• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
17
Апрель

Организация и безопасность дорожного движения

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Программа дисциплины

Аннотация

Курс покрывает теоретические аспекты организации и безопасности дорожного движения, среди которых: основы организации, рационального взаимодействия различных видов транспорта, использование существующей улично-дорожной сети и введение различных методических приемов для ее организации, приемы совершенствования взаимодействия пешеходных и транспортных потоков, методы разработки схем организации движения транспортных средств, порядок изменения характеристик транспортного потока в зависимости от условий УДС, возможности организации движения транспорта общего пользования. Курс способствует формированию компетенций по организации работы различных видов транспорта, использованию архитектурно-планировочных решений для организации транспортного процесса, применению методов разработки схем организации движения транспортных средств, подготовки предложений по проведению реконструкции УДС за счет овладения навыками рациональной организации различных видов транспорта в единой транспортной системе, оценки и выбора наиболее эффективных схем организации движения транспортных средств.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса - формирование у студента системы устойчивых знаний в области технических и институциональных аспектов безопасности дорожного движения, а также принципов организации дорожного движения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные различия и принцип работы системы ВАДС
  • Использует необходимую терминологию
  • Руководствуется основами профессиональной деятельности ОДД
  • Понимает принципы работы перекрестков и связь между пешеходными и автомобильными потоками
  • Знает принципы расчета всех коэффициентов
  • Имеет представление о методах ОДД
  • Понимает основы оценивания неудовлетворительных условий ОДД
  • Руководствуется основными параметрами, характеристиками и свойствами ТП
  • Понимает процессы формирования пешеходных путей
  • Знает параметры и свойства УДС
  • Распознает виды улично-дорожных сетей
  • Понимает взаимосвязи всех отдельных элементов на УДС
  • Умеет применять основы мероприятий обеспечивающих БД методами ОДД
  • Понимает методы сбора и анализа аварийности при ее изучении
  • Знает степени опасности пересечений и возможные мероприятия по снижению степени опасности
  • Понимает принципы ОДД при специфических дорожных условиях
  • Анализирует условие движения в зависимости от погодных эффектов
  • Имеет представление о возможных решениях снижения аварийности при различных погодных условиях
  • Знает принципы разделения движения ТП в пространстве
  • Понимает применение методики разделения ТП в пространстве
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие о дорожном движении. Система ВАДС. Структура деятельности по обеспечению функционирования системы ВАДС, основы профессиональной деятельности по ОДД
    Автомобилизация и дорожное движение. Основные направления и структура деятельности по обеспечению БДД. Управление системой ВАДС. Характеристика системы водитель – автомобиль - дорога - среда. Роль факторов риска и их сочетаний в возникновении ДТП.
  • Характеристики пешеходных потоков и их взаимосвязь с транспортными потоками
    Характеристики транспортных потоков. Понятие пешеходного потока. Интенсивность транспортного потока. Интенсивность пешеходного потока, плотность пешеходного потока, скорость передвижения пешеходов. Конфликты между пешеходами и транспортном. Определение необходимой ширины пешеходных дорожек, пешеходного перехода. Критерии проектирования пешеходных переходов в разных уровнях.
  • Основные методы ОДД, их назначение и возможное применение в соответствии с дорожно-транспортной ситуацией
    Направления и способы организации ДД. Типичные способы реализации имеющихся направлений с учетом конкретной дорожно-транспортной ситуацией, анализ, обоснование и выбор решения. Регулирование скоростного режима. Типичные дорожно-транспортные ситуации повышенной опасности. Разбор и анализ ДТП.
  • Транспортный поток и его основные параметры и характеристики, свойства параметров, их взаимосвязь
    Понятие транспортного потока, его основные характеристики и их определение, понятийный аппарат, математическое описание транспортного потока. Коэффициенты приведения. Пропускная способность дороги и ее определение. Взаимосвязь пропускной способности со скоростью движения , пропускная способность и плотность движения.
  • Пешеходные пути, их особенности, структура формирования и основные свойства
