• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
20
Апрель

Городской общественный транспорт

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
6
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс поделен на два параллельно идущих смысловых блока: 1) "Государственное и муниципальное управление в сфере пассажирских перевозок"; 2) "Организация, планирование на городском пассажирском транспорте". Содержание первого блока студенту даются общие профессиональные навыки и компетенции в области государственного и муниципального управления в сфере пассажирских перевозок, включая знание современного международного опыта, понимание специфики России и умение работать с действующими нормативно-правовыми актами. В рамках второго блока студенту даются общие профессиональные навыки и компетенции в области организации, планирования и управления регулярными муниципальными пассажирскими перевозками. Под этим подразумевается освоение профессиональной терминологии, разбор понятий, задач и целей проектирования такой подсистемы города как «городской общественный транспорт», получение необходимых для такого проектирования знаний, умений и навыков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью дисциплины является формирование у студента компетенций в области организации, планирования и управления регулярными муниципальными пассажирскими перевозками.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает краткую предысторию развития МПТ в России и мире.
  • Понимание основных практик управления регулярными перевозками
  • Понимание примеров (кейсов) использования соответствующих практик управления регулярными перевозками
  • Владение терминологией
  • Усвоение знаний об управлении пассажирскими перевозками
  • Умение работать с нормативно-правовыми актами и иными документами
  • Может сформулировать задачи ГОТ и аргументировать его необходимость для разных типов городов и городских агломераций
  • Может сформулировать понятия транспортного спроса и предложения
  • Знает основные процессы планирования и организации пассажирских перевозок в городе/агломерации
  • Знает различные классификации ГОТ и сферы применения соответствующих видов ОТ
  • Знаком с информационным обеспечением ГОТ и мировыми практиками в этом вопросе (GTFS)
  • Может сформулировать основнае понятия/ингредиенты ГОТ и связь между ними
  • Знает рекомендованную структуру Базы данных ГОТ, поддерживающую количественное описание вышеприведённых ингредиентов ГОТ
  • Умеет определить понятия качества ГОТ с точек зрения пассажира, организатора перевозок и города
  • Знаком с мировым опытом оценки квчества ГОТ
  • Ознакомлен с рекомендованными показателями, индикаторами и нормативами качества ГОТ и методами их оценки
  • Ознакомлен с методами анализа интегрального времени передвижения/временных изохрон
  • Ознакомлен с требованиями мониторинга качества
  • Ознакомлен с методами построения пассажиропотоков на маршрутах и их использованием для аналитики
  • Ознакомлен с методами автоматическойй диагностики межмаршрутного дублирования и выделения из сети маршрутных кустов
  • Ознакомлен с работой симуляционной системы, построенной на базе пассажиропотоков - оценивающей влияние модификации маршрутного куста на стоимость перевозок и качество обслуживания пассажиров
  • Может идентифицировать "узкие места" в анализируемом варианте маршрутной сети/маршрутного куста и формировать дорожную карту совершенствования
  • Умеет формировать сценарии маршрутных сетей/кустов и проводить их анализ
  • Умеет проводить функционально-стоимостной анализ и выбор предпочтительного сценария
  • Знаком с системами ЛРТ, БРТ и др.
  • Знаком с различными видами фиксированных маршрутов, используемых в мировой практике
  • Знаком с методами составления расписаний и мировым опытом
  • Знаком с подготовкой данных для расписаний - времена пробегов, отстои, законы о труде и отдыхе
  • Умеет анализировать качества расписаний и ознакомлен с работой компьютерного пакета
  • Знаком с методами эффективных расписаний- диффкренцированные интервалы движения, межмаршрутные переключения, коридорная и фидерная координация, электробусы, автономные ТС
  • Ознакомлен с влиянием технических и внешних факторов на расход энергии
  • Ознакомлен с работой компьютерной симуляционной системы по ТЭО внедрения электробусов
  • Ознакомлен с влиянием внедрения электробусов на расписание, требования к инфраструктуре и потребной энергии
  • Ознакомлен с особенностями работы электротранспорта
  • Ознакомлен с необходимостью организации Центра планирования ГОТ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 14. Контракты на пассажирские перевозки (международный опыт)
  • Тема 13. Дерегулирование автобусов в Великобритании
  • Тема 15. Пассажирские перевозки в развивающихся странах
  • Тема 1. Основные элементы массового пассажирского транспорта
  • Тема 18. Федеральный закон 220-ФЗ от 13 июля 2015 года
  • Тема 12. Исторические модели организации перевозок
  • Тема 19. Новая модель взаимодействия с частными перевозчиками в Москве
  • Тема 17. История организации перевозок в России
  • Тема 21. Организация межмуниципальных и межрегиональных перевозок и регулирование дополнительных видов транспорта
  • Тема 20. Контракты на регулярные перевозки в России
  • Тема 3. Подходы к планированию массового пассажирского транспорта: институциональные факторы и роль транспортного эксперта
  • Тема 16. Организационные формы в общественном транспорте
  • Тема 2. История, классификация и региональные особенности массового пассажирского транспорта
  • Тема 6. Определение структуры транспортной сети и области применения уникальных видов пассажирского транспорта
  • Тема 4. Определение структуры транспортной сети и области применения рельсовых видов пассажирского транспорта
  • Тема 5. Определение структуры транспортной сети и области применения безрельсовых видов пассажирского транспорта
  • Тема 7. Определение потребностей в транспортном обслуживании
  • Тема 8. Основы проектирования маршрута и маршрутной сети
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практические работы
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Тест
    Особенности проведения теста в 3 модуле 2020-2021 учебного года: Тест проводится на платформе LMS ВШЭ. К тесту необходимо подключиться согласно расписанию. Проверка доступа к платформе LMS будет организована на последнем занятии 3 модуля. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: подключение к сети Интернет, поддержка MS Teams, доступ к LMS. Для участия в тесте студент обязан: явиться согласно расписанию, подключиться к видеосвязи по платформе MS Teams, находиться на видеосвязи с выключенными камерой и звуком в ходе прохождения всего теста. Во время теста студентам запрещено: связываться с другими студентами, пользоваться видеозаписями лекций и презентациями, смотреть ответы в интернете. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.3 * Тест + 0.3 * Работа на семинарах + 0.2 * Практические работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Finger, M., & Holvad, T. (2013). Regulating Transport in Europe. Cheltenham: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=641212
  • Ryzhkov, A. (2018). Local public transport in Russia: Regulation, ownership and competition. Research in Transportation Economics, (C), 207. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.retrec.v69y2018icp207.217
  • White, P. (2016). Public Transport : Its Planning, Management and Operation (Vol. Edition 6). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1435630

Рекомендуемая дополнительная литература

  • David A. Hensher, & Ian P. Wallis. (2005). Competitive Tendering as a Contracting Mechanism for Subsidising Transport: The Bus Experience. Journal of Transport Economics and Policy, (3), 295. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.tpe.jtecpo.v39y2005i3p295.322
  • Gwilliam, K. (2008). Bus transport: Is there a regulatory cycle? Transportation Research Part A: Policy and Practice, (9), 1183. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.transa.v42y2008i9p1183.1194
  • van de Velde, D. M. (1999). Organisational forms and entrepreneurship in public transport: classifying organisational forms. Transport Policy, (3), 147. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.trapol.v6y1999i3p147.157
  • Vuchic, V. R. (2005). Urban Transit : Operations, Planning, and Economics. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1631869
  • Wong, Y. Z., & Hensher, D. A. (2018). The Thredbo story: A journey of competition and ownership in land passenger transport. Research in Transportation Economics, (C), 9. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.retrec.v69y2018icp9.22