для текущего контроля усвоения материала каждый семинар проводятся мини-контрольные работы (продолжительностью около 10 минут), групповые тематические дискуссии, решение демографических задач и т.п. Мини-контрольные на семинарах выполняются в присутствии преподавателя, студентам предлагается дать короткие ответы на поставленные вопросы. Тематика предстоящей мини-контрольной работы и тематической дискуссии в обязательном порядке оговаривается на предыдущем семинаре (задается домашнее задание по чтению и анализу демографического текста). Вопросы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Использование каких-либо текстов во время написания мини-тестов запрещается.
  • неблокирующий Домашнее письменное задание
    В письменной работе необходимо показать умения и навыки самостоятельной работы со статистическими и демографическими данными, научной литературой, документальными источниками, характеризующими демографическое развитие населения. Объем работы с рисунками и таблицами – не более 8 страниц, 12 кеглем, интервал полуторный (около 1,5-2 тысяч слов). Оформление письменной работы предполагает наличие титульного листа, плана, структурированного в соответствии с планом текста работы, выводов, списка литературы (не менее 8 источников, оформленных в соответствии с общепринятыми требованиями). Примерная тематика индивидуальной письменной работы (уточняется между 1-й и 2-й лекцией. Выбор конкретного города для проведения анализа демографической ситуации (темы письменной работы) согласуется с преподавателем, ведущим семинар в группе, не позднее 2-го семинарского занятия). В письменной работе необходимо показать умения и навыки самостоятельной работы со статистическими и демографическими данными (база данных показателей муниципальных образований, база данных переписей населения 2002 и 2010, микропереписи населения 2015, международными базами данных), научной литературой, документальными источниками, характеризующими демографическое развитие населения. Используя полученные знания в области демографии, а также в социологии и экономической теории, предлагается: - проанализировать демографическую ситуацию в определенном городе России; - проанализировать специфику изменений отдельных демографических процессов, структур и поведения; - проследить влияние демографических процессов на социальное или экономическое развитие городов и наоборот.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме в параллельном режиме – студенты пишут работу в аудитории, находящиеся на самоизоляции пишут работу в онлайн-режиме одновременно, задания идентичные демонстрационному варианту. Онлайн часть экзамена проводится на платформе LMS и Zoom. К экзамену в онлайн-формате необходимо подключиться за 10 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: иметь видеокамеру, микрофон, стабильный интернет, позволяющий участвовать в видеконференции на платформе Zoom. Для участия в экзамене в онлайн-формате студент обязан: включить видеокамеру, переименоваться согласно своим реальным ФИО. Во время экзамена студентам запрещено: покидать рабочее место, списывать из материалов лекций и иных источников, переговариваться и переписываться с другими студентами и посторонними. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться обычными непрограммируемыми калькуляторами. Кратковременным нарушением связи во время экзамена в онлайн-формате считается нарушение связи до 10 минут с последующим подключением к видеоконференции. Долговременным нарушением связи во время экзамена в онлайн-формате считается нарушение связи свыше 10 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * Домашнее письменное задание + 0.35 * Мини-контрольные работы на семинарах + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Демография : учеб. пособие для вузов, Денисенко, М. Б., 2007
  • Демография : учебник для студентов вузов, Медков, В. М., 2007
  • Демография: Учебник / Медков В.М., - 2-е изд. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 332 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-009282-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/550150

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анохин А. А., Житин Д. В. - ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ С ОСНОВАМИ ДЕМОГРАФИИ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 279с. - ISBN: 978-5-534-03724-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/geografiya-naseleniya-s-osnovami-demografii-433267
  • Рыбаковский Л. Л. - МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 480с. - ISBN: 978-5-534-11727-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/migraciya-naseleniya-446023