    Общие задачи. Особенности пешеходного движения. Организация движения пешеходов по тротуарам. Виды пешеходных переходов. Организация пешеходных переходов через проезжую часть, варианты их размещения. Треугольник видимости «водитель-пешеход» на наземном пешеходном переходе
  • Основные характеристики улично-дорожной сети и взаимосвязь сочетаний ее отдельных элементов
    Элементы улично-дорожной сети. Допустимые нормы и порядок сочетания составляющих элементов. Технические требования к числу полос движения, ширине проезжей части, рекомендуемой длине прямых участков, радиусов кривых в плане и профиле, допустимая величина продольного и поперечного уклона.
  • Основные методы сбора, анализа и изучения аварийности как основы мероприятий по обеспечению БД методами ОДД
    Понятие ДТП. Отчетные и не отчетные ДТП. Система сбора и учета ДТП. Учетная карточка ДТП. Формирование банка сведений. Анализ статистического материала. Карта ДТП, линейный график, масштабная схема. Прямые и косвенные потери от ДТП.
  • Анализ конфликтной загрузки пересечений, установление степени их опасности, основные мероприятия по снижению степени опасности
    Основная диаграмма транспортного потока. Устойчивое, неустойчивое , предзаторовое и заторовое состояние транспортного потока. Понятие уровня загрузки дороги движением. Связь интенсивности движения со средней скоростью транспортного потока.
  • Особенности и возможности ОДД в специфических дорожных и погодных условиях (дорожные работы, темное время суток, туман, зимние условия, места ДТП)
    Организация движения в специфических условиях. Специфика движение в темное время суток. Искусственное освещение улиц и дорог. Организация движения в зимних условиях. Ледовые переправы и зимники. Движение на горных участках дорог (серпантины, тоннели). Железнодорожные переезды и паромные переправы. Организация движения в местах производства дорожных работ.
  • Разделение движения транспортных потоков в пространстве и во времени. Основные приемы и возможности
    Канализированное движение на перегоне, использование технических средств для канализации. Канализированное движение в зоне перекрестков. Улучшение организации движения. Разделение движения во времени. Введение приоритета в движении. Использование технических средств для введения приоритета в движении. Практические приемы разделения движения во времени
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Особенности организации экзамена в 4 модуле 2019-2020 учебного года: Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе MS Teams. К экзамену необходимо подключиться не позднее 1 ч после начала экзамена. Отвечать по одному согласно списку или по готовности.. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams, подключение к сети Интернет. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон, а также назвать ФИО перед ответом. Номера вопросов (билетов) студентам будут названы преподавателем после начала экзамена. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент сможет продолжить участие в экзамене, после того как будут опрошены все другие студенты. До начала экзамена студентам будут предложены оценки, которые преподаватель счел нужным поставить до экзамена за активную работу на занятиях, если оценка удовлетворяет студента то она будет автоматом поставлены за экзамен без опроса. Если студент желает ее повысить, то он может сдавать экзамен на более высокую оценку.
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Письменная работа
  • неблокирующий Мини-тесты
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Аудиторная работа + 0.1 * Мини-тесты + 0.1 * Письменная работа + 0.5 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Безопасность дорожного движения : учеб. пособие / А.А. Беженцев. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. — 272 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924831
  • Под ред. Костина К.В. - ОРГАНИЗАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 229с. - ISBN: 978-5-534-11811-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/organizaciya-i-bezopasnost-dorozhnogo-dvizheniya-446186

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Автомобильные транспортные средства : международные требования к конструкции и эксплуатации, Прокофьев, М. В., 2005
  • Глухов, А. К. Психологические аспекты безопасности дорожного движения в России [Электронный ресурс] / А. К. Глухов. - М.: Логос, 2013 . - 64 с. - ISBN 978-5-98704-738-5.
  • Развитие и современное состояние работ по организации дорожного движения: Учебное пособие / Кораблев Р.А. - Воронеж:ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова, 2016. - 766 с.